211. "Неписанный закон: захватывающая драма, основанная на деле Тоу-Уайта"
kino_sssr — 27.12.2023Один из самых скандальных американских фильмов, вышедших в
первое десятилетие Двадцатого века. Пресса отзывалась о нём плохо -
и не из-за его качества, а из-за содержания. Несколько городов США
приняли решение не допускать его на экраны.
Неписанный закон: захватывающая драма, основанная на деле
Тоу-Уайта / The Unwritten Law: A Thrilling Drama Based on the
Thaw-White Tragedy (США, 1907)
Режиссёр Зигмунд Любин
Что ж такого наснимал Любин, что взбудоражил общественность? Всё
просто - он всего лишь перенёс на экран реальные события
(естественно, в адаптированном варианте), связанные с очень громким
преступлением. Дело было настолько неоднозначным, что присяжных
держали в изоляции (дабы никто, включая прессу, не мог на них
повлиять). И это был первый такой случай в истории американского
правосудия.
Эвелин Несбит: фото и рисунок Чарлза Гибсона, моднейшего
художника того времени
Эвелин Несбит (она сама и играет главную роль в фильме) родилась в
состоятельной семье, её отец был адвокатом, очень любил дочь и
поощрял её любознательность, покупал книги, не возражал против
занятий танцами и музыкой; словом развивал в соответствии с её
склонностями. Но, когда девочке было 10 лет, отец умер. Никогда
ранее не работавшая мама не смогла справиться с трудностями и
долгами; жизнь Эвелин резко изменилась. С 14 лет она уже работала -
шесть дней в неделю по 12 часов.
Эвелин повезло - однажды к ней подошла женщина и, назвавшись
художницей, предложила стать моделью, объяснив свой интерес тем,
что юная Эвелин обладала безупречной красотой. Через несколько лет
девушка пользовалась большой популярностью - её фотографии (как
художественные, так и рекламного характера) с удовольствием
публиковали в прессе, в том числе зарубежной. Снималась Несбит и
полуобнажённой...
В 1900 году знакомые пригласили её на Бродвей - конечно же,
поначалу в массовку. Но такая красивая девушка, умевшая, к
тому же, петь и танцевать (пусть и непрофессионально), в массовке
долго не задержалась - уже в следующую постановку её пригласили на
одну из ведущих ролей. На тот момент ей не было еще и
шестнадцати.
И вот как раз тогда она познакомилась с 46-летним архитектором
Стенфордом Уайтом. Тот был вполне себе женат, но в "маленьких
шалостях" себе не отказывал и очень любил очень юных девушек.
Несбит, придя к нему в дом, поразилась невиданной роскоши - в
том числе бархатным качелям (этот момент есть в фильме). Позже она
пришла к нему снова, уже не в компании, а одна. После ужина с
шампанским Эвелин отключилась, а когда очнулась - обнаружила себя в
постели с Уайтом. В обнажённом, естественно, виде.
Не удержусь еще от одного рисунка Гибсона - здесь не Эвелин, но
все "девушки Гибсона" неуловимо похожи, а стиль художника и вовсе
очень узнаваемый
Потом-потом она обвинит его в изнасиловании, но тогда согласилась
быть его любовницей, что весьма благотворно сказалось на её
финансовом состоянии. Уайт не только помогал Несбит деньгами и
полезными знакомствами, но и опекал (причем, даже лучше, чем её
собственная мать, которая вообще ни на что не годилось, и которой
самой не помешала бы опека). В числе прочего он устроил Эвелин в
школу-интернат - доучиваться. Ну и чтоб оградить от ухаживаний
неподходящих мужчин, которые слетались на красотку как мухи на
мёд.
Мужчины были неподходящими, да. Но, как правило, весьма
остоятельными. Один из них, Гарри Кендалл Тоу, являлся наследником
железнодорожного магната, обладающего капиталом в 40 миллионов
долларов (и по тем временам это было очень много). Гарри ненавидел
Уайта, и есть мнение, что за Эвелин он начал ухаживать не только
из-за красоты девушки, но и чтоб досадить ненавистному
архитектору. Однако запал на Несбит всерьез.
Дабы изолировать девушку от Уайта, Тоу предложил ей путешествие в
Европу. Для приличия за ними последовала мать Эвелин, с которой,
впрочем, пара в скором времени расплевалась. Как это ни странно, но
никаких сексуальных контактов у Гарри и Эвелин во время путешествия
не имелось, поскольку Тоу заклился на женском целомудрии. Из-за
этого Несбит и замуж за ухажёра выйти отказалась - она ведь уже не
была девственницей.
Но отношения развивались, и девушка, в конце концов, призналась в
связи с Уайтом, рассказав, в том числе, что подверглась
изнасилованию. Тоу был в ярости. К сожалению, Эвелин тогда еще не
знала, что её жених имел определённые проблемы с психикой. Но скоро
ей довелось это узнать - в одном из своих европейских замков Гарри
в течение двух недель избивал девушку кнутом и подвергал
сексуальному насилию.
Гарри Тоу и Стэнфорд Уайт
Тем не менее, позже Несбит вышла за него замуж... Впрочем, выбор
у неё был небогатый - несмотря на юный возраст, Эвелин понимала,
что после отношений с Уайтом её приличный мужчина замуж не возьмёт,
на финансовую помощь от матери рассчитывать не приходилось - та
сама сидела на шее у дочери, ну а бедности девушка боялась пуще
насилия. Удивительно, но мать Гарри дала согласие на брак - а ведь
она была не просто богатой женщиной, она еще и фанатично веровала.
Но, видимо, понимала, что за её психического сына девушка из
хорошей семьи не пойдёт, а потому всего лишь взяла с невестки
обещание уйти из модельного и театрального бизнеса, а также никогда
не вспоминать прошлое и не говорить о нём.
Тоу же тем временем, горя желанием "наказать порок", начал "подкоп"
под Уайта. Тут проявилась еще одна "милая особенность" Гарри -
паранойя. Он был уверен, что Уайт тоже желает сжить его со свету,
для чего нанял известную в те времена банду Истмена. На самом же
деле Уайт понятия не имел, что "пенсильванский мопс", как он
называл Тоу, что-то там замышляет и относился к нему с презрением,
считая клоуном и позером.
В 23 часа 25 июня 1906 года в пафосном нью-йоркском театре
(кабаре), расположенном на крыше Мэдисон-Сквер-Гарден, Тоу
несколькими выстрелами почти в упор убил Уайта, а потом сказал
короткую речь о том, что это месть за жену, которой Уайт разрушил
жизнь.
На следующее утро газеты "взорвались" массой публикаций, особенно
старалась "жёлтая пресса", что не удивляет - убийство в модном
театре при скоплении публики, да еще и имеющее столь пикантную
подоплеку... Общество разделилось - одни сочувстовали Эвелин,
другие Уайту, были защитники и у Тоу. Мать Гарри категорически не
хотела, чтобы информация о психическом нездоровье сына официально
стала достоянием общественности и договаривалась с адвокатами о
линии защиты, в кототрой будет идти речь о временном помутнении
разума (что-то вроде состояния аффекта) - это дало бы возможность
избежать тюрьмы, а из психушки со временем мужчину можно было бы
вызволить.
Эвелин Несбит с сыном, 1913 год
СМИ заваливали читателей и размышлениями, и жаренами фактами,
почерпнутыми из судебных заседаний. Церковь возмущалась
непристойностью подробностей, попадавших в прессу. Даже тогдашний
Президент, Теодор Рузвельт, не остался в стороне и также возмущался
разнузданностью освещения скандала - дело чуть было не дошло до
цензуры.
В итоге Тоу признали невменяемым и поместили в психиатрическую
клинику пожизненно. Решение далось нелегко - мнение присяжных
разделилось. Сам Тоу возмущался, что его действия не желают
признавать осознанным актом рыцаря, защищавшего честь дамы.
Огромные деньги, которые были у семьи, помогли в смягчении участи
осужденного - его палата была оборудована так, как никому и не
снилось. В течение следующих семи лет адвокаты доказывали, что
помрачение Тоу было временным, и в 1915 году его освободили,
признав, что вменяемость восстановилась. Любопытно, что в 1913 году
Гарри удалось бежать, и экстрадировали его только накануне
освобождения.
Эвелин и Гарри развелись после признания его вменяемым, но женщина
регулярно навещала супруга, более того - в октябре 2010 года она
родила сына. Тоу ребенка не признал, считая нагулянным, но Эвелин
утверждала, что это законный наследник Тоу.
В одном из источников я нашел упоминание о некоем фильме "Убийство на крыше", выпущенным студией Эдисона через неделю после преступления, но что-то информации о нём я не обнаружил. Возможно, напутали, и имели ввиду вот эту картину Зекка, о которой идёт речь.
Позже отдельные эпизоды жизни Эвелин Несбит попадали в сценарии других фильмов, а в середине 50-х был снят байопик конкретно об этой женщине с совершенно необыкновенной судьбой (кстати, у неё день рождения - в Рождество, 25 декабря), которая прожила долгую яркую жизнь и скончалась в 82 года.
#учуськаждыйдень #такаязима