1980, сентябрь, картошка

Экзамены 1980 года
Как вы помните, мои дневниковые записи лета 1980 года заканчиваются следующим сообщением:
1 сентября
Сегодня, в ночь с 1 на 2 сентября я уезжаю в колхоз поездом 666 в 00 ч. 35 мин.
Это сейчас номер поезда (666) в сочетании со званием самого медленного поезда способен вызвать душевное волнение у натуры впечатлительной и склонной к мистике. А тридцать лет назад, когда количество видеомагнитофонов в СССР измерялось десятками, а количество имевших возможность бывать в капстранах — тысячами (и это на 270 миллионов населения), то, конечно же, никто (кроме немногочисленных верующих) не знал ни о «числе зверя», ни о трёх шестёрках (хотя есть мнение, что число это не 666, а 616)
Но не буду отвлекаться. В дневнике, охватывающем период с октября 1979 года по декабрь 1985 года, под отворотом красной пластиковой обложки обнаружилось много интересных предметов (о которых, возможно, будет рассказано в своё время). Для нас сейчас представляют интерес несколько сложенных листков бумаги: два блокнотных листка (записи о поездке «на картошку» студентов-первокурсников АЛТИ в сентябрь 1980 года) и четыре листа из общей тетради в клетку (аналогичный рассказ о «картошке» 1982 года).
Поскольку записи весьма лапидарны (я делал их на ходу, в перерывах в работе), наверное, потребуются мои комментарии происходящего. При необходимости я их добавлю.
Сейчас упомяну лишь несколько ключевых моментов.
- В сентябре 1980 года вчерашние абитуриенты, а теперь — 3-я группа студентов-первокурсников лесоинженерного факультета Архангельского лесотехнического института (АЛТИ, ныне АГТУ), были направлены на сельскохозяйственные работы в село Городецк Пинежского района Архангельской области — два десятка девчонок и восемь парней.
- От Архангельска до Карпогор мы доехали на самом медленном поезде в мире (200 км за 8 часов), а после долгого ожидания на лётном поле нас перебросили «кукурузником» в Городецк, ибо летом туда посуху не добраться — нет дорог, только самолётом или по реке на катере (зимой всё завозится-вывозится по зимнику). Потом нас ещё долго везли на автобусе. Помню, что проезжали мимо Верколы — родного села Фёдора Абрамова, видели красивый деревянный дом нашего земляка-писателя.
- В первый же день пребывания в селе у нас произошёл какой-то конфликт с местной столовой (подробностей не помню), после чего они отказались нас кормить, поэтому конфликт был разрешён следующим образом: нам выдавались продукты, а мы самостоятельно готовили себе еду, для чего ежедневно назначались дежурные (две девочки для готовки, мытья посуды, уборки и пр. и один мальчик — принести воды, нарубить дров и т.п.)
- Пили мы тогда (да и впоследствии) исключительно водку, поэтому все цифры в записях относятся именно к водке.
- Именно там я впервые и попробовал водку (если к стакану водки относится слово «попробовал»). Надо сказать, что до этого я отказывался от употребления алкоголя по каким-то (теперь уже неизвестным) причинам. Рассказ о том, как семь человек уговаривали меня выпить, достоин отдельного поста. :)
- Мы жили на краю села, в небольшой избушке, за которой начинался кустарник, а дальше — лес. Места там глухие, по вечерам в лесу выли волки, доводилось и увидеть волка (об этом есть упоминание в записях). Непонятно, почему нет записи о том, как я сам увидел волка, когда вышел в помойным ведром из сарая, в котором девчонки готовили обед. Наверное, это было настолько яркое событие, что я подумал, что не надо записывать, и так не забуду. Вообще-то, и не забыл. :)
- Руководителя нашей группы, преподавателя из АЛТИ, я не помню вообще. Он в течение всего месяца занимался какими-то своими делами (охота, рыбалка), лишь иногда появляясь проведать нас и убедиться, что всё в порядке. Помню только, что мы придумали ему какое-то прикольное прозвище.
- Из восьми парней семеро были после школы и только один, Леонид, уже закончил строительный техникум и отслужил в армии. Как человек повзрослее, он отнёсся к этой поездке как способу заработать денег, поэтому он добился, чтобы на нас двоих (поскольку я работал с ним вместе) управляющий заключил отдельный наряд, и мы вкалывали — мололи какое-то зерно в муку на корм скоту, в то время как остальные ковыряли картошку в поле. Увы, когда по итогам работы оказалось, что мы заработали по сотне рублей, а остальные — по 15, сработал принцип «социалистического равенства», и на комсомольском собрании все заработанные деньги были поделены поровну. Наверное, именно тогда я невзлюбил советскую уравниловку. Впрочем, нам ещё повезло — другая группа, работавшая в соседней деревне, проела в столовой больше, чем заработала, и они вроде бы даже оказались должны колхозу. Чем эта история закончилась, не помню, Если узнаю у ребят из той группы, напишу.
- Кино смотрели в клубе через кинопроектор. Конечно же, тогда никаких видиков ещё не было. Не уверен, что в селе были телевизоры, кажется, в селе не было
Слово "дискотека" тогда было иностранной экзотикой, поэтому все ходили на танцы в тот же клуб, где смотрели и кино. Стулья расставлялись вдоль стен, и под магнитофон и пару колонок происходили танцы. Чем больше народ выпьет — тем веселее происходили и танцы. :)
Перехожу непосредственно к записям.
2 сентября. Устраиваемся.
3 сентября. Утром — инструктаж по ТБ. Потом — работа на зернотоку.
4 сентября. То же самое. Устал. Надоело. Вечером — костёр и романтические завывания под гитару.
5 сентября. Утро. Бастуем. Встали в 7.30. Потянулись к столовой в 8. Сейчас уже 9 ч. Все лежат и треплются о мясе etc. В 9.30 начали шевелиться. Прибежала бригадирша. В 9.50 начали мы работать. До обеда — 64 мешка. За весь день — 116. Обалдеть можно. Но я и приустал. Болит голова. После ужина не пойду в баню, завалюсь спать.
11.26. Почти все упились. Съел цитрамон.
6 сентября. До обеда — 91 мешок. Едим в своей столовой.
Вечер. Сделали 124 мешка. Девочки поздравили с днём рождения, что «был» вчера.
10 сентября. Вчера была куча интересного. Ходили на «Похищение „Савойи“». И ещё у меня заболел живот (наверное, от молока). До обеда выработали 80 мешков, после — лишь 23 (больше мешков не было). После обеда заявился шеф — ходил на медведя, выслеживал.
Сегодня, 10 сентября, встали в 8 ч. с лишним. Девчонки уехали на картошку и ребята должны были (некоторые), но задержались в столовой и автобус ушёл без них. Двое (С&C) идут копать, м.б. и Г.
А мы как проклятые должны молоть муку.
11 сентября. До обеда — 80 мешков! Могли бы и 90, но помешало отключение электричества. Сегодня все, кроме нас, на картошке.
13 сентября. Вчера, 12 сентября, Паша видел шаровую молнию. У нас с Лёней есть наряд-задание. Сегодня, 13 сентября, суббота. Завтра воскресенье — говорят, будем работать только до обеда. Сегодня хотел сходить в баню — не вышло. У нас сегодня увозили мешки (126 м.).
14 сентября, воскр. В субботу легли спать в два часа (т.е. уже сегодня). Ходили в клуб с Л. и Г. слушать и смотреть танцы. Цирк! Зоопарк!
Сегодня утром встали в 9 ч. и опять легли спать — вот уже сейчас 2 часа дня, а мы ещё не завтракали.
15 сентября, пн. Сегодня ночью (с вс на пн) Ф и Ж не спали, поэтому спали на работе, а после обеда вообще не пошли работать, завалились спать. У нас сегодня до обеда было кончено всё зерно. После обеда начали то, что было в мешках. Кошмар! Ужас! Надорваться можно.
Положение у нас теперь аховое — осталось 10 га (м.б., 14), а в Суре — вообще 4 га. кухня-столовая еды не даёт и у нас плита сломалась, короче — варить нечего и не на чём. Вечером, после собрания, мы пошли в столовую и наелись. Ужин всё-таки был — оладьи. Я похватал того-сего — наелся более-менее. Спать завалились рано, в 11 ч.
16 сентября, вт. Молоть больше не нужно. Поэтому до обеда у меня есть свободное время. Порубил дрова, почистил картошки. Завтрака сегодня не было. Встали — и сразу на автобус. Мы с Л., узнав, что молоть не нужно, сходили к завхозу, бригадирше, управляющему (11.41).
Вечером кино — «День приёма по личным вопросам» (широкоформатный, нецветной).
17 сентября. Не работа — сплошной балдёж! С работы шли пешком.
18 сентября. Завтрака нет. Встали — поехали. Сейчас пообедали.
Вечером кино «Весенняя поездка». На сцену вылез пьяный тип.
За деревней воют волки.
19 сентября. Вернулись с работы. Дождик каплет. Девчонки говорят, что волки днём прибегали к столовой.
Выпил 180 водки.
20 сентября. Вечер О.К.! Паша стал шуметь, его утихомирили. 250 г.
Витёк спит на кровати, Шурик, Вано и С. выпили 5 на троих.
21 сентября. Работа — врагу не пожелаю!
Танцы — дохлые, т.к. вина в магазине нет. Вечером — песня «Кусок безобразия», потом кино «Взрыв после полуночи» (Арменфильм). Перед обедом на поле — 100 г.
|
</> |