20 век в цвете. Улицы мира четверть века назад

топ 100 блогов visualhistory19.10.2017 Как знают читатели, в нашем проекте 20 век в цвете с прошлого года появилась дополнительная серия, посвященная городской жизни. Хотя в определённой мере это самостоятельный проект.

Итак, какими были улицы мира четверть века назад? Насколько сильно они отличаются от современных?
К 1992 году автомобилизация развитых капиталистических и новых индустриальных стран "Третьего мира" была давно завершена, она просто достигла пределов вместимости городского пространства. И кое-где передовые умы урбанистики уже начали осознавать ненормальность такого положения, хотя начала пешеходно-велосипедной "реконкисты" было ещё довольно далеко.
С другой стороны, в мире имелись огромные пространства, ещё слабо завоёванные автомобилем: страны бывшего соцлагеря, Китай, Индия и наиболее бедные государства "Третьего мира". Именно в этих регионах за четверть века произойдут самые разительные изменения.
Наконец, в 1992-м на планете оставались отдельные "островки" с минимальным уровнем автомобилизации, такие как КНДР и Вьетнам.

Начнём с бывшего СССР. В первый год после его краха в большинстве бывших союзных республик из-за обнищания населения и перебоев с нефтепродуктами число автомобилей на улицах заметно сократилось по сравнению с позднесоветскими временами. Автопарк на 99% оставался советским, хотя на дорогах всё чаще мелькали "перегонные" подержанные иномарки.

Типичный московский траффик летом 1992-го у стен парламента:
20 век в цвете. Улицы мира четверть века назад

Структура городского транспорта также оставалась ещё советской. Нашествие маршруток было ещё впереди, а эра бомбил только начиналась. В Москве ещё работало старое жёлтое такси, которое через несколько лет исчезнет как класс и превратится в полузабытое понятие из прошлого для целого поколения!

Стоянка такси у Курского вокзала в Москве. Федосеев, РИА Новости, 1992 год:
20 век в цвете. Улицы мира четверть века назад

Невероятно, на даже в Калининграде в 1992 году было почти незаметно иномарок:
20 век в цвете. Улицы мира четверть века назад

Почти на всём постсоветском пространстве важнейшим видом городского транспорта оставался трамвай, который начнёт своё массовое вымирание только спустя 5-10 лет после конца СССР.

Трамвай в Ростове-на-Дону, 1992 год:
20 век в цвете. Улицы мира четверть века назад

Днепропетровск, 1992 год:
20 век в цвете. Улицы мира четверть века назад

За пределами бывшего СССР самыми экзотическими в плане городского транспорта выглядели Куба, КНДР, Вьетнам и Албания.

Этот вид автобуса в Тиране 1992 года даёт очень наглядное представление о ситуации:
20 век в цвете. Улицы мира четверть века назад

Таково было наследие 33 лет полного изоляционизма. Зато всего через несколько лет Тирана станет "столицей подержанных мерседесов".

Во Вьетнаме к 1992-му уже несколько лет продолжались рыночные реформы, однако их пока ещё скромные результаты в большей степени были заметны в "экономической столице" страны — Сайгоне. В основном в виде рекламных баннеров на центральных улицах:
20 век в цвете. Улицы мира четверть века назад
Частных автомобилей в городе тогда ещё практически не было, а многочисленный старый (франко-американский) автопарк куда-то таинственно исчез в 1975 году.

В политической столице Ханое жизнь внешне выглядела почти также как во времена "военного коммунизма" 1960-х:
20 век в цвете. Улицы мира четверть века назад

Уже через несколько лет велосипедистов окончательно вытеснят скутеры и только через два десятилетия на улицах Ханоя появится ощутимое количество автомобилей (даже придётся начать строительство автоэстакады).

Единственные в соцлагере велорикши сохранились во Вьетнаме как дань традиции и туристический аттракцион.
Хотя в 1992-м это был, пожалуй, всё ещё "полноценный" общественный транспорт:
20 век в цвете. Улицы мира четверть века назад

Обратите внимание на количество людей на улицах! На тротуарах там просто не протолкнуться!
Старый штамп "два мира — два образа жизни" с полным успехом можно заменить на "один мир — два образа жизни".
Кажется, что между образом городской жизни двух восточно-азиатских коммунистических государств 1992 года лежала целая пропасть — настолько разительным выглядит сравнение Ханоя и Пхеньяна тех времён!

Просто шедевральное фото Пхеньяна 1992 года:
20 век в цвете. Улицы мира четверть века назад

В одном кадре вместился практически весь тогдашний чучхейский урбанизм с абсурдом подземных переходов через пустые улицы.
Теперь, правда, они уже совсем не пустые. В последние годы количество автотранспорта в КНДР растёт в геометрической прогрессии. Не удивлюсь, если через десяток лет половина России будет ездить на чучхейских иномарках.

А вот Китай в 1992 году уже вышел на уровень производства в 1 миллион автомобилей (с 5 тыс. в 1985-м!). Теперь они производят 25 миллионов штук в год и разница налицо: не хватает уже 3-4-5-ярусных развязок. А четверть века назад машины только начинали заполнять главные магистрали китайских мегаполисов.

Реконструкция набережной Бунд в Шанхае, 1992 год:
20 век в цвете. Улицы мира четверть века назад

У городских властей уже тогда хватило ума создать комфортную среду для пешеходов в наиболее привлекательном месте "экономической столицы" КНР:
20 век в цвете. Улицы мира четверть века назад

Но это была лишь первая ласточка и на тот момент, скорее, исключение. В целом власти китайских городов тогда занимались жестким разделением пешеходных и автомобильных потоков, загоняя людей за железные заборы и на воздушные переходы.
В том же Шанхае в 92-м отчаянно пытались расчистить главную торговую улицу Nanjing Road (местный "Арбат") для автотранспорта с помощью высоких заборов:
20 век в цвете. Улицы мира четверть века назад

Но в итоге улицу зачистили от машин.


В Пекине главный проспект в 1992-м выглядел всё ещё пустовато:
20 век в цвете. Улицы мира четверть века назад

И на нём хватало всякий экзотики!
20 век в цвете. Улицы мира четверть века назад

В бывших соцстранах Восточной Европы с 1992 года почти везде произошёл переход от умеренной автомобилизации к предельной. При этом транспортная инфраструктура старых, исторически сложившихся городов оставалась довольно консервативной.
Внешне сильнее всего изменился, пожалуй, Восточный Берлин.

Вокзал на Фридрихштрассе в 1992 году:
20 век в цвете. Улицы мира четверть века назад

Это же место в наше время:
20 век в цвете. Улицы мира четверть века назад

Ну и конечно, старый ГДРовский автопарк 1992 года остался только в воспоминаниях:
20 век в цвете. Улицы мира четверть века назад

Автопарк Будапешта в 1992 году:
20 век в цвете. Улицы мира четверть века назад

Варбурги, Трабанты и Баркасы:
20 век в цвете. Улицы мира четверть века назад

Весь цвет социалистического автопрома:
20 век в цвете. Улицы мира четверть века назад

Посмотрим теперь, какими были в 1992 году улицы мегаполисов "Третьего мира". Они вроде бы так все похожи друг на друга, но если приглядеться, то можно увидеть какую-то местную специфику и даже экзотику.

Огромный мегаполис Джакарта к 1992-му окончательно превратился в "город для автомобилей":
20 век в цвете. Улицы мира четверть века назад

Через пару десятилетий этот город ждал полный транспортный коллапс и судорожные попытки перестроить городские магистрали под общественный транспорт.

Удивительно, но один из крупнейших городов мира Каир сохранил свою трамвайную систему, созданную ещё в 19 веке.
Эти вагончики остались неотделимой частью его ближневосточного колорита:
20 век в цвете. Улицы мира четверть века назад

Очень мудрое решение! Кстати, в 2013 году было объявлено, что будет проложена современная трамвайная линия от Центрального железнодорожного вокзала Насер-Сити в Новый Каир, способная выдерживать пассажиропоток до 30 тысяч пассажиров в день.

Крайне обычно выглядели четверть века назад улицы индийских городов. Не только из-за многолюдья пёстрой толпы и вездесущих "тук-туков", но не меньше по причине сверхархаичного автотранспорта. Его символом стал «Амбассадор» — индийский автомобиль, производимый автозаводом Hindustan Motors. Его производство было начато в 1957 году, и с незначительными изменениями и улучшениями продолжалось до 2014 года!
Из-за превратностей индийского капитализма иномарки в страну практически не ввозились, а своё производство до 2000-х было мизерным.
Поэтому автостоянка в аэропорту Калькутты 1992 года выглядела так:
20 век в цвете. Улицы мира четверть века назад

Спустя четверть века Индия стала одним из ведущих автопроизводителей мира (5-е место), но "Амбассадоры" всё ещё встречаются на каждом углу.

Ещё индийские улицы отличает хаос городской архитектуры с невероятным нагромождением цветастых рекламных конструкций:

Та же Калькутта 1992-го:
20 век в цвете. Улицы мира четверть века назад

Ещё один город с архаичным транспортом в 1992 году - бирманская столица Рангун. Там с 1962 г. строили нечто вроде социализма и иномарок почти не ввозили. С 1988 года в стране пошли крутые перемены, но 25 лет назад они ещё не очень затронули колорит местных улиц:
20 век в цвете. Улицы мира четверть века назад

Теперь там обычный мегаполис "Третьего мира" с гигантскими пробками и бездумным строительством автоэстакад.


Пожалуй, самыми необычными и "экзотическими" в 1992 году были улицы не в КНДР и Вьетнаме, а в тех странах "Третьего мира", где шла война. Там городская жизнь полностью деградировали и вся инфраструктура опустилась до средневекового уровня.

Достаточно взглянуть на одну из главных улиц Кандагара в 92-м:
20 век в цвете. Улицы мира четверть века назад

А это Герат эпохи афганского пост-апокалипсиса, 1992:
20 век в цвете. Улицы мира четверть века назад

Половина мировых мегаполисов к 1992 году, причём не всегда самых богатых, уже успели столкнутся с проблемой хронических автомобильных пробок, т.е., с кризисом сверхавтомобилизации.

Тегеран-92:
20 век в цвете. Улицы мира четверть века назад

Обратите внимание, что почти весь иранский автопарк местного производства, но модельный ряд крайне бедный. Почти все легковушки - это "Пейкан", выпускавшийся в Иране автомобилестроительной компанией Iran Khodro с 1967 по 2005 год.
"Пейканы" выпускали так долго, что правительство Ирана даже официально обратилось к владельцам Iran Khodro с просьбой снять с производства устаревшую и неэкологичную модель, но после того, как IKCO в 2005-м перестало изготавливать "Пейканы", выпуск автомобиля продолжился в Судане.

В отличие от Ирана, у Южной Кореи не было проблем с быстрым обновлением и разнообразием автомобильного ряда.
Сеул 1992-го уже вполне пришёл к успеху в виде небоскрёбов и уличных пробок:
20 век в цвете. Улицы мира четверть века назад

И Бангкок 1992-го тоже пришёл к успеху:
20 век в цвете. Улицы мира четверть века назад
Здесь одними из первых в "Третьем мире" встали на тупиковый путь строительства городских автоэстакад.

Конечно, улицы развитых стран за 25 лет изменились не так сильно. Главные перемены коснулись появления велоинфраструктуры и расширения пешеходных пространств.
Знатоки, конечно, отметят и изменения в дизайне автомобилей.

Лондон - символ консерватизма, его классический образ кажется почти неизменным:
20 век в цвете. Улицы мира четверть века назад

Но и здесь время неумолимо. "Вечный" Routemaster, ходивший по городским улицам с 1956 по 2005 год, теперь уже история! Зря они их все списали, могли бы оставить на маршрутах хотя бы десяток на правах "heritage tram", на радость местным и туристам.

В "вечном городе" Риме шаг перемен тоже весьма неспешный. Тем более, в его исторической зоне.
Знаменитое детище фашистского урбанизма Via dei Fori сегодня не очень отличается от того, как она выглядела в 1992 году:
20 век в цвете. Улицы мира четверть века назад

Вроде бы велодорожку добавили и ограничили движение частных автомобилей. А вот добиться полного запрета движения автотранспорта по ней пока не удаётся. Только по воскресениям Via dei Fori становится пешеходной.

Ещё один консервативный европейский город, Вена, бережно сохранял свой трамвайный транспорт:
20 век в цвете. Улицы мира четверть века назад

Чикаго 25 лет назад:
20 век в цвете. Улицы мира четверть века назад

В угловатых очертаниях и габаритах машин всё ещё читаются отголоски моды 1970-х, которая дела американский автопром непохожим на любой другой.

Авенида 9 июля в Буэнос-айресе, 1992:
20 век в цвете. Улицы мира четверть века назад

Обратите внимание, что аргентинцы  находились в зоне влияния европейской, а не американской автомобильной моды!

Но при всей своей европейскости Аргентина всё-таки чуточку страна "Третьего мира" и помпезность парадных авенид её столицы в 1992 году оживляла весёлое разноцветье автобусов:
20 век в цвете. Улицы мира четверть века назад


Все серии проекта "20 век в цвете":
1901, 1902, 1903, 1904, 1905, 1906, 1907, 1908, 1909, 1910, 1911, 1912, 1913, 1914, 1915, 1916, 1917, 1918, 1919, 1920, 1921, 1922, 1923, 1924, 1925, 1926, 1927, 1928, 1929, 1930, 1931, 1932, 1933, 1934, 1935, 1936, 1937, 1938, 1939, 1940, 1941-война, 1942, 1943, 1944, 1945 война, 1945 мир, 1946, 1947/СССР-1947, 1948, 1949, 1950/СССР-1950, 1951, 1952/СССР-1952, 1953/СССР-1953/США-1953, 1954/СССР-1954, 1955/СССР-1955/1955-улицы, 1956/СССР-1956, 1957, 1958, 1959, 1960, 1961/СССР-1961, 1962, 1963/СССР-1963, 1964, 1965/СССР-1965, 1966/СССР-1966, 1967, 1968, 1969, 1970, 1971, 1972, 1973/СССР-1973, 1974, 1975, СССР-1975, 1976/СССР-1976, 1977, 1978, 1979, 1980, 1981/СССР-1981, 1982, 1983, 1984/СССР-1984, 1985, 1986/СССР-1986, 1987, 1988, 1989/СССР-1989, 1990/СССР-1990, 1991/СССР-1991, 1992, 1993, 1994/РФ-1994, 1995/РФ-1995, 1996/РФ-1996, 1997, 1998, 1999/РФ-1999.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Если кто в этот последний теплый, как говорят синоптики пятничный вечер, вдруг забыл сколько ему лет в этом году, тот может освежить свои паспортные данные с помощью несложных подсчетов К вашему размеру ноги приписываем два нолика, из получившегося числа вычитаем год рождения, ...
Ивана Ефремова я открыла для себя в ранней юности, после того как одна женщина, подозреваемая мною в ночных полетах на метле, сказала о том, что у него была, видимо, очень грамотная в эзотерическом плане жена – он хорошо описывает женский ...
Настроение говно. На душе кошки скребут. Че делать? Только если наглухо в запой уходить. Другие занятия более удовольствия не доставляют. У вашего Винса летняя депрессия. ...
В своей книге The Wave Principle of Human Social Behavior Роберт Пректер представил интересные графики, которые показывают, что волны Эллиотта работают не только на финансовом рынке. Но и там, где тоже действует общность людей. В частности он представил диаграмму ежегодных продаж ...
Прибавилось вот таким аппаратом 156А, 2001, 2.0 АМТ, пробег 250 (у двигла 120), цена 160к. Все живое, клевое, новый хозяин счастлив. Пару месяцев машина у меня потусует и потом уедет в ППД в Тобольск. ...