![](/media/images/top/preview/rusnasledieinfowp-contentuploads202308attach-1536x1075.png)
"Раскинулось море широко" — последнее географическое открытие Империи
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![Раскинулось море широко — последнее географическое открытие Империи](https://rusnasledie.info/wp-content/uploads/2023/08/attach-1536x1075.png)
3 сентября 1913 года на карту была нанесена Земля Императора Николая II. Россия приросла 37 000 квадратными километрами суши и обширными территориальными водами на шельфе.
Одной из блестящих страниц русской истории начала ХХ века является ГЭСЛО — гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана, проложившая России Северный морской путь.
Целью ГЭСЛО было проложение северо-восточного, как его тогда называли, морского пути. Необходимость в нём ярко показала русско-японская война.
Эта экспедиция под руководством Бориса Андреевича Вилькицкого совершила последнее в истории человечества крупное географическое открытие.
3 сентября 1913 года на карту была нанесена Земля Императора Николая II. Россия приросла 37 000 квадратными километрами суши и обширными территориальными водами на шельфе.
В 1926 году архипелаг Декретом ВЦИК был наименован Таймырским. Позже, без законных оснований, он стал называться Северной Землёй.
![Раскинулось море широко — последнее географическое открытие Империи](https://rusnasledie.info/wp-content/uploads/2023/08/IMG_4981_edit_1937167916739823-scaled.jpg)
Экспедиция была крупным достижением России. Специально для неё были построены два первоклассных ледокольных парохода — «Таймыр» и «Вайгач». Поражает скорость их постройки: 2 года и 5 месяцев от начала проектирования до поднятия флагов. Была собрана замечательная плеяда исследователей, опытных мореходов и полярников. Ни одна страна в мире, кроме России, не имела необходимых кадров, технологий и знаний для организации подобного предприятия.
Осенью 1909 года из Кронштадта экспедиция отправилась во Владивосток.
Наиболее полно эта экспедиция описана в книге её участника Н.И. Евгенова и В.Н. Купецкого «Полярная экспедиция на ледоколах «Таймыр» и «Вайгач» в 1910-1915 годах» (Изд. ГеоГраф, СПб, 2013). Все приведённые ниже цитаты — из этой книги.
Книга эта напомнила о словах самой известной старой русской морской песни «Раскинулось море широко». Ниже показано, почему.
Давайте сначала сопоставим даты, а затем — слова.
Первая грамзапись песни была сделана в 1912 году Юрием Морфесси.
«Не слышно на палубе песен,
И Красное море шумит»
Ледоколы «Таймыр» и «Вайгач» проходили Красное море в марте 1910 года. В конце года суда встали на зимовку во Владивостоке, а многие члены экипажей приехали до весны к семьям в Петербург. Вероятно, слова песни описывают события именно на этих ледоколах, тем более что:
«Ведь «Таймыр» и «Вайгач» были первыми военными кораблями, вышедшими в далёкое, заграничное плавание после трагических событий русско-японской войны 1904—1905 годов».
Сравним же слова песни (курсивом) и книги Евгенова (жирным шрифтом).
«Нет ветра сегодня, нет мочи стоять,
Согрелась вода, душно, жарко.
Термометр поднялся аж на сорок пять,
Без воздуха вся кочегарка».
«…команда, которая в условиях непрекращающейся качки и при жаре, достигавшей в кочегарке +56˚, сильно переутомлялась».
![Раскинулось море широко — последнее географическое открытие Империи](https://navalmuseum.ru/Pictures/razdel/big/145821546757950.jpg)
«Товарищ, я вахты не в силах стоять —
Сказал кочегар кочегару,
Огни в моих топках совсем не горят,
В котлах не сдержать мне уж пару.
Ты вахты не кончил — не смеешь бросать,
Механик тобой недоволен…»
«на помощь кочегарам были брошены все, кого только можно было освободить от палубных работ»
«На палубу вышел, сознанья уж нет,
В глазах его все помутилось,
Увидел на миг ослепительный свет,
Упал — сердце больше не билось».
«И тем не менее один из кочегаров «Вайгача» Ян Грунт по прибытии в Коломбо был отправлен в портовый госпиталь»
«Окончив кидать, он напился воды,
Воды опреснённой, нечистой».
«…неоднократно приходилось пользоваться для питья водой из опреснителей, так как принимаемая в портах вода не всегда была хорошего качества. К питьевой воде, чтобы отбить специфический неприятный вкус, часто добавляли красное вино».
«К нему подбежали с холодной водой,
Стараясь привесть его в чувство.
Но доктор сказал, покачав головой:
Бессильно здесь наше искусство».
«С одним из кочегаров, который вообще был здоровым и крепким человеком, случился обморок, потребовавший медицинского вмешательства»
«Проститься с товарищем утром пришли
Матросы, друзья кочегара
Последний подарок ему поднесли,
Колосник обгорелый и ржавый»
«Часто перегорали колосники, совсем останавливая машину».
«Внезапно механик вскричал — Подлецы!
Задам я ему притворяться! —
И, ткнувши ногою в бок мертвеца,
Велел ему тотчас убраться.
— Не смейтесь вы! —с ужасом доктор вскричал,—
Он мертвый, совсем застывает!
Механик смущенный тогда отвечал:
— А чёрт же их душу узнает!
Я думал, что он мне бессовестно врет,
Он не был похож на больного…
Когда бы я знал, что он в рейсе умрет,
То нанял в порту бы другого».
«Отношения между офицерами и матросами не имели классовых предрассудков… Офицеры щедро делились с моряками своими знаниями и опытом. А их умению организовать свой досуг можно только позавидовать.»
«Интересно, что в окончательном виде ежедневное расписание пищевого довольствия хотя и отличалось особенным разнообразием, но, что особенно важно, оно было одинаково для всего личного состава экспедиции. В обычном же плавании офицеры питались отдельно от матросов и фактически несколько лучше».
Сравнение показывает, что художественное представление событий 1910 года значительно омрачает действительность. Была госпитализация — а в песне она становится смертью. Была помощь всей команды кочегарам в трудные часы — в песне, наоборот, кочегары несут обычную вахту. Взаимоотношения офицеров с нижними чинами также искажены до неузнаваемости.
Песня «Раскинулось море широко» — один из типичных примеров чёрного мифа о светлом событии в русской истории. Впрочем, на каком судне и когда именно произошло описанное в песне событие, не указано. Поэтому упрекнуть автора вымысла вроде бы и не в чем.
К сожалению, множество подобных мифов как о современных событиях, так и о нашем прошлом, мы встречаем и сегодня. Поэтому ни в коем случае нельзя в своих суждениях о реальных событиях полагаться на достоверность художественных произведений, авторы которых имеют право на вымысел.
Но вновь вернёмся к ГЭСЛО. Кто же командовал в этом переходе 1910 года «Вайгачом», кочегар с которого был госпитализирован, что позволяет полагать, что песня написана именно об этом ледоколе?
«Вайгачом» командовал капитан 2-го ранга Александр Васильевич Колчак. В ту пору — известный русский полярник, ветеран русско-японской войны, автор работ о строительстве флота России.
Автор: Вадим Рыбин
Источник: https://rusnasledie.info/raskinulos-more-shiroko/
![ÐобавиÑÑ Ð² дÑÑзÑÑ Ðнопка](/images/main/raskinulos-more-shiroko-poslednee-geograficheskoe-otkritie-imperii-77c6f7.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/von_hoffmann/11888770/227671/227671_original.jpg)
или
![Раскинулось море широко — последнее географическое открытие Империи](/images/main/raskinulos-more-shiroko-poslednee-geograficheskoe-otkritie-imperii-9aef6f.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/von_hoffmann/11888770/221184/221184_original.jpg)