200 лет назад

Начало XIX века, 1815-й год. Де Местр описывает, как по-разному трактуются одни и те же действия властей. Опирается он на книгу английского писателя Джозефа Таунсенда «Путешествие по Испании в 1786 и 1787 годах», в которой тот критикует испанское «мракобесие».
Вот, что замечает де Местр:
Если суд (трибунал) наделен полномочиями вызывать для дачи показаний любого, невзирая на его статус, и дело происходит в Англии, то это хорошо, это правильно. «О, дивная Англия! О, святая свобода!»
Когда же дело касается Испании, то подход меняется: справедливое превращается в несправедливое, и тот же человек восклицает: «Святая Инквизиция может по своей воле вызвать в суд всякого, кого посчитает нужным. О, гнусная и несчастная Испания! О, бездна произвола и несправедливости!»
Подобный подход и «критику» де Местр рассматривает как типичную в отношении той или иной страны или учреждения, которым не повезло стать объектами осуждения и всяческого порицания «просвещенных умов», не гнушающихся в таких случаях ни подобной двойственностью оценок, ни подчас банальной клеветой.
Боюсь ошибиться, но мне это что-то напоминает...
|
</> |