25 августа 1930 г. Данелия

50-е годы. Ромм в своей мастерской дает задание студентам. Нужно придумать немой эпизод про мужчину и женщину, но при этом показать, что они состоят в браке. Как это сделать? Тянет руку один студент и говорит: "Допустим, они приходят в гости. Мужчина сморкается и кладет носовой платок в сумочку своей дамы". Это и был Данелия.
Мой личный рейтинг его фильмов таков:
0. Не горюй! (Этот фильм стоит особняком).
1. Тридцать три.
2. Кин-Дза-Дза.
3. Осенний марафон.
4. Слезы капали.
Потом все остальное. Да, и еще я очень люблю фильм "Орел и решка". И не люблю фильм "Фортуна".
Данелия открыл для кино Никиту Михалкова, Вахтанга Кикабидзе и Полину Кутепову.
Данелия прославил в кино Евгения Леонова.
Данелия подарил Басилашвили лучшую роль в его актерской жизни.
Данелия оказался в сложной ситуации. Между Россией и Грузией. Буквально на разрыв. Его герои всегда возвращаются на Родину с чужбины. Это тоска по дому.
Европа и Азия Данелии не нужны. Его кругозор уже, чем у Иоселиани. Он режиссер домашний. А дом далеко.
Инопланетное у Данелии, разумеется, тоже домашнее, родное. А дом далеко.
Придет время, когда люди не будут понимать, почему фильмы Данелии называются комедиями. С годами их привкус все горше.
Их привкус горше, потому что Данелия человек домашний, а дом далеко. И вся жизнь его героев это ускользающая дорога к дому.
Данелия чем-то похож на Товстоногова. Когда видишь человека такого типа - большой лоб, очки, папироса, несколько прокуренный бархатный бас - понимаешь, что у него все получится.
Данила-мастер. Данелия-мастер.
Он не видит в настоящем своих героев. В 90-е они еще были.
Его нынешний уход из игрового кино в мультфильм означает не то, что нет актеров, а то, что нет людей. Он будет учить искусственных, нарисованных людей играть. А может, он будет учить их тому, как должны поступать люди. Если бы он знал, где живут инопланетяне, то сейчас снимал бы кино с ними. Находил бы в них черты утраченного дома.
Так осуществился сюжет Соляриса.
Когда он вернется - нас, нынешних, уже не будет на Земле.
|
</> |