30 лет динамичных изменений.


"Последняя война Российской Империи"
Цитата большая, помещаю под кат:
"В течение XIX столетия Европа сделала самые размашистые шаги в своей истории на пути цивилизации и прогресса.
Повседневная жизнь большинства людей за это время претерпела невероятные изменения. Европеец, родившийся, скажем, в 1815 году и доживший до 1900 года, сходил в могилу с ощущением того, что прожил свой век в двух разных мирах.
В дни его юности путешественник, отправлявшийся с почтовым дилижансом на сравнительно небольшое расстояние, — например, из Бремена в Лейпциг (около 300 км), — прибывал в пункт назначения к вечеру четвертого дня, чувствуя себя совершенно разбитым. Поиски гостиницы оборачивались неприятными блужданиями в кромешной тьме городских улиц, лишь кое-где слабо освещенных тусклым светом коптящего фонаря. Обретя, наконец, ночлег, он поднимался к себе в номер и пытался зажечь сальную свечу при помощи кремня. Когда ему это удавалось, руки его обыкновенно бывали изранены. Если он хотел отослать письмо или, наоборот, ожидал корреспонденции, то ему приходилось задержаться в гостинице на несколько дней, потому что почтовая карета приходила в Лейпциг лишь дважды в неделю (эту образную картину начертал профессор Гофман в своем докладе, прочитанном в 1890 г. на Бременском съезде немецких естествоиспытателей. См.: М. Нордау. Вырождение. Современные французы. — М., Издательство «Республика», 1995. С. 45). Примерно так же европейцы жили и путешествовали в предыдущие столетия — во времена «короля-солнце» или Реформации.
Но буквально за несколько десятилетий пространство и время стремительно сжались. Человека окружили вещи, в которых словно воплотились укрощенные силы природы — телефон, телеграф, двигатель внутреннего сгорания, различные электротовары и т. п.
Благодаря железным дорогам и пароходам появилась возможность «добраться до Вавилона и вернуться назад засветло», как пелось в одной английской детской песенке. Если в начале века число путешественников в Германии, Франции и Англии не превышало двух с половиной миллионов, то в 1891 году по дорогам этих стран перемещалось уже 614 миллионов человек. Пересечение государственных границ для частных лиц было совершенно свободным, не нужно было заполнять никаких анкет, не спрашивали даже паспорта — на границе в вагон заходили только таможенники.
Новости разносились мигом. Каждое утро газеты погружали своих читателей в море событий, происшедших накануне на разных континентах: установление французского протектората над Тунисом, провозглашение Румынии королевством, цареубийство в России, открытие Естественно-исторического музея в Лондоне, основание Американского Красного Креста, восстание Махди в Судане…
Простой обитатель городских предместий имел теперь более широкое представление о международной политике, чем сто лет тому назад — первый министр крупного государства. Какая-нибудь гувернантка вела более интенсивную переписку, чем в прежнее время университетский профессор, а торговец средней руки устраивался в отеле с большим комфортом, чем Наполеон в Тюильри.
Использование новых строительных материалов и технологий позволило застроить города высотными зданиями и перекинуть через реки стальные арки мостов. Внедрение электрического освещения привело к тому, что для работы в четырех стенах отпала необходимость в дневном свете.
На улицах европейских столиц теперь царил несмолкаемый шум, подобный реву Ниагары. Ежеминутно по ним проносились десятки транспортных средств — нескончаемый поток омнибусов, кабриолетов, трамваев, автомобилей, трехколесных мотороллеров.
По сторонам запруженных мостовых выросли гроздья новых увеселительных заведений, над входом в которые даже ночью сияла электрическая реклама, открылись кинотеатры, появились киоски с газированной водой. Магазины и рестораны неимоверно укрупнились, став настоящими дворцами торговли и чревоугодия, кафе и чайные превратились в «дома» («corner houses», «maisons»).
Благодаря железным дорогам и пароходам появилась возможность «добраться до Вавилона и вернуться назад засветло», как пелось в одной английской детской песенке. Если в начале века число путешественников в Германии, Франции и Англии не превышало двух с половиной миллионов, то в 1891 году по дорогам этих стран перемещалось уже 614 миллионов человек. Пересечение государственных границ для частных лиц было совершенно свободным, не нужно было заполнять никаких анкет, не спрашивали даже паспорта — на границе в вагон заходили только таможенники.
Новости разносились мигом. Каждое утро газеты погружали своих читателей в море событий, происшедших накануне на разных континентах: установление французского протектората над Тунисом, провозглашение Румынии королевством, цареубийство в России, открытие Естественно-исторического музея в Лондоне, основание Американского Красного Креста, восстание Махди в Судане…
Простой обитатель городских предместий имел теперь более широкое представление о международной политике, чем сто лет тому назад — первый министр крупного государства. Какая-нибудь гувернантка вела более интенсивную переписку, чем в прежнее время университетский профессор, а торговец средней руки устраивался в отеле с большим комфортом, чем Наполеон в Тюильри.
Использование новых строительных материалов и технологий позволило застроить города высотными зданиями и перекинуть через реки стальные арки мостов. Внедрение электрического освещения привело к тому, что для работы в четырех стенах отпала необходимость в дневном свете.
На улицах европейских столиц теперь царил несмолкаемый шум, подобный реву Ниагары. Ежеминутно по ним проносились десятки транспортных средств — нескончаемый поток омнибусов, кабриолетов, трамваев, автомобилей, трехколесных мотороллеров.
По сторонам запруженных мостовых выросли гроздья новых увеселительных заведений, над входом в которые даже ночью сияла электрическая реклама, открылись кинотеатры, появились киоски с газированной водой. Магазины и рестораны неимоверно укрупнились, став настоящими дворцами торговли и чревоугодия, кафе и чайные превратились в «дома» («corner houses», «maisons»).
Европейское общество в целом стало более обеспеченным и гуманным. Резкий демографический всплеск (только в период с 1880 по 1910 год численность населения в Австро-Венгрии выросла на 35%, в Германии на 43%, в Великобритании на 26%, в России — почти вдвое) и расширение колониальных владений привели к увеличению спроса и предложения на товары. Наихудшие условия труда и быта низших слоев населения были смягчены. Малолетние дети больше не работали на фабриках, продолжительность рабочего дня сократилась до 9–11 часов, профсоюзное движение ограничило произвол хозяев предприятий. Вопреки утверждению теории марксизма об абсолютном обнищании пролетариата*, экономическое благосостояние рабочего класса заметно улучшилось. Налаживание массового производства привело к удешевлению товаров. Теперь семья квалифицированного рабочего могла позволить себе покупку газет, книг, мебели и других предметов бытовой обстановки, по воскресеньям у нее появилась возможность сходить не только в церковь, но в синематограф, цирк, музей, театр. Рост заработной платы был подкреплен законами о пенсионном и медицинском страховании."
Уважаемый С.Э Цветков прекрасно написал-
"Европеец, родившийся, скажем, в 1815 году и доживший до 1900 года, сходил в могилу с ощущением того, что прожил свой век в двух разных мирах."
Так и мы сейчас, прожившие эти 30 лет после краха Советской власти-
мы живём в двух разных мирах.
Я начинаю писать этот пост и буду его непрерывно дополнять.
Нумерацию буду ставить не по важности изменений, а как написалось
1) Крестовые саморезы. Вот кто ввинчивал шурупы под плоский шлиц в СССР, тот поймёт меня-
повсюду сейчас только саморезы под крестовую отвёртку.
Когда в далёком 1986 году я будущей жене устанавливал крепление на лыжи, там было четыре
шурупа с под крестовую отвёртку, а остальные- под плоскую. А в магазигах, я же делал ремонт квартиры в 1990 году- никаких шурупов/саморезов под крестовую отвёртку не было.
СССР демонстрировал свою отсталость лет на 40-50 от Европы и США.
2) Я сижу перед окном, за окном- фонарный столб уличного освещения.
На нём- светодиодная лампа. И дома у меня уже только светодиодные или энергосберегающие лампы
3)А вот это очень важное, огромное изменение- это отношение в пациенту в поликлинике.
Где это окошечко и дама в окошечке, полная собственной значимости, выдающая таллоны на посещение врача? В прошлом это.
Да вот пример из жизни:
https://leonid-vlad.livejournal.com/670343.html
Такое было возможно в СОВКЕ?
4) И также изменилось отношение к покупателям в магазинах.
Кстати, я, отработавший в сервисе 12 лет, не считаю,
что "покупатель всегда прав"- но я так должен был работать.
5) Автомобили, автомобили. Буквально всё заполонили-
тогда, в 80-е годы прошлого века А.Пугачёва об этом пела- а за тридцать лет это полностью осуществилось
6) Удобства, бытовые удобства.
Да кто мог 30 лет назад поставить себе дома, в городской квартире, бойлер для горячей воды
на ту пару недель, когда воду отключают?
А на даче? Да, полно летних дачных душей-- бочка, нагреваемая солнцем.
Но сколько уже кругом меня и у меня бойлеров для горячей воды, и для душа, и для кухни.
А сколько дач оборудовано септиком- и это количество растёт.
А сколько дач становится загородным домом для постоянного проживания.
7) Изменились и кладбища. Обычные кладбища города,
не Новодевечье, "оделись в гранит"-
https://leonid-vlad.livejournal.com/602450.html
8) Доступность электроинструмента. Да, у меня "руки из жопы", и строгать рубанком-
то ещё для меня удовольствие.
Но теперь раз- и готово, электрорубанком. А я помню, каким он был дефицитом.
Буду вспоминать и дописывать.
Ведь мы уже привыкли жить в этом изменённом мире и изменения не замечаем.
Буду рад комментариям, которые смогу использовать как дополнения.
|
</> |