1982. Иэн Берри в Одессе. Часть 1

В 1982 году Иэн Берри отправился в Одессу на Украине, чтобы запечатлеть повседневную жизнь в советском городе. Это место неофициально называли «северным Марселем» из-за предлагаемой там культуры и досуга, что больше напоминало город на Средиземном море, чем в СССР
«Я делал серии фотографий по заданию GEO, хотел запечатлеть ночную жизнь и молодёжь города. Попросил разрешение сфотографировать ночной клуб, но меня заверили, что в городе ничего подобного нет. Однако через пару дней мой переводчик сказал, что нашёл мне такой клуб».
«Меня отвезли в дом, похожий на хижину скаутов, где все сидели у стен и слушали записанную музыку, совершенно статичная сцена, — говорит Берри. — Я сделал несколько снимков и дал понять своему переводчику, что этого достаточно. Сразу же музыка была выключена, и я увидел, как все собирают вещи и расходятся по домам. «Ночная жизнь» была организована специально для меня»
Берри вспоминает, что сопровождающий и переводчик покидали его в 5 часов вечера. Берри решил отправиться в порт, куда его уже возили на экскурсию, на этот раз без сопровождения. «Пришвартовался новый, гораздо более интересный на вид корабль. Меня быстро окружили пятеро матросов, которые проводили меня в здание портовой полиции. Сначала они хотели забрать камеры, но я отказался отдавать, потом хотели взять плёнки, я снова отказался, все это сопровождалось улыбками, жестами и словами на непонятном языке»
«Когда приехал переводчик, у меня было время сходить в туалет, достать свои плёнки и запихнуть их в носки. После дальнейшего допроса был сделан звонок в московский офис КГБ, оказалось, что я не представляю угрозы, и в конце концов мне разрешили вернуться в мой отель — все очень цивилизованно»
Облегчение длилось недолго — уже через полчаса он получил краткое уведомление о высылке из страны. В дверь номера постучали, появился более высокопоставленный чиновник, который сказал фотографу, что на следующее утро в 9 часов он должен сесть на рейс из Украины, и на этом поездка закончилась.
Что удивительно, через несколько месяцев ему разрешили вернуться в Одессу
Каковы размышления Берри о том, что изменилось в стране спустя 40 лет после того, как были сделаны эти снимки? «Сегодня на улицах Украины наиболее заметен контраст ужасающей бедности, заставляющей жителей пытаться продать свои вещи, при очевидном богатстве нескольких жителей, уютно закутанных в шубы», — комментирует он.
(подписи к снимкам авторские)

01. Двое мужчин, покупающих пиво в уличном киоске под дождём, игнорируют пьяного, лежащего в отключке на углу улицы

02. Рыночный торговка пытается продать кучку раков под проливным дождем

03. Улица Советской Армии. Женщина пытается продать цветок мужчине, разгружающему посылки под дождем

04. Мужчины и женщины, владельцы рыночных прилавков, укрываются пластиковой плёнкой от сильного дождя, сортируя лук

05. Женщины, обслуживающие рыночную торговую точку, укрываются от сильного дождя под пластиковыми плащами

06. Женщина, ожидающая на улице, игнорирует пьяного человека, находящегося позади нее

07. Любопытный мужчина в меховой шапке ждёт посадки в автобус на Дерибасовской

08. Мужчины в кепках и зимней одежде обсуждают достоинства птицы на Птичьем рынке

09. На Староконном рынке женщина обнимает собаку, которую надеется продать на зоорынке

10. Мужчины собираются поговорить в утреннем тумане и дожде в парке Шевченко

11. Пожилой мужчина, тепло одетый по причине сырой погоды, пробирается по лужам в унылом пригороде с многоквартирными домами

12. Старик спешит по холоду; на заднем плане виден Оперный театр

13. Спуск Короленко. Дождливый зимний пейзаж в городе

14. Уборщица со своей крошечной собачкой работает на зимней улице

15. Тысячи птиц собираются на зимних деревьях перед городскими зданиями

16. Женщины укрываются от дождя под зонтиками на остановке где-то в пригороде

17. Двое мужчин совещаются в утреннем тумане на фоне луковичных куполов и шпиля церкви Свято-Пантелеймонова монастыря

18. Женщина торгует на улицу в дождливый день перед витринами магазина

19. Без подписи




|
</> |