3 мифа из учебников истории, которые мы все читали в школе (а зря)
smapse — 05.12.2022Человеческая история изобилует мифами, сказками и легендами, недостоверными и лживыми. А некоторые из них даже заносятся в учебники для школьников, закрепляются в мнении общества и превращаются в общепризнанную правду! В нашем материале мы разберём несколько таких фактов.
Египетские пирамиды и рабы
Автором версии, согласно которой при строительстве пирамид в Гизе и других городах использовался рабский труд, считается греческий философ и историк Геродот. Согласно его версии, строительство пирамиды Хеопса было сопряжено с невероятным насилием: были закрыты святилища, запретили приносить жертвы, а всех египтян принудили перевозить гигантские глыбы камня, добытого в горах Аравии. К труду были привлечены сотни тысяч человек, а строительство одной лишь дороги от каменоломен до стройки заняло десятилетие.
Однако прежде чем жалеть египтян в их тщетном труде и жестоких лишениях, следует вспомнить, что Геродот – единственный источник «на бумаге», который описывает процесс строительства пирамид. Дополнительным фактором служат еврейские и христианские священные тексты, повествующие об исходе многострадального народа из Египта.
Главная проблема тут в том, что грек хоть и побывал в стране, но языка не знал, поэтому прибегал к тем данным, которые смог получить от местных греков-колонистов. Также не следует списывать со счетов тот факт, что между возведением этих колоссальных сооружений и визитом Геродота прошло две тысячи лет, поэтому представления о постройке весьма условны. Правда, многие авторы современных учебников так не считают и без зазрения совести цитируют античного исследователя, выдавая его слова за авторитетный и достоверный источник.
Между тем, современные историки и археологи в результате скрупулёзных исследований выяснили, что труд тех, кто занимался постройкой пирамид, не был рабским. Как и полагали египтологи в XIX-XX столетии, труд оплачивался, а найм осуществлялся по доброй воле, хотя жизнь, конечно, была не сахар. Но зато людям оказывали современную по тем временам медицинскую помощь, а гонорары позволяли питаться лучше, чем в крестьянских семьях Низовьях Нила.
Некоторые историки полагают, что структура общества в Древнем Египте напоминала феодальную, и каждый участник общины должен был выплачивать баку – налог, который можно было внести товарами, деньгами или собственным трудом. Нередко на строительстве отрабатывали свой вклад в государственную казну даже весьма обеспеченные и сановитые египтяне. Правда, многотонные блоки известняка они вряд ли таскали.
Мартин Лютер и 95 тезисов
В начале XVI века в Европе стартовал процесс по реформам и обновлению РКЦ – Реформация. Чаще всего её отправной точкой считают момент, когда Мартин Лютер опубликовал 95 тезисов, посвящённых критике идей католицизма о прощении грехов Папой взамен на материальные поборы.
Считается, что публикация произошла общественном месте – на воротах церкви замка Виттенберга, города, в университете которого Мартин Лютер занимался своими изысканиями, а также, по совместительству, резиденции курфюрста Саксонского.
Эта точка зрения считалась общепризнанной вплоть до 1961 года, когда церковный историк Изерло после длительной работы с документами не выяснил, что такого не было. В собственных сочинениях сотрясателя Европы чёрным по белому написано, что 95 тезисов были отправлены им в адрес Альбрехта Бранденбурга, архиепископа Магдебурга и Майнца. Лишь после того, как были оставлены им без ответа, Лютер решился их опубликовать.
Разумеется, на двери их никто не приколачивал, ведь в Альбрехте Лютер длительное время хотел найти соратника. Разумеется, он не стал бы провоцировать церковного сановника подобной дерзостью.
Первый раз информация об экстравагантном поступке Мартина принадлежит университетскому товарищу и сподвижнику по борьбе Филиппу Меланхетону. Первый раз он рассказал об этом спустя пять лет после смерти монаха в 1546 году. Правда, свидетельство следует делить на 16: Филипп заявился в Виттенбергский университет лишь в 1518 году, привлечённый информацией о том, что год назад некто Мартин Лютер огласил 95 тезисов против папизма.
Оригинальных копий тезисов за все эти годы обнаружено не было. Бытовавшая в те годы практика допускала размещение на стенах и воротах храма различной информации, но для этого следовало заручиться поддержкой епископа или как минимум настоятеля храма. С учётом несомненного политического контекста тезисов проделать всё это означало объявить войну своему начальству – и всему телу церкви Христа.
Пояса верности и Крестовые походы
Бытует (и пользуется значительной популярностью) мнение, что в эпоху Крестовых походов в Святую землю рыцари использовали так называемые пояса верности – металлические девайсы, призванные защитить целомудрие супруги в то время, когда благородные джентльмены занимаются разбоем и грабежом во имя Господа.
Даром что в культуре эти вещи распространены весьма широко, исторических источников, подтверждающих реальность применения данных устройств в эпоху средневековья, не существует. Даже сама возможность применения под вопросом: хирургической стали тогда не было, а длительный контакт гениталий с железом неизбежно вызвал бы повреждения нежной кожи и заражение (мылись тогда хорошо если пару раз за год).
Впервые эти девайсы упоминаются в книге о военных практиках за авторством Конрада Кайзера, теоретика войны. В первых главах он изображает устройство, напоминающее предмет нашего разговора, и приводит скабрезный стишок.
В книге множество придуманных вещиц, поэтому существование пояса по-прежнему остаётся под вопросом. В следующем столетии картинок в книжках становится больше, но чаще это аллегории или иронические сцены, в которых уходящий на войну муж запирает прелести жены под замок, но за дверью уже маячит любовник с таким же ключом – или кузнец.
В середине позапрошлого столетия такие девайсы становились предметом музейных экспозиций, посвящённых Средним Векам, в том числе – в аббатстве Клюни. Однако в конце 90-х в результате проведённой экспертизы музей выяснил, что пояса поддельные и изготовлены в середине XIX столетия.
А вот мужчинам, вернее – мальчикам, довелось носить такие устройства: в конце XIX-начале XX века распространилась идея о вреде онанизма. Якобы от него покрывались волосами ладони, развивалось слабоумие и даже слепота.
Чтобы уберечь подрастающее поколение от неизбежных соблазнов, предусмотрительные британские и американские специалисты предложили надевать на подростков кожаные трусы с металлической клеткой для размещения греховной части тела. Конструкция разнилась: некоторые модели были снабжены шипами, другие – электрическим разрядником или сигнализацией.