2013 год. Участок Житомир - Бердичев - Казатин II. История и современность.

топ 100 блогов flackelf18.10.2019 Ровно 6 лет назад. Октябрь 2013 года. Последний раз, когда я видел украинскую осень.
Предлагаю свой довольно колоритный железнодорожный пост. Не думаю, что его видели большинство моих нынешних посетителей.

Это была поездка по кругу Киев - Житомир - Казатин - Киев. До начала госпереворота оставалось всего полтора месяца.
Несколько лет я вынашивал планы добраться до базы запаса Казатин II, и вот они осуществились в ту последнюю осень.
Интересно, те ВЛ80 до сих пор там гниют? Такую экзотику в России уже наверное нигде не найдешь.



2013 год. Участок Житомир - Бердичев - Казатин II. История и современность.
7-35 утра. Дизель-поезд, прибывающий из Коростеня, на котором мне предстояло отправиться из Житомира в Казатин. Я решил выйти на станции Казатин-II, чтобы осмотреть базу запаса старых локомотивов, а дальше попуткой добраться до станции Казатин-Пассажирский, откуда вернуться домой в Киев.
Справа стоит дизель-поезд ДР1А-264, только что прибывший из Новоград-Волынского, на котором я 2 недели назад возвращался из Олевска в Коростень.

2013 год. Участок Житомир - Бердичев - Казатин II. История и современность.
Карта оборота дизель-поездов депо Коростень, которая охватывает всю Житомирскую и часть Хмельницкой областей.

2013 год. Участок Житомир - Бердичев - Казатин II. История и современность.
В этом дизеле деревянные лавки были окрашены в коричневый цвет. Имелась также нумерация мест, что указывало на использование этого состава в качестве регионального экспресса.

2013 год. Участок Житомир - Бердичев - Казатин II. История и современность.
Пустые пути станции Житомир.
Линию Бердичев - Житомир - Коростень - Овруч - Жлобин окончательно закончили строить уже в годы Первой мировой войны, в 1915 году. В тот период Русская императорская армия отчаянно нуждалась в рокаде, связывающей столицу империи Санкт-Петербург с юго-западом страны, через восточную Белоруссию. Именно эта дорога и стала этой транспортной артерией.
В сам Житомир, ширококолейная полноценная железная дорога, пришла из Бердичева на пару лет раньше, в 1913 году. Вот по этой самой ветке я и ехал в этот раз, между прочим впервые в жизни.
До 1913 года на месте этой дороги некоторое время была лишь узкоколейка.

Вот что писали о узкоколейной железной дороге Бердичев - Житомир в конце 19 века:
"От Бердичева проложен узкоколейный рельсовый путь, соединяющий Житомир с сетью Юго-Западных железных дорог и известный под именем Житомирского подъездного пути, длиною 50 верст; в 6 верстах от Житомира рельсовый путь пересекает реку Тетерев, на правом берегу которой, в лесистой живописной местности, в расстоянии 200 саженей от полотна дороги построено здание санитарной станции, оконченное в 1897 году; поезда Житомирского подъездного пути останавливаются в упомянутом пункте для приема и высадки пассажиров, а в праздничные дни назначаются от Житомира до санатория экстренные дополнительные поезда в составе исключительно пассажирских вагонов. Состав поездов Житомирскаго подъездного пути 12-18 вагонов, скорость движения 18-24 верст в час; пассажирские вагоны имеются II, III и IV классов с 20-28 местами каждый; подъемная сила товарного крытого вагона 400 пуд., а открытой платформы 500 пудов.
Житомир губернский город Волынской губернии, расположен при впадении речки Каменки в реку Тетерев, в свою очередь впадающей в Днепр...."2013 год. Участок Житомир - Бердичев - Казатин II. История и современность.
Обратите внимание на карту. Тут можно увидеть целый ряд железных дорог, обязанных своему появлению советско - польской границе 1921 - 1939 годов, установленной по Рижскому договору 1921 года. Польша в межвоенные годы считалась в СССР серьезным противником и к вновь создаваемым укрепрайонам, тянули дополнительные железные дороги: Чернигов - Овруч - Белокоровичи, Фастов - Житомир - Новоград-Волынский, Калиновка - Староконстантинов.

Электрификация пришла на Житомирский узел всего 2 года назад, но на этом и остановилась. И теперь не совсем понятно куда же ее тянуть дальше, ведь вариантов существует несколько, на Новоград-Волынский, на Коростень и на Бердичев. В идеальном варианте неплохо было бы электрифицировать все эти направления, но не очень большая интенсивность движения в этих краях, ставит под вопрос экономическую целесообразность этих планов.
На сегодняшний день через Житомир проходит всего 2 пары транзитных пассажирских поездов (СПБ - Одесса, Кишинёв) в сутки и один, имеющий конечную в Житомире (Житомир - Барановичи). Ходят также пригородные дизель-поезда, но достаточно редко, есть движение грузовых, в основном с грузами для соседней Беларуси, их всего около 6-8 пар в сутки.
Житомир так и остается на сегодняшний день по сути железнодорожным захолустьем, движение через который просто не сравнимо с напряженным трафиком через тот же Фастов, Казатин или Коростень.

2013 год. Участок Житомир - Бердичев - Казатин II. История и современность.
Первая станция на Бердичевском направлении, это Быстра. Станция находится территориально еще в черте Житомира, но местность вокруг мало напоминает город.
Рядом какие-то карьерные озера, полумертвая промзона и полнейшее безлюдье.
В этом месте электрифицированная ветка на Фастов все еще проходит параллельно, всего в 200-х метрах от хода на Бердичев.

2013 год. Участок Житомир - Бердичев - Казатин II. История и современность.
Вот она пересекает реку Тетерев, а мы переезжаем эту реку по отдельному мосту. Не совсем понятно, для чего в 1930-х  годах, когда в военных целях строили дорогу Фастов - Житомир - Новоград, соорудили для нее отдельный мост, а не использовали уже имеющийся на Бердичевской линии.
Погода для фотографирования была просто ужасной.

2013 год. Участок Житомир - Бердичев - Казатин II. История и современность.
Вот мост через Тетерев, с которого сделан предыдущий снимок. В свою очередь этот снимок сделан с моста, который на фотографии выше, год назад из электрички Житомир - Фастов.
Обратите внимание на красоту здешних мест.

2013 год. Участок Житомир - Бердичев - Казатин II. История и современность.
Где-то на участке Житомир - Бердичев. Южнее Житомира Полесье окончательно заканчивается и начинается украинская лесостепь. Сфоткать пассажирские здания станций Кодня и Пряжев я не сумел.

2013 год. Участок Житомир - Бердичев - Казатин II. История и современность.
Станция под экзотическим названием - Рея.
Надо сказать, что на этой линии абсолютно отсутствуют остановочные пункты, есть только станции с путевым развитием.

2013 год. Участок Житомир - Бердичев - Казатин II. История и современность.
Пассажирское здание, построенное вероятно ровно 100 лет назад, когда строилась эта дорога.

2013 год. Участок Житомир - Бердичев - Казатин II. История и современность.
Какое-то время из окна была видна автодорога Житомир - Бердичев - Винница, которая выглядела относительно неплохо. По крайней мере на этом участке.

2013 год. Участок Житомир - Бердичев - Казатин II. История и современность.
Наконец мы уже в черте старинного и чрезвычайно интересного города Бердичева. Это станция Бердичев-Житомирский.
Пассажирское здание выполнено практически по тому же проекту, что и на станции Рея.

2013 год. Участок Житомир - Бердичев - Казатин II. История и современность.
Промышленная разруха в Бердичеве.

2013 год. Участок Житомир - Бердичев - Казатин II. История и современность.
Мы приближаемся к важной магистральной линии Казатин - Шепетовка - Здолбунов, электрифицированной еще в далекие 60-е годы прошлого века. Тогда это была единственная магистральная линия, работающая на электрической тяге, связывающая Москву с западной границей СССР в Чопе. Участки Жмеринка - Львов и Вязьма - Минск - Брест электрифицировали гораздо позднее, уже перед расчленением СССР.

2013 год. Участок Житомир - Бердичев - Казатин II. История и современность.
Вот карта, на которой хорошо видно насколько же старая эта железнодорожная линия, которая была построена еще в эпоху императора Александра II. И называлась она дорогой Казатин - Здолбуново - Брест-Литовск - Граево (что на Восточно-Прусской границе), а построена была аж в 1872 году.

Вот что о ней написано в дореволюционном путеводителе:
"Казатин большая узловая станция, о которой сказано выше, при описании линии Киев-Одесса, является исходным пунктом линии Казатин-Граево. От Казатина рельсовый путь идет в северо-западном направлении и подымается на холмистую возвышенность, служащую водоразделом систем Днепра и Буга. В нескольких верстах от Казатина полотно железный дороги пересекает проезжую дорогу, ведущую в м. Махновку, лежащую по левую сторону рельсоваго пути и находящуюся в 20 верстах от Бердичева. М. Махновка расположено на берегу реки Гнилопяти; в конце прошлаго и начале нынешняго столетия местечко это играло довольно видную роль. Оно составляло частную собственность помещиков Тышкевичей, от которых вместе с Бердичевом и другими имениями перешла по наследству в собственность князей Радзивилов, а затем к графам Потоцким. В конце прошлаго столетия граф Потоцкий, владелец Махновки, по примеру своего родственника устроившаго с громадными издержками известное местечко Тульчин, возымел мысль создать себе подобную же резиденцию из Махновки. Старания и огромныя издержки владельца придали Махновке вид порядочнаго и опрятнаго городка, при чем на это не мог не оказать влияния перевод сюда уездных присутственных мест. Между тем, соседний Бердичев приобретал все более и более значение в торговом отношении, а параллельно этому падало значение Махновки. Граф Потоцкий разорился, имение перешло в другия руки, а затем сильный пожар в 1841 году и перевод уездных присутственных мест в Бердичев, окончательно подорвали значение Махновки, низведя ее на степень обыкновеннаго местечка, каких весьма много в Юго-Западном крае. Ныне в Махновке до 5.000 жителей и она служит местным рынком по торговле хлебом.

На 13-й версте от Казатина лежит полустанция
Глуховцы, имеющая исключительно значение, как промежуточный остановочный пункт.
Далее в 20 верстах от Казатина расположена станция Бердичев, находящаяся в непосредственном соседстве с уездным городом Бердичевом, который издавна, да и в настоящее время имеет большое торговое и промышленное значение. Ныне в Бердичеве до 60.000 жителей, три православных церкви, 2 римско-католических костела, три синагоги и 62 еврейских молитвенных дома, 28 фабрик и заводов; существенною особенностью Бердичева является полное преобладание в нем среди жителей евреев, которых насчитывается более 45.000 человек. ...."

Полностью читайте тут http://library.kr.ua/elib/andreev/kazatin.html

2013 год. Участок Житомир - Бердичев - Казатин II. История и современность.
Послевоенный вокзал города Бердичева, практически идентичный вокзалу города Мироновка, что в Киевской области.
Кому интересно узнать о Бердичеве подробнее, смотрите мой прошлогодний отчет
:
http://flackelf.livejournal.com/149017.html

2013 год. Участок Житомир - Бердичев - Казатин II. История и современность.
Перрон Бердического вокзала.

2013 год. Участок Житомир - Бердичев - Казатин II. История и современность.
Теперь мы двигались по элетрифицированной и 2-х путной дороге.
Проскочили закрытую станцию Глуховцы, с интересным но заброшенным пассажирским зданием, которое я просто не успел сфоткать. К сожалению в сети я его фото так и не разыскал. Надя с Антоном из http://tokatema.livejournal.com/ обещали его в понедельник сфокать и поделиться.

2013 год. Участок Житомир - Бердичев - Казатин II. История и современность.
Мой конечный пункт, станция Казатин II. До станции Казатин-Пасс тут остается около 7 километров.

2013 год. Участок Житомир - Бердичев - Казатин II. История и современность.
Дизель поезд поехал дальше на Казатин-Пасс.

2013 год. Участок Житомир - Бердичев - Казатин II. История и современность.
Настанции маневровый таскал одинокий РЖДшный вагон.

2013 год. Участок Житомир - Бердичев - Казатин II. История и современность.
В грузовом парке стояло два состава под старыми ВЛ80.

2013 год. Участок Житомир - Бердичев - Казатин II. История и современность.
Какие-то станционные помещения.

2013 год. Участок Житомир - Бердичев - Казатин II. История и современность.
Территория, огороженная советским бетонным забором, где стояли давно списанные пассажирские вагоны. Вероятно при Союзе тут была вагонная база запаса.

2013 год. Участок Житомир - Бердичев - Казатин II. История и современность.
Очень интресные дома местных жителей, построенные судя по всему в середине прошлого века. Скорее всего их строили для работников железной дороги, которая в этих местах, как поется в одной песне: "дает работу, хранит и кормит".
Эта местность называется поселок Залiзничне (Железнодорожный). Это как бы пригород райцентра и крупного жд узла Казатина.

2013 год. Участок Житомир - Бердичев - Казатин II. История и современность.

2013 год. Участок Житомир - Бердичев - Казатин II. История и современность.
Частные дома и сараи жителей. Видна совершенно разбитая местная дорога Глуховцы - Казатин.

2013 год. Участок Житомир - Бердичев - Казатин II. История и современность.

2013 год. Участок Житомир - Бердичев - Казатин II. История и современность.
Все это расположено прямо между железнодорожными путями, образующими на станции Казщатин II, два парка, четный и нечетный.

2013 год. Участок Житомир - Бердичев - Казатин II. История и современность.
Сарай из cовсем старого вагона.

2013 год. Участок Житомир - Бердичев - Казатин II. История и современность.
Остановочный пункт "Залiзничне" и переезд сразу за ним, через который можно проехать к домам, расположенным между путями.

2013 год. Участок Житомир - Бердичев - Казатин II. История и современность.

2013 год. Участок Житомир - Бердичев - Казатин II. История и современность.
Движение пригородных поездов тут довольно интенсивное, если учесть что это украинская глубинка.

2013 год. Участок Житомир - Бердичев - Казатин II. История и современность.
Заброшенная жд постройка.

2013 год. Участок Житомир - Бердичев - Казатин II. История и современность.
И списанные вагоны около неё.

2013 год. Участок Житомир - Бердичев - Казатин II. История и современность.
Еще одно здание, похожее на бывшее депо.

2013 год. Участок Житомир - Бердичев - Казатин II. История и современность.
А вот и самое интересное - база запаса локомотивов Казатин II.
Эти фотки я делал через решетчатые ворота. Попасть на саму территорию базы запаса не представлялось возможным, она охранялась собаками и железнодорожной охраной.

2013 год. Участок Житомир - Бердичев - Казатин II. История и современность.
Древние "выльники", которые являются моими ровесниками. Не совсем ясно, списали их или еще есть шанс встретить этих ветеранов на наших стальных магистралях.
В этот момент меня заметила отвязанная сторожевая собака и на ее лай прибежал охранник в форме, который стал на диком суржике и в хамской манере кричать мне, что фоткать мол тут строго запрещено и "тебе уважаемый тут не фотостудия". Начались угрозы что меня сейчас задержат и отведут куда следует. Я был в шоке, потому что через ограду парка я не перелазил, а фотографировал это старье просто через ограждение. Чтобы не нагнетать ситуацию я не стал пререкаться с этим жлобом в форме, возомнившего из себя большого начальника и удалился.


2013 год. Участок Житомир - Бердичев - Казатин II. История и современность.
Ограждение базы запаса.

2013 год. Участок Житомир - Бердичев - Казатин II. История и современность.
А вот и ее ворота с другой стороны, через которые я сделал еще несколько снимков. Охранник с собаками были в другом конце парка базы запаса и меня тут не видели.

2013 год. Участок Житомир - Бердичев - Казатин II. История и современность.
Помимо ВЛ80 там еще стояли старые маневровые тепловозы ЧМЭ3 и магистральный 2ТЭ116.

2013 год. Участок Житомир - Бердичев - Казатин II. История и современность.
Номер 098 довольно ранний. Эта машина была в самой первой сотне целого семейства электровозов ВЛ80, которые Новочерскасский завод выпускал более 30 лет.

2013 год. Участок Житомир - Бердичев - Казатин II. История и современность.
На одном локомотиве сохранилась даже советская звезда.

2013 год. Участок Житомир - Бердичев - Казатин II. История и современность.
Списанные вагоны рефрижераторы.

2013 год. Участок Житомир - Бердичев - Казатин II. История и современность.

2013 год. Участок Житомир - Бердичев - Казатин II. История и современность.
Сохранившаяся на одном из списанных вагонов, эмблема железных дорог СССР.

2013 год. Участок Житомир - Бердичев - Казатин II. История и современность.
Куры, бегающие по заросшим подьездным путям базы запаса.

2013 год. Участок Житомир - Бердичев - Казатин II. История и современность.
Магистральный ход Казатин - Бердичев. Вид в сторону Казатина, в глубине видны стрелки и ответвление от них, ведущее в обход Казатинского узла, прямиком на Фастов и Киев.

2013 год. Участок Житомир - Бердичев - Казатин II. История и современность.
Домик железнодорожника.

2013 год. Участок Житомир - Бердичев - Казатин II. История и современность.
Местный пруд, в котором наверняка много карася.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Мамане моей сделали неправильную плитку на кухне, мириться с которой уже нет сил. Казалось бы - сруби старую да положи новую, но. Рабочий, который занимался полами, напихал внутЫрь (между лагами) огромное количество битого кирпича и еще сверху раствором залил... Из-за этого я не рискую кла ...
" Сотрудники РОВД г.Железнодорожный проезд стр.5 хамское обращение!!! " https://www.youtube.com/watch?v=cwWCcO6UdqU " Избиение в РОВД г.Железнодорожный сотрудники полиции задержали и в отделении полиции по адресу Железнодорожный проезд стр.5 избили моего мужа и его ...
15 ноября 2023 Госдума приняла во 2-ом чтении проект бюджета РФ на 2024-2026 годы. https://www.interfax.ru/business/930651 В 3-ем и окончательном чтении бюджет принят 17 ноября ...
Напрягались пятнадцать богов по ту сторону света в воскресшей Вселенной, Тормозили таксисты не веря ни в чёрта, ни в бога, ни в мать, ни в отца, А по центру Галактик блуждали остывшие люди по вектору истинны бренной, Забывая про догмы, трактаты, склоняясь почтенно пред ликом дельца - ...
Это место должен знать каждый житель России. Да и любой житель планеты. В принципе, не ожидал того, что побываю тут. Но побывал. Это школа Беслана. Там террористические изверги отняли жизни 333 человек. 186 были детьми. Это тот зал, в котором нелюди держали заложников, лишая из даже воды ...