29 марта 1942 года в дневниках

топ 100 блогов vazart29.03.2022 женщин

Вера Инбер, поэт, 51 год, Ленинград:
Воскресенье. В шесть часов утра мы были разбужены громадной силы взрывами: их с большими промежутками было четыре. Задрожали земля и воздух. Неужели снаряды такой мощи?
Вечер. Сейчас мы узнали, что этим утром на железнодорожных путях у Ржевки рвались составы со снарядами, подожженные немецкими бомбами.
Я работаю сейчас мало, и это мучает меня. Поэма задвинута куда-то в угол. Я все рассыпала, растеряла. Многое утеряно безвозвратно.
А тут еще печка мучает. Холодно и дымно, а найдем ли мы печника и трубочиста — неизвестно. Был как будто один старый печник, но и тот на днях умер.
Сейчас, в эти дни, решается весенняя участь города: быть эпидемии или не быть? Вспыхнет какая-нибудь инфекция или нет? Дух замирает при мысли, что на Ленинград могут обрушиться тифы, дизентерии. У кого хватит сил перенести все это? И кто будет ухаживать за больными?
Весь город, все, кто только в силах держать лопату или лом, чистят улицы. А это все равно, что привести в порядок загрязненный Северный полюс: глыбы льда, торосы мусора, сталактиты нечистот. Есть много добровольцев. В «Ленинградской правде» помещена короткая беседа с одиннадцатилетним Фимой Озеркиным с Литовской улицы. Фима сообщил:
«Двор убирать нас никто не звал. Мы сами взялись, по своей воле. Вы заметили, что у нас во дворе большой снежной кучи нет? Это мы с Толей убрали. Завтра мы опять чистить будем».
Волнует, когда на набережной или на мосту вдруг видишь кусок уже чистого тротуара. Он кажется прекрасным, как поляна, покрытая цветами.
И желтая отечная женщина в закопченной шубе (видно, всю зиму не снимала), опершись на лом, глядит на очищенный ею клочок асфальта. А потом — снова за работу.
В городе новая деталь: все несут еловые и пихтовые ветви. Это витамины. Мы пьем настой из хвойных игл.
На всех дубах, особенно молодых дубках, кора срезана на высоте человеческого роста. Кору кипятят и пьют от желудочных расстройств: в дубовой коре много танина. Это вяжущее средство. Но ободранные деревья похожи на человека без кожи из анатомического атласа.
Недавно видела на улице невообразимо худую лошадь. Но раз она пережила эту зиму — возможно, что выживет.
Я очень сильно устаю. Я чего боюсь? Не бомбежек, не снарядов, не голода, а душевного изнеможенья, предельной усталости, когда начинаешь ненавидеть вещи, звуки, предметы. Недаром говорят, что побеждает тот, у кого крепче нервы. Я боюсь именно этого — ослабевших нервов, деградации, ущерба. Главное — я не могу писать.
Иду спать. А там — будь что будет!



Ольга Берггольц, поэт, 31 год, сотрудник ленинградского радиокомитета в Москве в командировке:
29 марта. Опять воздушная тревога. В комнате громко говорит радио, и рокота зениток почти не слышно. Не уходили из номера, и это зря — надо было бы поберечь Муську. Я не то что совсем не боюсь, а как-то не могу решить — идти в убежище или нет.
Сегодня была на 7 симфонии Шостаковича. О, какая мука, что нельзя рассказать об этом Коле, какая обида и несправедливость, что он не услышит ее. Как он любил музыку, как благоговейно он относился к ней.
Я внутренне все время рыдала, слушая первую часть, и так изнемогла от немыслимого напряжения, слушая ее, что середина как-то пропала. Слыхали ли ее в Ленинграде, наши! Мне хочется написать им об этом. Может быть, это можно будет передать по радио. Я завтра зайду к Шостаковичу, подарю ему свою поэмку, попрошу его написать несколько строк для ленинградцев и, если удастся написать о концерте, отправлю в Ленинград с оказией
.



Ирина Эренбург, 31 год, Москва:
Хожу в убежище. Там страшно: люди поселились. Один сумасшедший, другим негде жить, т. к. кругом дома разрушены.
Три дня, как переехала в Лаврушинский. Три дня тревоги.
Вчера речь Майского с требованием 2-го фронта. Гораздо резче, чем Литвинов. Англичане и не думают. На фронте все так же. Ждем немецкого наступления.
В комнате все забито фанерой, кроме форточки.
Мама дала с собой картофельные котлеты.
Каплер, торт, гостиница. Концерт Шостаковича, на который боюсь идти, музыка на меня сильно действует, особенно сейчас.
В Донбассе освобождены какие-то пункты.
Радио гудит — ждут тревоги. Ясное небо, луна. Вообще бомбят меньше, чем раньше.



Мира (Мария-Цецилия) Мендельсон-Прокофьева, 27 лет, Тбилиси:
Сережа телеграфировал М.Б. Храпченко об окончании оперы. По существу, не написана еще одна картина «Бородинское сражение» — с точки зрения Наполеона, но Сережа считает, что опера может идти и без нее.
Сережа написал Эйзенштейну о своем согласии работать над «Иваном Грозным». В эти дни получили большое удовольствие, перечитывая «Новую дачу», «Случай из практики», «Архиерея» Чехова. Читаем вместе.



Лидия Чуковская, 35 лет, Ташкент (NN - Анна Ахматова)
29 марта 1942. Сегодня меня навестила NN.
Так как тут же была мама, мы ни о чем не поговорили.
NN серая, постаревшая, замученная головной болью. Рассеянна, резка, некрасива. Очень торопится.
Если бы я могла проводить ее, побыть с ней, я узнала бы — что с ней? Что- то новое нехорошее случилось.
От Пуниных из Самарканда нет вестей. Она беспокоится о Николае Николаевиче... Может быть, это?
Умер Василий Васильевич Гиппиус.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Друзья, сколько раз вы были в Петербурге? Мы уже, наверное, стопицот. Но этот город на Неве мы искренне любим, поэтому приезжаем туда снова и снова. И конечно, там у нас есть особенно любимые места, с которыми мы рады встретиться каждый раз. Но все-таки всегда хочется и чего-то нового. ...
Судя по именам, которые сегодня раздают детям, лет через десять вокруг меня будут одни посконные Прасковьи, Варвары, Игнаты, Тихоны и Захарии. Меняются эпохи, а вместе с ними - именологические предпочтения. Во времена моего атеистического детства всё было по-другому, и детей называли ...
...
Очередная проблема. И даже не знаю, это хорошо или плохо. Наверное, все же хорошо, но в законный исход дела я не верю. Никак не получается поставить памятник родителям. Уже 2 года бьюсь, памятник сделал сразу после похорон. Сначала мобилизация и всех забрали. Потом кто уехал, кого убили. ...
https://youtu.be/a2hwCNiXp2c «Добрый вечер! Поздравляю всех вас с праздником Наурыз и желаю много успехов и счастья вашим семьям! Теперь по делу. В ночь на 21 марта, когда я решил немного подзаработать, поехал таксовать и подобрал клиента. В какой-то момент передо мной резко повернул ...