267 метров над уровнем моря
deni_spiri — 26.12.2019267 метров над уровнем моря — на такой высоте, на вершине высокого холма, господствующего в окружающей местности, расположен комплекс сельских церквей, доминантой которого является шатровая колокольня, 1-й пол. 18 века. Бывшее село Высоково, ныне урочище Высоко, а точнее заброшенный храмовый ансамбль, и стал главной целью в очередном летнем путешествии 2018-го.
После того, как Тёмная Сталь и я посетили Совегу, не прошло и трёх недель, как настало время для нового путешествия в мою любимую и почитаемую Костромскую область. Правда, на этот раз новым был не только маршрут, но и состав «экспедиции». А именно — членами экипажа, отправившегося покорять русскую глубинку, окромя меня стали: любитель кубинского рому и свежего воздуха Елена Викторовна и вязано-синтепоновая Котейка из Казани.
Оставив позади ночную дорогу, было решено передохнуть. Как раз стал накрапывать мелкий дождик и мы, приткнувшись под ветвями живой изгороди, на окраине неиспользуемого пространства колхозных полей, устроили "тихий час". Откушав чем бог послал, прикорнув часик, силы были восстановлены. И снова в путь. Следующей остановкой стала набережная г. Чухломы. Поскольку чухломское городское поселение давно уж изучено, надолго задерживаться там не стали.
А, обогнув озеро, на берегу которого расположилась Чухлома, припарковались возле стен старинного монастыря, по преданиям, основанным в сер. XIV века учеником Сергия Радонежского Авраамием Городецким. Монастырь расположен на вершине высокого лесистого холма, с крутым южным склоном, выходящим к берегу Чухломского озера.
Находясь на берегу озера, нельзя не вспомнить о первых обитателях края. Заселение здешних территорий началось за несколько тысяч лет до н.э. Первые люди осели на берегу некогда большого озера, изначальное название которого неизвестно. В начале н.э. эти земли населяло угро-финское племя «меря». Позднее потомки мерян – «чудь» – облюбовали лишь одно место, где, предположительно, во 2-й пол. XII века, возникает славянское поселение «старая» Чухлома. По городку получило своё название и озеро.
Со временем город был перенесён на новое место, туда, где располагается современная Чухлома. А на месте заброшенного «городка», он же «чудское городище», основывается вышеупомянутая православная обитель. С западной стороны склона открывается вид на вотчину монастыря — с. Ножкино. В фокус объектива пойман выразительный силуэт сельской церкви.
Тик-так. Время не ждёт. Из Чухломы отправляемся далее на север области, в г. Солигалич. За годы путешествий, побывав здесь раз десять, Соль Галицкая стала чуточку родной. О Чухломе, Солигаличе, Совеге и др. населённых пунктах, что в этом репортаже упомянуты вскользь, по каждому из них у меня давно написаны индивидуальные краеведческие посты (название выделены ссылкой). Прибыли в Солигалич к началу шестого вечера.
О, да! Костромскими дорогами доехать просто до Галича, далее ждёт 100 км асфальтового бездорожья, зачастую вынуждающего ехать по обочине. Посему время в пути увеличивается, как минимум, втрое дольше привычного. Заселившись в Гостевой дом, что на набережной р. Костромы, мы отправились на поиски трапезной. Но все едальные заведения встретили нас обслуживанием поминок. Однако, нам повстречалась жительница (увы, за давностью дел, ФИО не припомню), которая услышав сказ о голоде, пригласила к себе домой. В наше время такая открытость людей обескураживает. Поблагодарив за гостеприимство, вежливо отказались и отправились на окраину города, где смогли-таки отужинать.
Следующий день ознаменовался ранним подъёмом, заездом в преинтереснейшее с. Верховье. Там пообщались с местными кладоискателями, коих обнаружили в полуразрушенном здании «Детдома им. Ленина», он же бывш. богадельня, на предмет поиска и нахождения сокровищ (полна ещё костромская земля сюрпризов). К началу одиннадцатого до полудня устраиваем привал на берегу всё той же Костромы. Тут она не столь широка и полноводна. Витиеватой ниточкой прорезая лесные чащи, в 30 км выше по течению она берёт своё начало (болото Костромское).
Хотели мы устроить пикник аккурат на кромке береговой линии, но, казалось бы, не столь явное бездорожье, таило в себе немалую опасность. Суглинок да заболоченность не давали шанса стоять на своих двух, чтоб не разъезжались в стороны ноги. Как по маслу скользишь что в сапогах, что на резине А/Т. Ступишь чуть не туда, как почва уходит из под ног, норовясь засосать тебя всего. Покатались мы вдоль берега туда-сюда, с горки и на...
Поколесив с полчасика в грязи, выкатились на поле, где устроили обеденный перерыв.
Достаём бутылку рома... Собственно, я за рулём, поэтому напиток пиратов достаётся остальным членам экипажа. Сварганили макарошек с тушёнкой, которые уплели за обе щеки, на свежем-то воздухе.
Котейка помогала по хозяйству — вскипятила чайничек.
Отобедав, отдохнув и набравшись сил, продолжили путь. Впереди ждала главная точка маршрута и путешествия в целом — урочище Высоко, расположенное очень высоко. Ещё четыре года назад в составе другого экипажа была предпринята попытка туда добраться, но Opel Astra GTC претерпела неудачу. На этот раз решено было во что бы то ни стало преодолеть и побывать! Испытания на себя взяла Renault Kaptur 4WD.
Лучший проводник в незнакомых местах это совет аборигенов. В д. Горбачёво местные обступили реношечку, аж в салон залезли (им был в новинку автомобиль). Пообщались, узнали верную дорогу. Она легла большим крюком в сторону Судая, но была проезжабельной. По пути следования нас окружали гидронимы угро-финского происхождения: речки Вольмс, Серахта и др. От прежних обитателей края нам достался целый ряд неславянских названий: Вига, Возига, Руйса, Сонгиш, Сундоба и проч.
Поначалу проехали мимо нужного поворота, ибо то была грязевая колея, круто уходящая вверх. Но чуть далее нежданно-негаданно встретили движущийся навстречу внедорожник со стороны с. Торманово. Выяснилось, что мужчина с дочерью и матушкой ехали туда же, куда и мы. Только задачи стояли разные: наша — преодолев бездорожье, взобраться на гору и лицезреть храмовый комплекс; у них — посетить кладбище. И они искали поворот. Находясь у подножия холма, трудно определить, где расположен архитектурный ансамбль, ибо склоны основательно и плотно поросли лиственно-хвойными породами.
Посовещавшись, выяснили, что есть два заезда на вершину. Один вёл прямо к заветной цели, другой подразумевал часть пути на авто, часть — на своих двух. Мы выбрали первый вариант. Местные поехали вариантом №2. Пока наш экипаж нашёл необходимый поворот и мерил глубину луж, не решаясь броситься в бой, к нам подъехали наши знакомые. Мужчина, в прошлом водитель лесовоза, дал совет какой стороны держаться, чтоб не потонуть. Он слабо верил в успех нашего предприятия и выразил желание помочь, если застрянем. И снова отзывчивость костромичей приятным осознанием доброты легла на сердце. Ведь мы в 630 км от дома, среди лесной чащи.
Совершив все нужные приготовления (давление в шинах, откл. антипробуксовку и т.д.), Тёмная Сталь лихо взобралась на гору. Ура! Мы сделали это!
Здесь вертикальной доминантой нас встречает шатровая колокольня.
Урочище Высоко находится на высоте 267 метров над уровнем моря. С вершины высокого холма открывается захватывающий вид на окрестности.
Немного из географии. В центре Костромской обл. расположена Галичская возвышенность (высота до 293 метров), а на северо-востоке (где мы сейчас) — Северные Увалы (конечная морена одного из ледников).
Позади к колокольне примыкает церковь Воскресения, или то, что от неё осталось — сильно руинированный кирпичный короб.
Недалеко от воскресенских руин, на ещё более высоком месте, стоит Ильинская церковь, 1820 г. Рассмотреть архитектурные особенности храма из-за плотно подступивших деревьев практически невозможно.
Основное пространство храма не представляется любопытным.
Побродив по гребню холма, осмотрев со всех сторон архитектуру в традициях древнерусского зодчества и классицизма, тем самым утолив свой интерес, принялись устраиваться на очередную пирушку.
Однако набежали тучи, заморосило. Да и помощи в округе уж нет — внедорожник уехал, как только мы взобрались наверх. Забеспокоился я об обратной дороге. Тут уж не до посиделок. Решено было для начала спустится с возвышенности и устроить привал где-нибудь внизу, в дальнейшем ни о чём не тревожась.
Удачно всё провернув и на это раз, выехали на бывшее колхозное поле. Вокруг на десятки км ни души: тишина, покой и красота. Будучи на вершине холма, дабы не тревожить души упокоившихся там, мы, само собой, не включали музыку. Здесь же решили прорезать молчание афроамериканскими ритмами.
Мои коллеги по изучению достопримечательностей края снова принялись за трапезу. Неизменно на столе — Havana Club, привезённый Ленкой из Кубы.
Надеваю маску Santa Muerte (Святая Смерть), столь подходящую для всего заброшенного, и позирую на фоне авто и природы.
Отобедав на лоне природы во второй раз, двинулись обратно в Соль Галицкую. Следующим днём отправились на поиски интересностей южнее Соли. Путь лежал в тупиковые населённые пункты, дальше которых лежали непроходимые дебри. Вновь пересекаем речки с финно-угорскими корнями: Воча, Корба, Сельма, Солда и т.п. В какой-то деревне фотаем чёрного козла.
Поскольку сей пост обзорный (по две-три фото с места), подробности и детали опускаю до времён написания отдельных индивидуальных отчётов. Мимо нас проплывают остатки советской цивилизации.
Когда-то здешние поселения связывало пассажирское движение. Ныне немногие ещё жилые деревни и сёла, среди сотен опустевших, связывает крайне редкое транспортное сообщение (далеко не каждый день).
Тем временем Тёмная Сталь, преодолевая очередное бездорожье, прибывает в д. Лукино-Холм, а можно сказать и в урочище.
Резина Toyo «Open Country» прекрасна, но минус её, как и любой А/Т-шки, это быстрое замыливание. Из-за недостаточной глубины протектора грязюка не высвобождается. В итоге через №-ое количество времени движения по суглинку ты теряешь сцепление и плывёшь под собственным весом машины.
Перед нами — редкий для района пример крупного сельского дома с декором в формах эклектики. Дом Фёдоровых возведён в 3-й четв. XIX века. Стены рублены в обло и обшиты калёванным тёсом на кованых гвоздях.
Из-за разной ширины межоконных простенков, центральные сени слегка смещены вправо от оси, как и освещающее их сдвоенное окно.
Напротив единственного уцелевшего дома во всей деревне одиноко стоит могучее древо. Как сейчас помню, сильный ветер и колоссальный шум ветвей и листвы этого «не знаю как зовётся» дерева.
Что ж, впереди нас ждало ещё много открытий: комплекс деревянных построек земской больницы; монументальный храм, а точнее целых два и отдельно стоящая колокольня; ждала переправа вброд речки Сони и опустевшая деревня, в которой в одном из домов почивала мумия телёнка; заброшенная сельская школа со множеством поздравительных открыток учителям; а в самом Солигаличе мы умудрились залезть в школу-интернат, она же бывш. богадельня. Но обо всём этом — во 2-й части повествования.