рейтинг блогов

Выставка Виктора Попкова. Фото- и видеообзор

топ 100 блогов classic_art_ru24.12.2024
Выставка Виктора Попкова. Фото- и видеообзор 24-4501.jpg

В Третьяковской галерее на Кадашёвской набережной проходит выставка Виктора Попкова (до 11 мая 2025 года). Виктор Ефимович Попков (1932-1974) - один из ведущих мастеров отечественного искусства, определивших его облик во второй половине ХХ века. Волновавшие художника вечные темы жизни и смерти, добра и зла, труда и праздности, мира и войны, любви и отчуждения остаются актуальными и в XXI веке. Экспозиция охватывает более 200 живописных и графических произведений из государственных музейных и частных собраний. Это наиболее полный за последние годы показ работ Виктора Попкова, который предлагает новый, современный взгляд на его творчество. Живопись и графика на выставке сгруппированы тематически. Объединение разных видов изобразительного искусства внутри разделов позволяет проследить развитие главных замыслов художника.

Художник трагически ушел из жизни в расцвете творческих сил, полным энергии и замыслов. Несмотря на непродолжительный, около 20 лет, путь в профессии, Попков оставил богатейшее живописное и графическое наследие.

Выставка Виктора Попкова. Фото- и видеообзор 24-4503.jpg
Автопортрет, 1963. Картон, масло. Томский областной художественный музей


Выставка Виктора Попкова. Фото- и видеообзор 24-4508.jpg

Тема труда - центральная в раннем творчестве Попкова. Прозвучавшая в графическом цикле «Транспорт» (1958), она получает свое продолжение в масштабных живописных полотнах «Весна в депо» (1958) и «На работу» (1961), где внимание художника сфокусировано на повседневных эпизодах трудовых будней и на фрагментах индустриального строительства. Самое значительное и самое известное произведение этого периода - полотно «Строители Братска» (1960-1961), ставшее в истории русской живописи эталоном «сурового стиля», наряду с картинами «Ремонтники» Таира Салахова, «Наши будни» (обе - 1960) Павла Никонова, «Плотогоны» (1960-1961) Николая Андронова. Работа «Строители Братска» закрепила за Попковым статус молодого талантливого живописца и одного из лидеров своего поколения. Замысел картины родился во время поездки на строительство Братской ГЭС, где Попков работал в составе творческой группы. Художник нашел необычную композиционную форму, где строители не заняты трудом, но будто предстоят перед зрителем, а сама сцена напоминает театральные подмостки. Каждая фигура - это тип и характер, за которым прочитывается своя судьба.

Выставка Виктора Попкова. Фото- и видеообзор 24-4553.jpg
Строители Братска, 1960-1961. Холст, масло. ГТГ


Выставка Виктора Попкова. Фото- и видеообзор 24-4551.jpg
Студенты на практике, 1964. Холст, темпера. ГРМ


Выставка Виктора Попкова. Фото- и видеообзор 24-4550.jpg
Бригада отдыхает. 1962-1965. Холст, темпера. ГТГ


Выставка Виктора Попкова. Фото- и видеообзор 24-4554.jpg
На работу, 1961. Холст, темпера. Ульяновский областной художественный музей


Выставка Виктора Попкова. Фото- и видеообзор 24-4500.jpg
На лесах Большого театра, 1959. Холст, масло. Переславль-Залесский музей-заповедник


Выставка Виктора Попкова. Фото- и видеообзор 24-4507.jpg
Два отражения, 1963. Бумага, гуашь. Собрание семьи художника


Выставка Виктора Попкова. Фото- и видеообзор 24-4596.jpg
У Белого моря, 1965. Холст, масло. Коллекция Арт Русь


Выставка Виктора Попкова. Фото- и видеообзор 24-4511.jpg
"Хороший человек была бабка Анисья", 1971-1973. Холст, масло, темпера. ГТГ

 Выставка представляет графическое творчество Попкова во всем разнообразии жанров и техник. Ранние линогравюры из серии «Транспорт» (1958), крупноформатные гуаши из «целинного» цикла, камерные карандашные и акварельные интерьеры, а также натурные этюды из многочисленных поездок по стране дают наглядное представление о таланте Попкова-графика.

Выставка Виктора Попкова. Фото- и видеообзор 24-4543.jpg
Выходной день, 1958. Из серии Транспорт. Бумага, цветная линогравюра. ГТГ


Выставка Виктора Попкова. Фото- и видеообзор 24-4512.jpg
Пейзаж с лодкой. Из серии "Зимняя Золотица" (1965-1966). Бумага, линогравюра. Собрание семьи художника


Выставка Виктора Попкова. Фото- и видеообзор 24-4515.jpg
Ветеран. Из серии "Зимняя Золотица" (1965-1966). Бумага, линогравюра. Собрание семьи художника


Выставка Виктора Попкова. Фото- и видеообзор 24-4516.jpg
У реки. Из серии "Зимняя Золотица" (1965-1966). Бумага, линогравюра. ГТГ


Выставка Виктора Попкова. Фото- и видеообзор 24-4517.jpg
Верхняя Золотица. Из серии "Зимняя Золотица" (1965-1966). Бумага, линогравюра. ГТГ

В обширном цикле «Мезенские вдовы» (1960-е) судьба русской деревни показана в ракурсе драматических коллизий ХХ века. Через скорбное повествование о старухах, в одиночестве доживающих свой век, художник рассказал о запустении северных селений, мужское население которых сгинуло в огне выпавших на долю России воин, а молодежь разъехалась по городам. Вдовий цикл Виктора Попкова стал воплощением оплакивания утрат и сохранения великой памяти. Он освящен любовью художника к его матери - солдатской вдове, воспитавшей троих детей в трудные военные и послевоенные годы. В основе картины «Воспоминания. Вдовы» (1966), одной из ключевых работ этого цикла, лежит реальная сцена, увиденная художником в деревне, расположенной на берегу северной реки Мезень. Совмещая живописные и графические приемы, пространственное построение с низкой перспективой и скупой контрастный колорит, художник придает композиции монументальную простоту и ясность. Он убирает все второстепенное ради выражения главного чувства - строгой, торжественной печали.

Выставка Виктора Попкова. Фото- и видеообзор 24-4619.jpg
Воспоминания. Вдовы, 1966. Холст, масло. ГТГ


Выставка Виктора Попкова. Фото- и видеообзор 24-4525.jpg

Середина 1960-х в творчестве Виктора Попкова отмечена активным обращением к бытовому жанру, а взаимоотношения людей и эпизоды из повседневной жизни становятся для художника одними из центральных тем. Интерес к жизни простых людей - характерная черта мирового искусства послевоенной поры, что наиболее ярко проявилось в кино. Киноискусство стало проводником и новой тематики, и новой эстетики, повлиявшей на другие области творчества. Неслучайно в наследии отечественных художников, среди которых Гелий Коржев, Георгий Никич-Криличевский и Виктор Попков, отмечается влияние кинематографа.

Выставка Виктора Попкова. Фото- и видеообзор 24-4544.jpg


Выставка Виктора Попкова. Фото- и видеообзор 24-4626.jpg
Виктор Попков. Двое. 1966. Холст, темпера. ГТГ

Значительные по форме и наполненные глубоким содержанием произведения Попкова «Развод. Светлана, мама, папа и бабушка», «Двое» (оба - 1966), «Семья Болотовых» (1967-1968) складываются в целый цикл.

Выставка Виктора Попкова. Фото- и видеообзор 24-4621.jpg


Выставка Виктора Попкова. Фото- и видеообзор 24-4622.jpg
Виктор Попков. Июль. Семья. 1969. Холст, масло. Коллекция Арт Русь


Выставка Виктора Попкова. Фото- и видеообзор 24-4617.jpg
Зимний пейзаж, 1961. Картон, масло. Собрание М.В. Дорофеева


Выставка Виктора Попкова. Фото- и видеообзор 24-4546.jpg
Мост в Архангельске, 1962. Холст, масло. Долгопрудненский историко-художественный музей


Выставка Виктора Попкова. Фото- и видеообзор 24-4547.jpg
Белая лошадь, 1961. Холст, масло. Волгоградский музей изобразительных искусств

Картина «Мой день. Встреча» (1968) занимает особое место в ряду многочисленных автопортретов художника. От первых изображений, датированных периодом обучения и характеризующихся попыткой точного воспроизведения своего внешнего облика, творчество художника эволюционировало к масштабным полотнам, в которых традиционные формы автопортрета осложнены элементами, присущими другим жанрам, насыщены особым психологизмом и иносказаниями.

Выставка Виктора Попкова. Фото- и видеообзор 24-4557.jpg
Мой день. Встреча, 1968. Холст, масло, темпера. ГТГ


Выставка Виктора Попкова. Фото- и видеообзор 24-4558.jpg
Воскресенье, 1967. Холст, масло. ГТГ


Выставка Виктора Попкова. Фото- и видеообзор 24-4559.jpg
Художник, 1969. Холст, масло. ГРМ


Выставка Виктора Попкова. Фото- и видеообзор 24-4561.jpg
Зимние каникулы, 1972. Холст, масло. ГТГ

Картина «Работа окончена» (1970) - одна из программных в творческом наследии Виктора Попкова. Этот автопортрет, написанный в мастерской с узнаваемым видом на сталинскую высотку у Киевского вокзала, отличается отсутствием привычного открытого взгляда автора, который смотрит на себя как бы со стороны. Ему удалось воспроизвести на холсте особое эмоционально-психологическое состояние, когда сон уставшего, обессиленного художника, отдавшего своей работе всю энергию и волю, становится похожим на тяжкое забытье. Тем более что встающая за его спиной ночная Москва в беспокойном и колеблющемся свете огней теряет привычные очертания и превращается в некий призрак, угрожающе надвигающийся и подавляющий своими размерами.

Выставка Виктора Попкова. Фото- и видеообзор 24-4568.jpg
Работа окончена, 1970. Холст, масло, темпера. ГРМ


Выставка Виктора Попкова. Фото- и видеообзор 24-4574.jpg
Рождение картины, 1974. Холст, масло. Музейное объединение Художественная культура Русского Севера, Архангельск


Выставка Виктора Попкова. Фото- и видеообзор 24-4569.jpg



Выставка Виктора Попкова. Фото- и видеообзор 24-4563.jpg
Мне 40 лет. Картон, темпера, масло. Собрание семьи художника


Выставка Виктора Попкова. Фото- и видеообзор 24-4571.jpg
В соборе, эскиз. Холст, масло. ГРМ


Выставка Виктора Попкова. Фото- и видеообзор 24-4572.jpg
Приходите ко мне в гости, 1974. Холст, масло. ГТГ


Выставка Виктора Попкова. Фото- и видеообзор 24-4575.jpg


Выставка Виктора Попкова. Фото- и видеообзор 24-4590.jpg
Северная песня. "Ой, да как всех мужей побрали на войну", 1966-1968. Холст, масло. ГТГ


Выставка Виктора Попкова. Фото- и видеообзор 24-4580.jpg
Шинель отца, 1970-1972. Холст, масло. ГТГ


Выставка Виктора Попкова. Фото- и видеообзор 24-4578.jpg
Автопортрет в зеркале, 1973. Картон, масло. Музей-заповедник "Абрамцево"


Выставка Виктора Попкова. Фото- и видеообзор 24-4582.jpg
9 мая, 1969-1970. ДВП, масло. Музей изобразительных искусств Кузбасса, Кемерово


Выставка Виктора Попкова. Фото- и видеообзор 24-4583.jpg
Тишина, 1972. Холст, масло. Собрание семьи художника


Выставка Виктора Попкова. Фото- и видеообзор 24-4585.jpg
Майский праздник, 1972. Холст, темпера, масло. Волгоградский музей изобразительных искусств


Выставка Виктора Попкова. Фото- и видеообзор 24-4581.jpg
Натюрморт с лоскутным одеялом, серым, 1968-1969. Холст, масло. Коллекция Арт Русь


Выставка Виктора Попкова. Фото- и видеообзор 24-4588.jpg
Сени, 1973. Холст, масло. ГРМ


Выставка Виктора Попкова. Фото- и видеообзор 24-4595.jpg


Выставка Виктора Попкова. Фото- и видеообзор 24-4598.jpg

Представленные в этом разделе графические произведения Виктора Попкова исполнены во время поездок в Италию, Финляндию, во Францию и в Узбекистан. В 1961 году молодой художник, получив широкую известность благодаря созданию произведений, воспевающих созидательный труд рабочих, стал постоянным экспонентом многочисленных международных выставок и в этом же году смог осуществить свою давнюю мечту - путешествие по Италии. Впервые не по репродукциям художник изучал памятники архитектуры, живописи и скульптуры великих итальянских мастеров. Неизгладимое впечатление произвела на Попкова Венеция, уникальный облик которой запечатлен в серии гуашей, передающих атмосферу города на воде с его многочисленными каналами и мостами («Венеция. Две гондолы», 1961). Лаконизмом и декоративностью отличаются графические листы, исполненные летом 1962 года в Хельсинки во время посещения художником Международного фестиваля молодежи и студентов.

Выставка Виктора Попкова. Фото- и видеообзор 24-4597.jpg


Выставка Виктора Попкова. Фото- и видеообзор 24-4600.jpg
Хельсинки. В музее Атенеум, 1962. Бумага, гуашь. Волгоградский музей изобразительных искусств


Выставка Виктора Попкова. Фото- и видеообзор 24-4601.jpg
Улица в Хельсинки, 1962. Бумага, гуашь. Волгоградский музей изобразительных искусств


Выставка Виктора Попкова. Фото- и видеообзор 24-4602.jpg
Венеция. Женщина в красном, 1961. Бумага, гуашь. Собрание семьи художника


Выставка Виктора Попкова. Фото- и видеообзор 24-4603.jpg
Пейзаж с самолётом, 1971. Из серии "Узбекистан", 1971. Бумага, гуашь. Собрание семьи художника

В многочисленных творческих поездках для Виктора Попкова неисчерпаемым источником впечатлений и переживаний была русская природа. Известна любовь мастера к сельской жизни, которая дарила ему такие светлые, радостные минуты, что он с полной серьезностью размышлял о переезде из столицы в деревню с ее сложившимся незатейливым бытовым укладом и вековыми традициями.

Выставка Виктора Попкова. Фото- и видеообзор 24-4604.jpg
Тригорское. Скамья Онегина, 1973. Холст на картоне, масло. ГРМ


Выставка Виктора Попкова. Фото- и видеообзор 24-4605.jpg
Река Сороть, 1973. Холст на картоне, масло. ГТГ


Выставка Виктора Попкова. Фото- и видеообзор 24-4606.jpg
Осень в Тригорском, 1973. Холст на картоне, масло. Музей-заповедник "Абрамцево"


Выставка Виктора Попкова. Фото- и видеообзор 24-4610.jpg

Картина «Осенние дожди (А.С. Пушкин)» стала одной из самых последних работ Виктора Попкова. Именно она стояла на мольберте в мастерской художника после его трагического ухода из жизни и впервые была показана на гражданской панихиде в Доме художника на Кузнецком Мосту. Невольная аналогия между двумя роковыми выстрелами принесла этой картине широкую известность. Работа над пушкинской темой началась еще в конце 1960-х в Велегоже, где Попков делал первые зарисовки фигуры поэта и наброски композиции. Осенью 1973 года он дважды приезжал в Михайловское и Тригорское и создал там несколько пейзажных этюдов. Их живопись насыщенна и контрастна, густа и пастозна до рельефности. В картине «Осенние дожди» она не повторилась, но в композицию вошли перспектива этих этюдов, воплощенное в них русское раздолье. Бескрайние просторы России стали фоном для образа поэта, в одиночестве стоящего на веранде своего дома в Михайловском.

Выставка Виктора Попкова. Фото- и видеообзор 24-4607.jpg
Осенние дожди (А.С. Пушкин), 1974. Холст, масло. ГТГ


Выставка Виктора Попкова. Фото- и видеообзор 24-4609.jpg
А.С. Пушкин и А.П. Керн, 1973. Холст, масло. Собрание семьи художника

 Живописные пейзажи Виктора Попкова необыкновенно выразительны как в цветовом решении, так и в композиционном построении. В них авторский отбор и смелое обобщение подробностей окружающего мира органично сочетаются с мастерством выверенной компоновки объектов изображения и ритмизации пятен цвета. Колорит может быть контрастным или сближенным, локальным или наполненным множеством оттенков, но остается неизменно гармоничным и эмоциональным.

Выставка Виктора Попкова. Фото- и видеообзор 24-4611.jpg
Пейзаж с охотником, 1965. Картон, масло. Собрание О.В. Ярутиной


Выставка Виктора Попкова. Фото- и видеообзор 24-4613.jpg
Ветлы в Боровске, 1974. Картон, масло. ГТГ


Выставка Виктора Попкова. Фото- и видеообзор 24-4576.jpg
Новогодняя ночь, 1973. Холст, масло. Коллекция Арт Русь


Выставка Виктора Попкова. Фото- и видеообзор 24-4592.jpg

Видеообзор выставки:



Источники информации - материалы выставки и этикетаж, кураторский текст на стендах


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
фото zyalt Масштабные забастовки, идущие по Грузии, с требованием повышения заработной платы и улучшения условий труда, не особо беспокоили большинство население. До сегодняшнего дня. У меня например корабль на рейде в Поти стоит, на ...
В Белоруссии нет ни одного лесного пожараКомментировать нечего.Проклятый диктатор Лукашенко!Может мы его в 2012 году выберем? К диктатуре мы привыкши.А он нам дороги сделает.И социализм вернет.Да и воруют в Беларуси только те кто рядом с ...
всем привет! меня зовут Люба Алазанакина, мне 24 года, я фотограф и мама из Питера ,) я люблю ананасы, красиво украшенные коктейли и когда весело) у меня есть камера и малыш, его зовут Кирилл и ему 1 год и 3 месяца, поэтому день будет мой+1. вторник, 10 ...
Предыдущий пост вызвал много вопросов:  http://zergulio.livejournal.com/4354492.html Присмотрелся поподробнее к предыдущему посту с обращениями пострадавших к прокуратуру: У владельцев холдинга (семьи Шмаеников, Свидских и проч.) имеется двойное гражданство. В частности, у ...
Волна реформ накрывшая и МВД заставила призадуматься над тем, что мы получим на выходе после переименования милиции в полицию. Название поменяем, а людей? Думаю, что всех не удастся. В итоге реформы пройдут а проблемы с личным составом этой ...