Польский калейдоскоп.

- Лирическое вступление №1.
Император Николай I ненавидел поляков и Польшу. Это была его головная боль на протяжении всего царствования. Он считал поляков прирождёнными бунтовщиками, которые, к тому же, способны продавать и предавать своих вчерашних союзников. По иронии судьбы роль императора в кино играли люди с фамилиями Стржельчик и Вержбицкий. Кстати сказать, Владислав Стржельчик довольно жестоко отомстил императору за свой народ... Во всяком случае, я ни разу не видела такого противного Николая. Помнится, читала я в детстве какую-то книжку про фашистов, а там было сказано, что немецкие расовые специалисты также считали, что поляки - наихудшие из славян. С тех пор мы яро любим «Четырёх танкистов и собаку».
- Барбара Брыльска и польская страничка из журнала «Мода стран
социализма». 1976 г.
- Лирическое вступление №2.
На рубеже XIX и XX веков жил-был такой чешский художник Альфонс Муха, которого все хорошо знают по уникальным рекламным плакатам стиля Ар Нуво. Но реклама - это было для денег, а для души у него была теория панславизма. Художник полагал, что будущее - за союзом славянских народов, которые реально могут остановить закат Европы. Он не понимал, что славянские народы недолюбливают друг друга и скорее кинутся в объятия французов и немцев, чем посмотрят в сторону друг друга.
В моём советском детстве Польша занимала особое место. Там располагался знаменитый кабачок «13 стульев» с пани Моникой, пани Каролинкой и паном Спортсменом. Разумеется, артисты были советские, но дейcтвие разворачивалось именно в Польше. Шутки там были наивные, но когда мне 5-7 лет, меня было невозможно оторвать от просмотра этой передачи. Много музыки, красивых девушек из Театра Сатиры и модные причёски. Кабачок выполнял роль проводника новейшей моды - все хотели иметь кофточку, как у Каролинки и клипсы, как у Моники. Вообще, польская мода считалась довольно стильной, а польки - красавицами. Косметика Pollena и Pani Walewska были лучшим подарком, если не было французских аналогов. Хорошо помню польские духи и польский блеск для губ из магазина «Ванда». Блеск для губ был очень вязкий, перламутровый и от него исходил аромат сладкой, химической клубники...
- Кабачок «13 стульев».
Странное дело - мы почему-то считали полек - совершенными созданиями, а поляков - чем-то, вроде неудачного приложения к полькам. Рисовались какие-то скучные мужики, с белёсыми глазами и невыразительными физиономиями, непременно хитроватые, но глупые. Были, конечно, такие, как Даниэль Ольбрыхский, но в основном - непрезентабельные Збышеки. Наверное, именно поэтому рядом с польками всегда располагались французы. 4 сентября 1725 года состоялась одна из самых грандиозных свадеб Галантного Века - венчание юного короля Луи XV с польской золушкой - Марысей Лещинской, дочерью пана Лещинского и пани Катаржины Опалиньской. Лещинский не был даже королём - нет, он как-то недолго занимал польский трон, однако, был выкинут оттуда сторонниками Августа Саксонского. В ближайшие годы польский вопрос станет основным во французской и европейской политике... Марыся полюбилась Людовику, он даже не изменял ей на протяжении многих лет, но потом она закрыла двери своей спальни и попросила более её не беспокоить. И тогда Луи пошёл по бабам и ходил по ним до конца жизни. Чем, собственно, и прославился.
- Королева Франции Мария Лещинская и духи 'Pani
Walewska'.
А до этого были польские королевы - Мария Гонзаго (жена Владислава IV и Яна II Казимира) и Мари-Луиза де ля Гранж д’Аркьен (жена Яна Собеского). История первой могла быть вплетена в повествование А.Дюма, а жизнь второй похожа на роман об Анжелике, маркизе ангелов. Кстати, Мари д’Аркьен - обедневшая дворяночка из Невера, прибыла в Польшу в свите Марии Гонзаго, окрутила там видного воина - Яна Замойского, чтобы после его смерти стать женой очередного короля. Это была настоящая дама Галантного Века, вся плоть от плоти версальского двора. Вообще, что меня всегда удивляло в истории XVI-XVIII веков, так это различный бытовой уклад поляков и...полячек. Если посмотреть на портреты, то можно увидеть, что польские дамы всегда одеты по последней европейской моде. В XVI веке - по испанской, потом - по французской. Мужчины же придерживаются традиционного платья, развившегося из исконно славянской одежды с различными восточными компонентами, в частности, с турецкими. Поляки Галантного Века часто носили усы и бритые головы с оселедцем (как мы привыкли видеть в украинской традиции). Интереснейшее зрелище представляли собой такие вот пары. Полагаю, что, если бы европеизация русского платья шла бы не революционно, а постепенно, мы пришли бы к такому же варианту - дамы в робронах и пудре, кавалеры - в терликах и кафтанах. Единицы (как Понятовский в Польше) носили бы французское платье. К XIX веку всё равно перешли бы на общеевропейский стиль.
- 1 и 3 - изображения Лжедмитрия и Марины Мнишек.
- Картина из жизни Яна Собеского. Обратите внимание на
костюмы.
Вообще, поляки - это какие-то наши нелюбимые враги. Немцы - любимые, французы - любимые, а поляки - совершенно ненавистные. Потому что галлов и тевтонов простить можно, а своих славян - нет. И ещё бытует мнение, что проиграть немцу - не стыдно, а поляку - стрёмно. Хотя, в том же XVI веке Речь Посполитая была очень сильным государством. Вообще, недаром немцы всегда хотели её под себя подмять, а лучше всего - поделить, как это сделали три истинных арийца Галантного Века - Фридрих, Екатерина и Мария-Терезия. А вообще, во Второй Мировой войне Польше досталось больше других. Она приняла на себя первый удар и получила по полной программе - даже «окончательное решение еврейского вопроса» реализовывалось на территории Польши. Самый страшный лагерь - Освенцим располагался недалеко от Кракова. В своё время мне попала в руки повесть Зофии Посмыш «Пассажирка» о судьбе немки-надзирательницы Лизы Франц и её «подопечной» - полячки Марты. Потом я увидела польский фильм, снятый по книге.
- Кадры из польского фильма «Пассажирка».
Расскажу содержание - оно весьма любопытно. Середина 1950-х... Бывшая надзирательница путешествует на корабле со своим американским женихом и вдруг в толпе отдыхающих видит Марту. Лиза, пытаясь оправдаться, рассказывает жениху о том, что в своё время состояла во вспомогательных частях SS. Разумеется, умалчивает, привирает и обеляет себя. Композиция построена так, что сквозь приукрашенные рассказы немки проступает страшная правда и повествование разворачивается в трёх плоскостях - на палубе корабля, в виртуальной реальности, которую создаёт Лиза своим рассказом и в той, подлинной реальности. А ещё эта вещь - настолько неоднозначная, что её сложно оценивать с одной только антифашистской позиции. Автор повести, и сама бывшая заключённая концлагеря, говорит о надзирательницах...как о жертвах. И не судит их единым судом - по большей части, полагает автор, они зверели в процессе работы, а некоторые и не зверели вовсе. Главная героиня - Лиза Франц - не то жалеет, не то уважает бывшую подпольщицу Марту. Во всяком случае, она хочет стать её покровительницей и...подругой. (Нет-нет, никакого лесбиянства. Вообще, эта вещь великолепно-асексуальна и доставила мне известное эстетическое удовольствие). Но Марта сопротивляется этой «дружбе». Фильм получился на порядок слабее книги, но тоже интересен. Вообще, мне всегда было интересно читать польские и чешские вещи о войне и оккупации - в них было что-то такое, что оставляло послевкусие.
- Эдита Пьеха.
Она родилась во Франции, в СССР приехала из Польши и навсегда осталась символом советской эстрады и советского телевидения. Женщина, которую считали самой элегантной дамой ТВ, - Эдита Пьеха. А ещё была Барбара Брыльска - наша новогодняя Надя, вечное приложение к елке, шампанскому и мандаринам. Или - фестиваль эстрадной песни в Сопоте и в Зелена Гура. Не Евровидение, конечно, и даже не Сан-Ремо, но тоже захватывающе. Разумеется, в постинг невозможно поместить всё, что хотелось бы. Многие из вас, наверняка, вспомнят польский мятеж начала 1980-х, когда на волне этих событий пришёл к власти Войцех Ярузельский. Другие вспомнят Генрика Сенкевича и Болеслава Пруса. А ещё, помню был детский фильм «Перстень княгини Анны» про то, как молодые поляки попали в средние века и прикалывались там над тевтонским орденом... А ещё мы с детства читаем гоголевского «Тараса Бульбу» - вещь сугубо антипольскую, заказную, ведь покровитель Гоголя, Николай I ненавидел поляков...
- Фильм «Перстень княгини Анны»
смотреть: