27.06.2024. Самара. Иверский монастырь — 2
 nash_dvor — 28.08.2025
                                                
                        
                        
Начало было вчера...
Сохранившиеся стены храма сделаны из кирпича, а колонны и примыкающие к ним своды были возведены из армированного монолитного бетона, поэтому в данном случае роспись по сырому оказалась технически неосуществима. Однако у художников Новоспасского монастыря уже имелся опыт по реставрации самых разных храмов, был выработан свой стиль, появились свои технологические приемы, свои секреты.
Придерживаясь древней концепции построения стенной росписи, они старались творчески ее продолжать и развивать традицию. «Нам выпало счастье написать иконы для иконостасов и расписать стены Иверского храма, – говорит Петр Иванович Зубов, художественный руководитель иконописной мастерской. – Икона рождается из Божественной литургии, является ее продолжением и живет только в Богослужении, равно как церковное пение, облачение, архитектура.
Ориентируясь на лучшие образцы монументального церковного искусства ХV–XVII веков московской, новгородской, тверской, ярославской, костромской, а также греческой школ иконописи, мы пытались не забывать, что живем здесь и сейчас, и отворачиваться от своего времени было бы неправильно. Нужно почувствовать его и попытаться услышать голос Господа, который доносится до нас сквозь все времена и пространства».
Главный, центральный, алтарь храма посвящен Иверской иконе Пресвятой Богородицы. Восточная стена алтаря украшена композицией «Литургия святых отцов» – ростовыми изображениями великих святителей: Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Василия Великого, Иакова, брата Господня, Игнатия Богоносца, Дионисия Ареопагита. Над горним местом, в конхе алтарной апсиды, – традиционное изображение Богородицы Оранты. Над Престолом размещена композиция «Се Агнец Божий» в окружении святых архангелов, херувимов и серафимов.
Верхний регистр южной и северной стен посвящен страстному циклу. Под потолочным сводом находятся росписи «Моление о чаше Господа нашего Иисуса Христа» и «Распятие Господа нашего Иисуса Христа», «Умовение ног» и «Тайная вечеря». Под ними нижним ярусом продолжена тема Литургии святых отцов изображением Святителей Климента, папы Римского, Григория Нисского, Иоанна Милостивого и других. Арка над царскими вратами содержит изображения первосвятителей Московских: Петра, Алексия, Ионы, Филиппа, Макария, Ермогена, Иннокентия и Филарета.
Работы по созданию настенных росписей продолжались два года и были завершены в 2012 году к празднику Благовещения. Фрески, сделанные художниками, глубоко одухотворенные, выполнены в прекрасной цветовой гамме, имеют ясную и выверенную композицию. В куполе – изображение Христа Вседержителя. Высокий барабан храма расписан в четыре яруса. В верхнем регистре изображены архангелы как предстоящие Христу окрест Его славы. Ниже – праотцы и пророки. И в последнем, завершающем регистре – Господь Иисус Христос, предлагающий апостолам Святую Евхаристию.
Правый придел храма посвящен святому Архангелу Михаилу, поэтому здесь в росписи преобладают изображения ангельских чинов. На восточной стене над иконостасом изображена Святая Троица в окружении благоговейных ангелов. Структурными и содержательными центрами росписи являются две большие композиции в трапезной части храма: на южной стене изображено Рождество Христово и на северной стене – Успение Богоматери.
Здесь же размещены ростовые изображения святителей Илариона Троицкого, Серафима Чичагова, Патриарха Московского Тихона, Владимира Киевского, Вениамина Петроградского, Петра Крутицкого, Луки Крымского, преподобных Иова и Амфилохия Почаевских, Фаддея, архиепископа Тверского, а также святых жен Марии Магдалины, Людмилы, великомученицы Фотины, мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, преподобной Марии Египетской, равноапостольных Феклы и княгини Ольги, блаженных Ксении Петербургской и Матроны Московской.
Столбы Иверского храма расписаны ростовыми фигурами мучеников, среди них – образы святых великомучеников Феодора Тирона, Феодора Стратилата, Евстафия, Георгия Победоносца, Димитрия Солунского, мучеников Трифона, Космы и Дамиана, Андрея Стратилата, благоверных князей Александра Невского, Бориса и Глеба, равноапостольных царя Константина и царицы Елены, равноапостольного князя Владимира, преподобных столпников Симеона и Даниила и других святых.
Основная часть западной стены расписана сюжетами, связанными с историей Иверской иконы Божией Матери: ее поругание воинамииконоборцами, чудесное избавление и путешествие по морю, обретение святого образа афонскими монахами.
Роспись на хорах отображает многочисленные явления Царицы Небесной святым угодникам Божиим: преподобным Сергию Радонежскому, Серафиму Саровскому, Афанасию Афонскому, Кириллу Белоезерскому, великомученице Екатерине. В центральной части находится композиция «Хвалите Господа с небес», иллюстрирующая 148-й псалом. В притворе храма изображены картины конца мира, последнего суда над всем человечеством, воскресения мертвых, сцены адских мучений нераскаянных грешников и райского блаженства праведников.
Главная святыня Иверского женского монастыря – Иверская икона Божией Матери афонского письма — список с чудотворного образа Богоматери, написанного, по преданию, апостолом и евангелистом Лукой. Первое упоминание об этой иконе относится к IX в. – эпохе иконоборчества.
В царствование византийского императора Феофила (829–842), в годы жесточайших гонений на святые иконы, когда почитателей святынь предавали истязаниям, а сами иконы извергали из храмов и сжигали, близ города Никеи жила благочестивая и добродетельная вдова с юным сыном. У неё в доме, в особо устроенной её усердием церкви, хранилась древняя чудотворная икона Божией Матери. Вдова имела величайшее благоговение к этой иконе и часто обращалась в своих нуждах с тёплой молитвой к Богородице. Однако тайна домовой церкви вскоре была раскрыта. Вооружённые воины пришли и к благочестивой никейской вдове. Она в боязни за свою драгоценную святыню умоляла разрешить ей оставить у себя образ до утра, обещая им за это много денег. Корыстолюбивые воины согласились, но один из них, уходя, со злобою ударил икону копьём. Удар пришелся на изображение правой ланиты Матери Божией, и из раны потекла кровь. Поражённый таким необыкновенным явлением, воин с раскаянием пал ниц пред святым образом Пречистой. Он оставил ересь и впоследствии вступил в число братии Иверского Афонского монастыря, где и кончил свои дни в строгом подвижничестве.
По уходе воинов вдова с сыном долго с коленопреклонением и слезами молились пред святой иконой. Чтобы сохранить святыню от нового поругания, она в ту же ночь отнесла образ на морской берег и там горячо просила Царицу Небесную избавить её от императорского гнева, а образ Свой – от потопления. Закончив молитву и облобызав икону, вдова опустила её в море и, к величайшей радости, увидела, что та не упала, но стала прямо, ликом к берегу, и начала удаляться, скользя по волнам. Утешенная этим видением, возблагодарив Господа и Пречистую Матерь Его, благочестивая мать уговорила сына бежать от преследований иконоборцев в Грецию. Юноша послушался её и, простившись, отправился в г. Солунь, а оттуда, по Божиему Промыслу, на Афонскую Гору, где принял иночество. Именно от него и узнали афонские пустынножители об иконе, пущенной на воду его матерью.
Один только Бог ведает, где сокрывался долгое время чудотворный образ Приснодевы. Прошло почти два века… Однажды вечером иноки Афонской Иверской обители увидели на море огненный столб, касавшийся своей вершиной неба. Явление это повторялось несколько дней и ночей подряд. Из всех окрестных монастырей сошлись пустынножители посмотреть на такое чудо. Подойдя к берегу, они обнаружили, что огненный столб возвышался над образом Божией Матери, который стоял на воде, но по мере их приближения стал удаляться от них. Тогда иноки Иверского монастыря собрались в церкви и со слезами молили Господа, чтобы Он даровал им чудесно явившуюся святую икону Богоматери. И Господь услышал их усердную молитву.
В то время в Иверской обители подвизался старец – преподобный Гавриил – родом из Грузии. Он отличался строгостью жизни и простотою нрава, жил, как земной ангел и Небесный человек. Этому благочестивому старцу явилась во сне Пресвятая Богородица, сияющая Небесным светом, и сказала: «Возвести настоятелю и братии, что Я хочу дать им икону Мою в покров и помощь, потом войди в море, ступай с верою по волнам – и тогда все узнают Мою любовь и благоволение к вашей обители». Старец Гавриил объявил настоятелю о видении, и наутро монахи с молебным пением отправились к морю. Старец безбоязненно пошёл по воде, как по суше, и сподобился принять в свои объятия святую икону. Иноки с благоговейною радостью встретили её на берегу, устроили для неё небольшую часовню и три дня и три ночи совершали здесь молебствие. После этого внесли образ в соборную церковь и поставили в алтаре.
На другой день, перед заутреней, монах, зажигавший лампады в храме, не увидел икону там, где она была поставлена. После долгих поисков иноки нашли её над монастырскими воротами и отнесли на прежнее место. Но на следующее утро она снова оказалась над монастырскими воротами. Так повторялось несколько раз, пока Пресвятая Дева не открыла святому Гавриилу во сне Свою волю, сказав, что не желает быть охраняемой иноками, а хочет Сама быть их Хранительницей в этой жизни и в будущей. Тогда иноки построили в честь Преблагословенной Богородицы надвратную церковь, в которой икона пребывает и поныне. По имени обители икона эта была названа Иверской, а по месту её пребывания, «в верху врат монастырских», – Вратарницей (Портаитиссой).
Знаменательно одно из пророчеств Божией Матери. Во времена греческого восстания 1822 г., когда было великое смущение на Святой Горе, афонские иноки стали расходиться: из 40 000 всех братий там оставалось уже не более 1000, и те хотели оставить земной удел Богородицы, полагая, что Афонская Гора запустеет. Но когда начали так помышлять, писал русский инок Парфений, постриженник Святой Горы, Царица Небесная явилась многим отцам и пустынножителям и сказала: «Почто очень испугались и почто входят такие помышления в сердца ваши? Всё это пройдет и кончится, и опять наполнится Святая Гора монашествующими. Вот даю вам извещение, что пока Моя икона будет находиться на Святой Горе, в Иверском монастыре, то ничего не бойтесь и живите в своих келиях, а когда изыду из Иверского монастыря, тогда каждый да берет свою суму и грядет, куда знает». С тех пор афонские иноки каждую неделю приходили в монастырь проверять, на месте ли Иверская икона Божией Матери.
Неисчислимы были чудеса и исцеления, проистекавшие от святой Иверской Вратарницы. Слух о чудотворном образе через паломников дошел и до России. Святейший Патриарх Никон (тогда ещё архимандрит Новоспасского монастыря) обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию, который прибыл в Москву за милостыней для афонских обителей, с просьбой прислать список с этой прославленной чудотворениями иконы Пресвятой Богородицы.
Достойно внимания и то, как писался этот знаменитый чудотворный список. Когда в 1648 г. три инока-святогорца поднесли царю Алексею Михайловичу готовый образ, они приложили к нему и сопроводительную грамоту. «Как есми приехал в наш монастырь, – писал архимандрит Пахомий, – собрал всю свою братию триста шестьдесят пять братов, и сотворили есма великое молебное пение с вечера и до света, и освятили есма воду со святыми мощами, и святою водою обливали чудотворную икону Пресвятыя Богородицы, старую Портаитскую, и в великую лохань ту святую воду собрали, и, собрав, паки обливали новую доску, что сделали всю от кипарисного древа, и опять собрали ту святую воду в лохань, и потом служили Божественную и святую литургию с великим дерзновением, и после святой литургии дали ту святую воду и святыя мощи иконописцу преподобноиноку, священнику и духовному отцу, господину Иамвлиху Романову, чтобы ему, смешав святую воду и святыя мощи с красками, написати святую икону. (Далее рассказывается, что иконописец только в субботу и воскресенье употреблял пищу, а братия дважды в неделю совершала всенощные бдения и литургии.) И та икона (новописанная) не рознится ничем от первой иконы, ни длиною, ни широтою, ни ликом, – токмо слово в слово новая, аки старая».
Окончание будет завтра...
| 
                                         | 
                                    </> | 
            
                    Наркологическая клиника Санкт-Петербург: помощь рядом с вами                
                    12 вышитых сказок. Красная Шапочка                
                    "Авиация", но не "Авиаторы"                
                    Кривоватый тест                
                    "Битлы". Интересно получилось :-)                
                    негодяй Проханов....                
                    вбити неділю                
                    Ответ на загадку                
            
            
