№3

Некая бельгийская исследовательница создала ГМ мышь, гиперчувствительную к запаху взрывчатки. Более половины нейронов обонятельной луковицы экспрессируют ген рецептора, реагирующего на молекулы конкретного вещества, речь идет о 2,4-динитротолуоле (как аналоге запаха тротила). Восприимчивость животного к данному аромату может быть повышена в 500 раз. Применение очевидно: мышь становится биосенсором для поиска, скажем, противопехотных мин и проч. взрывчатых материалов. В полевых условиях еще не проверялось – понятно, что есть целый ряд технических вопросов, которые придется решить. Шарлотта (так зовут бельгийку) предлагает имплантировать под кожу мышей чипы, фиксирующие соответствующую поведенческую реакцию на вещество и посылающие сигнал.
Окажется ли это в итоге эффективным… Но это частный пример. Так или иначе, подобные разработки последнего времени, вроде дистанционно управляемых жуков или ГМ-животных, предвещают условный этап №3. В начале своей истории человек рекрутировал ‘естественные’ мощности, такие как огонь, мышцы быков или реакции брожения. Позже он научился конструировать не существующие в природе механизмы и синтезировать новые материалы. Это можно назвать этапом ‘искусственного’, и современная цивилизация построена таким образом. Теперь же представляется, что различие между организмом и механизмом начнет постепенно размываться, причем сближение будет происходить с обеих сторон. Первые будут существенно модифицироваться, вторые в значительной степени выращиваться; граница между ними станет условной, вплоть до невозможности надежно определить способ происхождения объекта.
И я не вижу причин тому, чтобы дело ограничилось эксплуатацией низкоуровневых молекулярных биотехнологий, вроде живых сенсоров, сверхпрочной паутины или специально выведенных микроорганизмов, поедающих раковые клетки. Есть как минимум еще одна область, где эволюция создала эффективный инструмент – это область когнитивных задач. Возможно, для решения определенных классов проблем будут применяться не компьютеры, а аниматы, включающие в себя нервную ткань, функционально гомологичную избранным отделам мозга. Таким образом, дихотомия искусственного и естественного интеллекта будет переформулирована как-то иначе.
В качестве бонуса: экспериментально показано, как с помощью магнитного поля можно влиять на базовые установки личности. Негативная информация у человека обычно инкорпорируется в систему его представлений с большим трудом, нежели положительная. То есть между восприятием плохих и хороших новостей сохраняется определенная асимметрия. Но если транскраниальной магнитной стимуляцией воздействовать на левую нижнюю лобную извилину, то асимметрия исчезает.
Tali Sharot et. al (2012) Selectively altering belief formation in the human brain -- PNAS [Full Text]