3 удивительных особенности картины Клода Моне "Сорока"
non_critical — 15.12.2024Мы присмотрелись к самому большому зимнему пейзажу Моне и обнаружили несколько удивительных деталей.
Зимние сцены Курбе вдохновляли Моне, хотя он и преобразовал реалистический драматизм в тихую красоту
В середине 1850-х годов французский художник Гюстав Курбе начал писать серию пейзажей своего родного региона Франш-Конте, покрытого снегом. Курбе называл эти картины "эффектами снега", которые исследовали уникальные визуальные впечатления от зимней местности. Реалист, склонный к драматизму, Курбе часто писал энергичные сцены охоты. Эти новаторские полотна оказали влияние на нескольких художников, которые в конечном итоге стали основоположниками импрессионизма, включая Альфреда Сислея, Камиля Писсарро и, конечно же, Моне.
Но если сцены Курбе подчеркивают жестокий драматизм зимы, то картины Моне, такие как "Сорока", посвящены тонкостям визуального восприятия и носят созерцательный, даже радостный характер. Историки отмечают, что Моне, вероятно, переехал в Этретат в надежде оправиться от приступа депрессии. Смена обстановки, похоже, пошла ему на пользу. Он писал своему другу, художнику Фредерику Базилю:
Я уезжаю в деревню, которая здесь очень красива... Я нахожу [ее], пожалуй, еще более очаровательной зимой, чем летом, и, естественно, я все время работаю
Картина Моне "Сорока" отбрасывает провокативную тень
Обратите внимание на тени, отбрасываемые каменной стеной и воротами на картине "Сороки" - Моне написал эти тени в бледных серовато-голубых тонах. Его снежно-белый цвет тоже, как можно заметить, тронут голубым. Это были нетрадиционные для того времени цветовые решения, но они соответствовали тщательному восприятию Моне. На остроту зрения Моне повлияло его обучение у Эжена Будена, наставника художника, который сам находился под влиянием голландского живописца Йохана Бартольда Йонгкинда. Йонгкинд считается предтечей импрессионизма и призывал художников писать картины непосредственно с натуры. В 1862 году Моне познакомился с Йонгкиндом в Нормандии. Под влиянием голландского художника Моне начал фокусироваться на оптическом цвете вместо локального — то есть на цвете, как он воспринимается, а не на врожденном цвете объекта. Позднее Моне писал: "Дополняя учение, полученное мною от Будена, Йонгкинд с того момента стал моим настоящим учителем... Именно он завершил обучение моего глаза".
Но бледные голубоватые тени "Сороки", хотя и совершенно непримечательные для сегодняшнего зрителя, казались современникам неестественными и отталкивающими.
[Публика], привыкшая к терпким соусам, приготовленным поварами художественных школ и академий, была поражена этой бледной картиной
— писал Феликс Фенеон о реакции публики на картину "Сорока". Сегодня картина Моне считается идиллической зимней сценой, но в 1869 году она была отвергнута Салоном за свой новаторский подход.
Этот белый-на-белом пейзаж, возможно, был вдохновлен аномально холодными зимами
Сегодня искусствоведы выделяют "Сороку" и другие зимние пейзажи Моне за их хроматическую виртуозность, ограниченную палитру и работу кистью. "Синева длинных теней создает тонкий контраст с кремовой белизной неба и пейзажа", — пишет о картине искусствовед Майкл Ховард.
Несмотря на визуальное новаторство, применение Моне белого на белом, возможно, было вызвано более повседневными реалиями — чередой особенно суровых зим. Для выставки 1998 года "Импрессионисты зимой: эффекты снега" в Вашингтоне под кураторством Элизы Рэтбоун, на которой были представлены зимние пейзажи 63 художников-импрессионистов, было проведено исследование, выводы которого состояли в том, что, помимо композиционных соображений, обилие зимних импрессионистских пейзажей стало результатом нескольких очень морозных зим конца 1860-х и начала 1870-х годов.
Титры
Материал подготовлен Вероникой Никифоровой — искусствоведом,
основательницей проекта «(Не)критично».
Я веду блог «(Не)критично», где можно
прочитать и узнать новое про искусство, моду, культуру и все, что
между ними. В подкасте вы можете послушать беседы с
ведущими экспертами из креативных индустрий, вместе с которыми мы
обсуждаем актуальные темы и проблемы мира искусства и моды. Также
можете заглянуть в мой личный телеграм-канал «(Не)критичная Ника»: в нем меньше теории
и истории искусства, но больше лайфстайла, личных заметок на полях
и мыслей о самом насущном.
Еще почитать:
• Дружба в мире искусства: Александр Родченко Х Владимир
Маяковский
• Энди Уорхол и его кошачья колония: история любви к
искусству и животным
• 7
неудачных картин известных художников
• Почему "Маленькая танцовщица" Эдгара Дега вызвала такой
скандал?
• Музы и модели: таксы в искусстве