рейтинг блогов

1945-2023. Как мы будем денацифицировать историческое сознание Украины?

топ 100 блогов denalt23.04.2022 1945-2023. Как мы будем денацифицировать историческое сознание Украины?
Опыт денацификации имеется в разных странах. Тем не менее, обычно говоря о ней, мы подразумеваем Германию. Но на самом деле этот опыт, несмотря на достаточно впечатляющий итоговый результат далеко не столь однозначен. Мы сегодня рассмотрим те его аспекты, которые касались работы с исторической памятью.
История денацификации в Германии включает в себя три периода:
1. 1945-1947 гг.: денацификация «извне», где ключевая роль принадлежит «союзникам»,
2. 1947-1965 гг.: частичная ренацификация, связанная с «Холодной войной»,
3. с 1965 г.: смена поколений, денацификацию продолжает само немецкое общество, «изнутри».
Работа с исторической памятью сильно отличалась в эти периоды. Вообще историческая политика направлена на формирование общественно значимых исторических образов, памяти и образов идентичности. Сам термин «историческая политика» появился в Германии 1980-х гг. когда речь шла уже не о денацификации, а скорее о ревизии ряда ее аспектов. Однако, еще в 1940-х денацификация, проводимая оккупационными властями, с самого начала шла рука об руку с формированием «новой» исторической памяти немецкого народа, как о ВМВ, так и о предшествующих периодах истории. Хотя формально это не было детально прописано в Ялте и Потсдаме, и по итогам Нюрнбергского процесса – в отличии от необходимости чистки властного аппарата от членов НСДАП и т.д. Но государственная система Третьего рейха 12 лет была направлена на создание образа «арийца», исторически противопоставленного всем другим нациям и оккупационным властям пришлось столкнуться с последствиями этой идеологической обработки. Здесь необходимо напомнить, что на современной Украине мозгомойные фабрики работали 30+ лет причем последние 8 лет с такой интенсивностью, что доктору Геббельсу и не снилась.
Вообще в 1945 году каждый пятый взрослый немец был одним из 8,5 миллионов членов нацистской партии НСДАП. О необходимости формирования другого представления о недавно произошедших событиях и о ранее пройденном Германией пути говорило, например, то, что в 1946 году 37 % жителей американской зоны заявляли, что уничтожение евреев, поляков и других неарийских народов диктовалось интересами безопасности. А вплоть до середины 1960-х годов многие в Германии считали участников заговора против Гитлера 20 июля 1944 года не героями, а предателями. Это уже после полного военного поражения и безоговорочной капитуляции.
Для переформатирования сознания большинства населения Германии союзники предприняли ряд мер:
1. Была начата "Кампания по перевоспитанию", состоящая в ознакомлении населения с наиболее отталкивающими сторонами деятельности немецкой администрации. В кинотеатрах непрерывно шли документальные фильмы с кадрами, в деталях отображающих лагеря смерти. При этом посещение этих киносеансов представители оккупационной англо-американской администрации ставили обязательным условием получения продуктовых карточек. Жители ближайших к концлагерям поселений должны были участвовать в экскурсиях по ним, а в некоторых случаях принять участие в проводимых там работах. Широко распространилась практика привлечения немецких школьников к перезахоронению жертв нацизма. В принципе как стало ясно позднее позитивный эффект имела только она.
2. Американские и советские оккупационные власти видели в немецкой образовательной системе предпосылки для реваншизма и пытались изменить систему образования. В школах все учителя были уволены, а учебные программы были переписаны. Это длилось долго и привело к тому, что школы стояли закрытыми. В 1947 году была введена в действие новая система образования. Для преподавания стали привлекать пенсионеров и т.н. помощников учителей, в основном из студентов. Только эти категории населения были признаны как оставшиеся вне обработки нацистской идеологией. Профессура, сотрудничавшая с НСДАП и идеологической машиной Четвертого Рейха, переживала тяжелые времена — ее представители увольнялись из системы образования.
Наиболее успешно эти преобразования были проведены в восточной зоне оккупации. Здесь была создана новая система образования, с заменой преподавательского состава на новых учителей, никогда не состоявших в нацистской партии, и с новой учебной литературой (было напечатано 50 миллионов учебников). При том более высокий по сравнению с западными областями уровень зарплат учителей и ряд иных признаков показывает, что обновление преподавательского состава и создание новой образовательной системы рассматривались СССР как одна из приоритетных задач при формировании свободного от нацизма немецкого общества.
3. Американцы серьезно занимались развитием культуры: театр, музыка, изобразительное искусство, кино, литература. Многое импортировалось из США и переводилось на немецкий. Но и немецкие писатели, философы, музыканты, художники получали поддержку, в том числе и материальную. Конечно, если они писали «что надо». Из осознания германской интеллигенцией (философ Карл Ясперс, протестантский теолог Карл Барт) ответственности за разрывы в культуре и обществе родился концепт «проработки прошлого». Проработка прошлого в 1949-м и далее в 1950 годы позволила историку Норберту Фраю говорить о «политике прошлого». Именно это в итоге сыграло решающую роль.
4. Но помимо пряника активно использовался и кнут. Уничтожались предметы искусства Третьего рейха: книги, картины. Никакого стеснения и колебания по этому поводу не было. Например, приказ от 10 августа 1946 г. Контрольного совета о конфискации литературы и трудов национал-социалистического характера был направлен на дальнейшее искоренение «национал-социалистических, фашистских, милитаристских и антидемократических идей». Причем конфискации подвергались «все книги, брошюры, газеты, журналы, альбомы, рукописи, грамоты, карты, планы, сборники песен, книги по музыке, фильмы, диапозитивы – также для детей всех возрастов, содержащие национал-социалистическую пропаганду».
5. Очень важной частью денацификации стала реформа СМИ. Все нацисткие СМИ были запрещены. Первое время радиостанции работали под цензурой американцев и британцев. Они выдавали лицензии для работы немецким журналистам. Система подразумевала отъем лицензии у немецких изданий, которые будут пытаться сформировать у читателей «антиамериканскую» точку зрения.
Но для воевавшего поколения вопреки, созданной позднее (в 70-80-е гг.) мифологии, преступления нацистского режима не стали таким уж открытием. К покаянию они принуждались силой, и главным было «отмазаться» от личного участия (как сейчас кого не возьми в плен в Мариуполе – все кашевары и водители, не стреляли и нацизму не сочувствуют). Осознания преступного характера национал-социализма не произошло. Господствовало мнение, что все происходящее — это просто суд победителей над побежденными. Преступления Третьего рейха в общественном сознании уравнивались с ущербом, нанесенным немецким городам бомбардировками союзников, а признание массовых национал-социалистических организаций преступными воспринималось как огульное коллективное обвинение всего народа. К тому же на втором этапе из-за «Холодной войны» работа с исторической памятью тормознулась. Произошло возвращения многих нацистов в управление – других кадров просто не было. Например, министр по делам беженцев, временных переселенцев и пострадавших от войны Теодор Оберлендер был политическим руководителем батальона Нахтигаль, и группы «Север» Дружин украинских националистов. В ГДР Оберлендер был заочно осужден за расстрел польской интеллигенции и убийство евреев во Львове. Таких было много. Для процесса денацификации 1950-1965 гг. были своего рода «потерянным пятнадцатилетием».
И только третий этап, начавшийся в 1960-е гг. и связанный со сменой поколений оказался решающим для переосмысления исторического прошлогов ФРГ. Аналогов этого процесса не случилось в ГДР и Австрии, и потому там денацификация исторической памяти осталась более поверхностной. Основой его послужили студенческие движения, участники которых требовали продолжения денацификации, опасаясь возвращения ФРГ к нацизму. Идейной основой данного переосмысления были процессы среди творческой и интеллектуальной элиты – главными вдохновителями были теоретики Франкфуртской школы и писатели «Группы 47» набравшие силу в постнацистский период.
Именно благодаря общественному давлению (прежде всего молодежи) которое поспешили «оседлать» политики в 1960–1970-е гг. состоялись Освенцимские процессы, начались выплаты пострадавшим евреям, была запрещена Социалистическая имперская партия (реваншистская, «клон НСДАП»).
Процессы, над преступниками Освенцима, особенно Франкфуртский процесс 1963–1965 гг., показали концентрационные лагеря как «фабрики смерти». Они привлекли внимание той части населения, которое еще не знало о преступлениях и созданиях «лагерей истребления», вызвав огромный резонанс в обществе. Франкфуртский процесс оказал большее влияние на немецкое общество, чем Нюрнбергский, так как проводился уже не державами-союзниками, а самими немцами. Франкфуртский процесс поднял важнейший вопрос немецкой исторической памяти, который молодое поколение задало своим родителям: «Как такое могло произойти?».
Именно студенческие волнения 1960–1970-х гг. стали причиной реального пересмотра исторической памяти. Поддержка данных движений интеллектуальной и творческой элитой привела к переосмыслению исторической памяти и кризису христианских демократов, политика которых трактовалась как связь с недавним национал-социалистическим прошлым
Франкфуртский процесс сделал название концентрационного лагеря нарицательным и символом немецкой вины перед другими народами. Судьи сами совершили поездку в Освенцим. Процесс стал одной из главных предпосылок для формирования исторической памяти немецкого общества, напомнив об ужасах национал-социалистического режима. Через 20 лет после падения национал-социалистической диктатуры Освенцимский процесс способствовал тому, что немцы поняли необходимость серьезно рассмотреть свое самое недавнее прошлое.
В 1960-е гг. после Освенцимских процессов начинается реформирование немецкого образования. Новая система не только основывалась на знании об Освенциме, но формировала способность к размышлению и пониманию темных страниц немецкой истории. Теоретик Франкфуртской школы Теодор Адорно: «воспитание <...> не просто передача знаний, а создание правильного сознания». «Безжалостное осмысление» прошлого, утверждал Адорно в статье 1959 года, должно эффективно воздействовать изнутри, как самоанализ. В 1960-е гг. происходит становление таких институтов политического образования, как мемориалы концентрационных лагерей, в целях ознакомления людей, в первую очередь школьников, с преступлениями национал-социализма. В 1965 г. открывается мемориальный комплекс концлагеря Дахау, а в 1966 г. – документальный центр лагеря Берген-Безель. С этого момента концентрационные лагеря выступают в форме центров политического образования.
Выход из большой коалиции Социал-демократической партии Германии (СДПГ) и ее первое большинство в Бундестаге в 1969 г. стали прологом новой эпохи в политике ФРГ. Восточная политика и Федеральный канцлер Вилли Брандт стали символом начала покаяния немецкого народа, признав существующие границы ФРГ и отказавшись от ревизии границ – территориальных претензий к Польше и Чехословакии. Его восточная политика
означала признание итогов Потсдамских соглашений. Помощь развивающимся странам стала исходить из-за чувства вины немецкого народа, а не из внешнеполитических требований. 7 декабря 1970 г. был заключен договор между ФРГ и Польшей по которому признали новые границы в Европе по итогам ВМВ и произошло известное преклонение Вилли Брандта, которое стало символом взаимопонимания Востока и Запада. Федеральный канцлер
преклонился и положил венок перед памятником жертвам восстания в Варшавском гетто.
В 1970-х гг. в Германии формируется образовательная система, способствующая воспитанию чувства покаяния, и обширная система политических, образовательных институтов – институтов защищающих историческую память. То есть потребовалось 20+ лет чтобы процесс денацификации привел к формированию нужной картины прошлого в историческом сознании побежденных.
В наши дни Германия пытается избавиться от результатов чрезвычайно эффективной работы союзников с германским историческим сознанием. Еще в 1980-е тезисом об освобождении немецкого народа от нацизма фактически снималась ответственность с этого народа за развязывание войны, основная ответственность ложилась на Гитлера. А совсем недавно канцлер Шольц сказал, что немецкий народ избавился от чувства исторической вины Но это уже другая история.
Ключевые выводы относительно использования опыта денацификации Германии.
1. Нужен безусловный военный разгром, оккупация территории и установление на ней лояльного режима. Нет исторических примеров какой-либо «удаленной» денацификации.
2. Работать с поколениями активных носителей нацистской идеологии малопродуктивно – основной акцент надо делать на перевоспитании молодежи. Она должна вырасти прорусской и задать родителям сакраментальный вопрос «Как такое могло произойти?».
3. Сразу после военного разгрома необходимо перестроить сферу образования и культуры – наполнение и ключевых исполнителей. Необходимо полностью переписать учебники и пособия по истории начиная с языческих времен Руси. Найти или создать «сочувствующие» кадры гуманитарной интеллигенции.
4. Можно использовать опыт «разделения прошлого». ГДР в отличии от ФРГ позиционировала себя наследниками Движения Сопротивления. Хотя это и выглядело достаточно смешно – именно прусский милитаризм с этих территорий во многом послужил основой для нацизма. Довольно очевидно, что и для Новороссии и для остатков Украины необходимо писать две разные линейки учебников.
5. Сразу после военного поражения нацизма высока вероятность частичного реванша – прежде всего из-за отсутствия квалифицированных кадров, не охваченных идеологией нацизма. Предложения Аксенова по переучиванию преподавателей имеет смысл реализовывать только на юго-востоке бывшей Украины. На остальных территориях – только увольнение как школьных учителей, так и сотрудников гуманитарных вузов.
6. Процесс денацификации исторической памяти долог. Он займет 15-20 лет.


ЗЫ: и кроме того, я думаю, что Украина должна исчезнуть.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Когда то мы репетировали в "Лекуре" спектакль "Декоратор Любви" с режиссером Устюговым Во время перерывов Довлатова рассказывала, какими противозачаточными надо пользоваться: - Голландским пластырем нельзя, прилепляешь на руку и всё женское засыпает, и вообще ничего не хочется, ...
Я вот тут посмотрела, что всем нравятся линейные версии моих картинок про рысь, и решила, что календарь в этом году буду делать с линейными картинками.  Как вам такие ...
— Моя свекровь — лицемерка! — рассказывает подругам тридцатилетняя Елизавета. — За это я ее и не люблю. На словах всегда — Лизонька, деточка, а на деле терпеть меня не может! Перед свадьбой мужа моего всё отговаривала жениться на мне... По ее мнению, я второй сорт, и знаете, почему? ...
" Эх огурчики, да помидорчики, Сталин Кирова убил в коридорчике... " В свое время за этот популярный после 1934 года анекдот-речевку можно было получить срок и немалый. Поэтому шутили  тихо и очень часто молча. Время было такое, что уж тут... Сейчас шутить вроде как можно, правда, поч ...
Совсем недавно мы обсуждали в блоге, почему у нас в основном все мрачно одеты. И даже не подозревал насколько всё запущено. Оказывается, даже спортсмены должны играть только в чёрной обуви. Если футболист играет в жёлтых или голубых бутсах, то это «педерастическая радуга» Представь ...