3 сентября — день рождения русского художника Константина Васильева

топ 100 блогов von_hoffmann03.09.2024
3 сентября — день рождения русского художника Константина Васильева


3 сентября 1942 года родился советский художник Константин Алексеевич Васильев, известный своими работами на былинно-мифологические темы.

Родился в Майкопе (Адыгейская АО) во время немецкой оккупации города. Отец художника Алексей Алексеевич Васильев был главным инженером одного из заводов, а во время войны — активным участником партизанского движения. После войны его направили налаживать производство на Васильевском стекольном заводе, в посёлок Васильево под Казанью.

Воспитанием детей (Константина и его двух сестёр) занималась мать, Клавдия Пармёновна, которая собрала дома хорошую библиотеку и познакомила детей с шедеврами мировой культуры и искусства.

С 1949 года семья жила в посёлке Васильево. Константин рано начал рисовать, в 11 лет он прошёл конкурс и был зачислен в Московскую среднюю художественную школу-интернат при Московском государственном художественном институте имени В.И. Сурикова. В 1957 году перевёлся в Казанское художественное училище (1957—1961), которое окончил с отличием, получив специальность театрального декоратора. Его дипломной работой были эскизы к пьесе-сказке А. Н. Островского «Снегурочка». Кто-то говорит, что из Москвы Констатнин уехал в связи с болезнью отца, другие утверждают, что его увлечение абстракционизмом и различными формальными течениями пошли вразрез с академической программой школы.

Работал учителем рисования и черчения в средней школе, художником-оформителем. Творческое наследие Васильева обширно: картины, графика, этюды, иллюстрации, эскизы росписи церкви в Омске. Произведения начала 1960-х годов отмечены влиянием сюрреализма и абстрактного экспрессионизма («Струна», 1963; «Абстрактные композиции», 1963).

В конце 1960-х годов отказался от формалистических поисков, работал в реалистической манере.

Путь Васильева к известности началось со связей с деятелями из круга «Вече» — самиздатского журнала русских националистов, представившими его картины участникам националистической «русской партии», таким как Илья Глазунов, Юрий Мелентьев и др.

3 сентября — день рождения русского художника Константина Васильева


Сначала писал в жанрах абстракции и сюрреализма. Затем, после кризиса, пережитого им в 1968—1969 годах, сменил манеру живописи, заинтересовался искусством нацистской Германии, творчеством Фридриха Ницше и Рихарда Вагнера, развивал «арийские» идеи в живописи. В работах Васильева сочетались «арийские» языческие традиции и пафос норманнских и славянских дохристианских саг и былин. Ему были знакомы и основные «арийские» мифы.

Васильев разделял культ сильной личности, образы сверхчеловека и «арийского прошлого», «суровых северных богов», которые он пытался адаптировать к «изначальной Руси». Его эпические полотна наполнены воинственным духом.

Картины Васильева сопоставлялись с обращением европейских националистов к «арийскому» духу, к индоевропейским мифологическим верованиям. Историк Л. С. Клейн писал, что раннее творчество Васильева в журнале «Вече» содержит заимствования из вагнеровского германизма.

3 сентября — день рождения русского художника Константина Васильева
Константин Васильев. "Северный орёл"


"Мэтр, - вспоминает Пронин, - как-то сразу ожил: "Ну-ка, ну-ка, давайте еще!" Дальше стал рассматривать холсты внимательно и подолгу. Молча. Потом снял телефонную трубку: "Сейчас вызову министра культуры". Через полчаса в квартире действительно появился зам. министра культуры РСФСР (фамилию запамятовал), которому Глазунов продемонстрировал Костины картины. "Вот талантливый русский художник. Живет в Казани. Там его зажимают. Давайте поддержим!" И обращаясь в Косте: "Я тут должен уехать на две недели в Финляндию. Подожди меня в Москве. И мы все устроим".

Но к Глазунову Васильев больше не попал. В ожидании возвращения Ильи Сергеевича мотался по столице, прожил все деньги, пробавлялся случайными заказами. В общем, помаявшись несколько месяцев, Константин ни с чем вернулся домой, рассовав картины случайным знакомым. Потом их сохранил от расхищения писатель Владимир Дудинцев. "Вот, матушка, все, чего ваш сын добился в Москве", - виновато сказал по возвращении Клавдии Парменовне Костя, протянув ей сетку апельсинов.

Начатое Васильевым творческое направление в искусстве перекликается с пророчеством известного критика начала XX века Сергея Дурылина: «Единственный путь освобождения от тирании упадка в искусстве есть путь символизма как художественного метода, мифотворчества как плоти искусства»

Память

Большая слава пришла к художнику через десятилетия после его безвременной смерти. В Казани в 1996 году была открыта его галерея, 26 июня 2013 года преобразованная в музей.
В Москве музей Константина Васильева расположен недалеко от станции метро Алтуфьево. Учреждён в 1998 году по инициативе членов «Клуба любителей живописи Константина Васильева».

https://ru.wikipedia.org/wiki/Васильев,_Константин_Алексеевич
----
https://valkuzn.livejournal.com/1493.html
----

От редактора:
Творчество Константина Васильева некоторыми отчего-то считается очень русским, многие называют его "славянистом". Лично мне гораздо ближе по многим параметрам точка зрения, высказанная одним из пользователей Контакта (https://vk.com/wall-60854067_36952?ysclid=lm390ermnu4)
пусть не абсолютно, но созвучнее, чем практически общепринятые восторженные оценки:


"Никогда не разделял умиление по поводу мифических картин Константина Васильева. Они всегда казались слишком пафосными в плохом смысле слова, когда внутреннюю художественную силу подменяет гиперболизированная обрядовая деталь – валькирия со слишком яркими глазами или идеально-ровные ряды солдат, каких не бывает даже на параде. Картины Васильева напоминают комиксы. Ими хорошо книжки про Конана-варвара иллюстрировать. Впрочем – это уже случилось.

Впервые недоверие к картинам Васильева зародилось во мне в юном возрасте, когда их нахваливали на каждом правом форуме. Нигде художник не ценится так высоко, как в националистической среде. То есть его картины рассматривают чисто с идеологической точки зрения – ага, идеальные нордические лица, совсем как у меня, ост-балтида – это хорошо, вот Один – это мой бог, потому отличная картина, вот в правильном ключе изображен освободительный поход на Восток – и я так думаю, какой же Васильев замечательный художник! То есть очень часто картины Васильева подкупают не своим содержанием, а соответствием неким представлениям зрителя о добре и зле, правде и неправде. Соответствует – хорошо, нравится, очень талантливо. Нет – да ты "жид и русофоб"! Если идёт речь о пропаганде, то нет вопросов, но когда идеологические манипуляции проявляются в художественном творчестве, это роднит автора с официальным искусством, с каким-нибудь соцреализмом или китчем Третьего Рейха.

Кстати, картины Васильева на мифическую тему и есть китч, т.е. вульгарная безвкусица. Китч это элемент массовой культуры, где упор делается на крикливость деталей, яркости цвета, экстравагантности, подмене содержания идеологическим посылом. И хотя Васильев никогда не был массовым художником, но то, что массы со временем распознали его как своего, стали лепить картины художника на аватары и обложки, говорит не в его пользу. Конечно, популярность не приговор, но и говорить о чьём-то величии лишь на основе симпатий толпы тоже неправильно. Не считаем же мы великими Донцову и Киркорова?

Исключением стоят у Васильева натуралистические зарисовки природы. Там чувствует красота, упокоенность, гармония. Меньше всего пейзажи Васильева похожи на его богатырей в клюквенной броне. Но именно эта лубочная показуха и ценится противниками «дегенеративного искусства». Хотя ранний Васильев творил в прекрасной футуристической манере («П.И. Чайковский», «А.Н. Скрябин», «Д. Шостакович»), а в разгар десталинизации в 1962 году создал портрет «Товарища Сталина». От него неожиданно веет Энди Уорхолом, чем-то таким рекламно-плакатным, когда грозный диктатор обращён в тона супового набора. Творил художник и в авангарде («Грусть королевы», «Голгофа», «Музыка ресниц»). Хороши и нежны пейзажи с уставшим дубом или заброшенной мельницей, как из повестей Гоголя. Есть у Васильева сюрреалистические работы, а-ля Сальвадор Дали: «Струна». То есть Константин Васильев, безусловно, талантливый художник, которого сильно подвёл контекст с которым он позднее стал работать.

3 сентября — день рождения русского художника Константина Васильева


Хотя Васильев жил и творил в провинциальной советской глуши, но каким-то образом он почувствовал эпоху new-age с её интересом к лубочному язычеству, поискам древней и сокрытой истории, сусальностью, некими эзотерическими практиками и знаниями, которые доступны лишь избранным. Чего только стоит утверждение Васильева, что он нашёл некий докириллический шрифт, которым писали русские. Когда Васильев работал лаборантом в Казанской обсерватории, то писал стихи, как в фильме «Дух времени»: «Познайте образ Водолея:/В нем русский дух и русская идея!», что тоже немножко напоминает о не особой оригинальности автора. Говоря о самобытности Васильева, профессиональные художники указывают на немецкую романтическую школу – Франца Штука и Арнольда Бёклина, у которых все «васильеввские» мотивы уже были, уже встречались, уже написаны. Но советскому человеку 80-х, когда Васильев и стал популярен, не были широко известны европейские художники, а творчество Константина Великоросса как раз оказалось под рукой, тем более своё оно, наше, посконное. Васильев почувствовал запрос публики к мистике, к мифологизированным корням и почве, отчего после смерти и стал популярным художником. Но его нельзя обвинить в конъюнктуре, нельзя сказать, что Васильев писал ради денег и ради славы – нет, он не Глазунов и не Исачев, такие мелочи его не интересовали. Просто Васильев был мечтателем, был романтиком, погружённым в свой внутренний мир, а остальное его не волновало, но этого ведь недостаточно, чтобы считаться гениальным и великим художником. Нет, Васильев талантливый автор, но причина его популярности не в этом, а в позднесоветской и российской эпохах, где неистребим запрос на русский особый путь и древнюю, ни на что не похожую культуру.

3 сентября — день рождения русского художника Константина Васильева


Циклы его картин на былинную и исторические тематики являются невероятной пошлостью. Васильев называл свой стиль северным символизмом, но это какая-то псевдоиконность, плакатность со слишком навязчивыми, яркими цветами, от которых теряется фактура полотен – она всегда слишком глянцевая, слишком блестящая, слишком ровная, слишком идеальная, отчего работы Васильева хочется сравнить с фотографией, но не со Старшей Эддой или молниями Перуна. Это языческая хохлома, которая, впрочем, потеряла обаяние народного искусства и стала чем-то вроде голливудского спецэффекта. Фотоаппаратная вспышка, которая по-хулигански ослепляет зрителя и тот думает, что его ослепила гениальность. В картинах Васильева есть приторная слащавость, излишняя красивость больше подходящая аниме или книжной серии «Русское фэнтези». И популярны картины Васильева как раз из-за этого китча, который пропагандирует лубяные детали, дешёвые визуальные ходы, как у баталистов Третьего Рейха или СССР. Зрителю очень льстят голубые глаза и волевые лица, богатыри и языческий бог-Жуков. Посмотрите, сплошная воля к власти! Не то, что непонятные каляки-маляки слюнявых передвижников! Вот так и должны быть изображены русские: сильными, воинственными, надменными. Посмотрите, вот там сверхчеловек! А там змея и орёл! И тут сверхчеловек! О, какой великий художник! Как красиво изображены немцы, скандинавы, европейцы, валькирии и Один! Как хорошо, что на свете есть великий русский художник Васильев!

3 сентября — день рождения русского художника Константина Васильева


Это, конечно, патетика, но все мифические картины Васильева – тоже сплошная патетика, где упор делается не на художественную силу полотна, а на его идеологическую составляющую. Повторюсь, если мы говорим о пропаганде – это нормально, но тут, вроде как, речь об искусстве. Да вот хотя бы «Марш “Прощание славянки”» – пошлейшая вещь, когда нордические красноармейцы, отправляющиеся на смерть, выписаны как герои скандинавских саг. Нет никакой грусти, присущей оригинальному маршу, нет ощущения близкой смерти и страха, боли и отчаяния, отчего кажется, что и не русские люди изображены на картине, а их противники, немцы, которые дерзко, по-вагнеровски надменно верят в свою победу и потому всегда нам проигрывают.

Неприятной выглядит и картина «Гадание», где вытянутое лицо с голливудскими чертами какой-нибудь блондиночки совершенно не передает атмосферу девичьих надежд и подглядок в будущее. Точно такое же лицо глядит на нас с картины «Ожидание» или «Жатва» ("Жница" — V.H.) – там девушка с серпом, эротизм в духе ТП-фотосессий на фоне пшеничного поля и берёзок. Всё тот же прямой нос, золотистая коса, голубой взгляд. Понятно, почему Васильев всегда рисовал одно и тоже женское лицо – несчастная любовь художника наложилась на доминантное влияние его сестры и матери, под которым он и прожил всю жизнь, но мы всё-таки должны отделять личную трагедию автора от его произведений. А они – одинаковы, похожи, однообразны. Что «Авдотья Рязаночка», что «Евпраксия», что «Весна», что «Алёша Попович и красно девица», что «Плач Ярославны»…

3 сентября — день рождения русского художника Константина Васильева
Константин Васильев. "Жница"


Совершенно непонятно, почему вершиной творчества Васильева считаются картины «Северный орел» и «Человек с филином». Ведь эти две картины художника обладают всеми описанными выше недостатками – китч, белёсость персонажей, обрядовость, плакатность, слащавость, вторичность. Они бы хорошо смотрелись на развороте книги издательство «Эксмо», где колдун Велеслав сражается с кочевниками, но считать эти картины равными Ивану Билибину или Виктору Васнецову? Последнего, кстати, Васильев обожал, считал себя учеником гения, но позже стал сильно критиковать. Но если мы сравним хрестоматийных «Трёх богатырей» и витязей Васильева, то последние смотрятся как паточный протестантизм рядом с суровой, но в тоже время добродушной византийской иконой. У Васильева – гладко, выбрито, без изъяна, точно везде сплошная равнина, а у Васнецова трагедия, фактура, целая история за слоем краски. Работы Васнецова подходят картинным галереям, а Васильева сетевым подпискам и форумам.

Никто не хочет оскорбить Константина Алексеевича, человека, несомненно, одаренного. Художника грустной и трагичной судьбы. Отнюдь, он талантливый живописец. Просто Васильев не соответствует тому великому статусу, которым его награждают в определённых кругах, и уж тем более его популярность, что само по себе не является чем-то плохим, вызвана не качеством представленных полотен, а их идеологичностью.

Найдено здесь: https://vk.com/club216286676?w=wall-216286676_179666


Кнопка
или
3 сентября — день рождения русского художника Константина Васильева

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Лецитин - это топливо для нашего организма и строительный материал для клеточных мембран. Он необходим для головного мозга, печени, нервной и сердечно-сосудистой системы. Читайте отзыв о лецитине из сои, он очень вкусный, поэтому себе я покупаю только такой. А также дам ссылку на мой ...
Участников было примерно как в прошлый раз. Места занимали несколько больше из-за другого расположения сцены, но стояли несколько свободнее. В любом случае, определённо можно сказать, что причины, которые вывели людей на митинг, никуда не ...
Так отреагировали на долларовую лихорадку. Подписаться на блог. ...
Посмотрел этот ролик (6 минут) и подумал: какой же дурачок этот Павел Устинов. Нет, ну правда, стать безвинной жертвой полицейского террора, чудом избежать уже вынесенного приговора три года лишения свободы, избежать только благодаря консолидированному гражданскому протесту - и вот ...
Сегодня решил пробежаться по "анкетам" участников конкурса, на скорый "глаз" выбрал несколько бросившихся в этот самый "глаз" фото (комментов более 500). Я предлагаю подарок ценой 8.000 долларов, а люди не могут сделать нормальную презентацию себя. Ну что же за еп вашу мать?! Мне что ...