30 лет "Транссибскому Аду"
aleks070565 — 04.06.2019Железнодорожная катастрофа на на участке дороги Аша – Уфа, случившаяся 4 июня 1989 года, унесла жизни почти 600 человек, треть из которых были детьми.
Два поезда №211 Новосибирск — Адлер и №212 Адлер — Новосибирск встретились в одной точке. Внутри поездов находилось (по официальным данным) 1370 человек, включая 383 ребенка. Однако отметим, что на детей до пяти лет билеты не продавались, а люди ехали семьями на отдых и с отдыха. В катастрофе трагически погибли талантливые юные хоккеисты школы «Трактор» 1973 года рождения – двукратные чемпионы СССР — из десяти мальчишек, выжил лишь один.
По официальным оценкам сила взрыва равнялась 300 тоннам в тротиловом эквиваленте. Взрыв уничтожил два поезда, встретившихся в роковом совпадении на 1710 километре Транссиба — выгоревшие и выгнутые дугой вагоны, рельсы, скрученные в узел и сотни сгоревших людей. Одиннадцать вагонов, сошедших с рельс, семь из которых выгорели до тла...
Трубопровод ПК-1086 Западная Сибирь
— Урал — Поволжье, построенный в 1984 году планировался под
транспортировку нефти, однако в последний момент его
"перепрофилировали" под продуктопровод — транспортировку "широкой
фракции легких углеводородов" — смеси пропана, бутана и более
тяжелых углеводородов. Это была одна из первых ошибок на пути к
катастрофе.
273 километра трубопровода (из 1852
километров общей длины) — проходили непосредственно около железной
дороги и в некоторых местах трубопровод опасно сближался с
населенными пунктами (участок 1428-го по 1431-й километр ПК-1086
прошел менее чем в километре от башкирской деревни Средний Казаяк),
что является грубейшим нарушением безопасности.
Принятое решение о проведении
земляных работ на 1431-м километре и работавшие там мощные
экскаваторы, причинили механические повреждения и даже после
окончания работ не была проверена изоляция и сохранность
трубопровода на проводимом участке строительства.
Четыре года через узкую щель длиной
1,7 метра в окружающую среду вытекала пропаново-бутановая смесь —
испарялась, смешивалась с воздухом и, будучи тяжелее него,
скапливалась в низине, расположенной всего в 900 метрах от
Транссиба.
Ужасен тот момент, что машинисты
обращали внимание диспетчеров участка на сильный запах газа в
районе 1710-го километра дороги, но диспетчеры не обращали внимания
на жалобы. Также было отмечено падение давления в трубопроводе, но
вместо того, чтобы проверить, с чем это связано, было принято
решение увеличить подачу газа, для компенсации давления.
Моменты в роковой случайности —
поезда Новосибирск — Адлер и Адлер — Новосибирск никак не могли
встретиться в этой роковой точке ни при каких обстоятельствах, если
бы следовали по расписанию. Однако технические причины задержали
поезд №212, а 211 останавливался на станции из-за рожавшей женщины.
Таким образом совокупность множества моментов, халатности и
беспечности, немыслимое в своих кошмарах совпадение, привело к
катастрофе.
Два опаздывающих поезда встретились
на 1710-м километре Транссиба в 1:14 ночи, где в результате
случайной искры от затяжного торможения (а быть может от
выброшенного окурка) воспламенилось газовое озеро, и взрыв газа
превратил дорогу, лес и два поезда в кромешный горящий ад.
В гигантском пожаре мгновенно
сгорели более 250 человек. Точные цифры невозможно указать, т.к. в
эпицентре взрыва температура достигала 1000 градусов и плавилось
все. От многих пассажиров не осталось вообще ничего, многие,
обожженные, умирали уже в больницах — туда было доставлено 317
человек. Люди погибали семьями, дети — целыми классами вместе с
преподавателями, сопровождавшими их на отдых. Многим не оставалось
ничего для опознания и захоронения. Около 700 человек получили
различные травмы, многие остались инвалидами на всю жизнь.
По словам очевидца — милиционера, прибывшего одним из первых на
место катастрофы — горело все — лес, рельсы, вагоны, люди.
Милиционеры отлавливали бегающих как факелы людей и пытались сбить
с них огонь.
Поразительным моментом является
кортеж Горбачева и Рыжкова, выехавший на место катастрофы — на 6
часов были перекрыты все подъездные пути и многие семьи так и не
застали своих умирающих родственников живыми. Еще не осевший от
погибших пепел и 200 гектар леса сровняли мощнейшей техникой с
землей, опасаясь эпидемии.
Трубопровод ПК-1086 был закрыт и
демонтирован. Засыпанная низина была засажена новыми деревьями. В
1992 году был открыт мемориал и появилась новая платформа «1710-й
километр», около которой останавливаются все электропоезда.
Обвинения в трагедии, после
шестилетнего разбирательства, были предъявлены работникам
строительно-монтажного управления, однако почти все отделались лишь
минимальными, а то и вовсе условными сроками.
Катастрофа стала одной из самых крупных из трагедий, случившихся на
закате СССР.
|
</> |