1918. Расстрелянный Ярославль. Часть 1
humus — 10.09.2019Ровно сто лет назад, в июле 1918-го года, Ярославль стал центром событий, которые могли кардинально изменить ход российской и даже мировой истории, но в итоге город был почти стёрт с лица земли… Речь идёт об одном из крупнейших в истории выступлений против советской власти – ярославском восстании 1918 года, в советской историографии более известном как «белогвардейский мятеж». Восстание длилось более двух недель, с 6 по 21 июля. И к моменту его подавления «красными» Ярославль представлял собой печальное зрелище. Большая часть города оказалась превращена в руины.
Но начать следует всё же с предпосылок этих печальных событий. Почему же для столь кровавой бойни был выбран тихий древний город на Волге? Причин несколько. Во-первых, тому способствовала окружающая обстановка, социально-экономическая и политическая. Напряжённость начала накапливаться ещё с конца 1917 года, когда на предприятиях губернии начали вводить жёсткий рабочий контроль. Предприниматели попросту больше не могли руководить производством без разрешения фабзавкомов или контрольных комиссий. Началась национализация промышленности. Уже весной 1918 года оказались национализированы крупные предприятия машиностроения и металлообработки. Также был утверждён декрет о национализации банков. Всё это не могло не вызвать недовольства у предпринимателей, чиновничества, интеллигенции. Но, пожалуй, самое главное, то, что могло вызвать ропот уже у всех слоёв, – на город надвигался голод. На предприятиях Ярославля в марте 1918 года выдавали рабочим по карточкам всего по 13 фунтов хлеба в месяц, а членам их семей – вообще по 5. Дальше стало только хуже. Хлеба выдавать смогли только по 100-150 граммов в день, крупа и мясо пропали вовсе.
А в политических кругах во время такой тяжёлой ситуации борьба лишь обострилась. Большевики, левые эсеры и меньшевики продолжали сражаться за власть. Весной 1918 года, после перевыборов Городского Совета, большевики получили большинство и борьба вышла на губернский уровень. В результате левые эсеры и большевики избрали свои губисполкомы. Таким образом, в регионе сложилось двовластие. Нездоровой оказалась обстановка и внутри самих большевиков. Они продолжали выяснять, кто важнее – губисполком или Городской Совет. А на фоне политических споров обстановка в городе лишь продолжала ухудшаться. Производство падало стремительными темпами. Всё это не могло не вылиться в кровавые столкновения.
Вообще, Ярославль был очень удобен для начала восстания. Предполагалось, что после прихода к власти в нашем городе мятежники соединятся с войсками белых, наступавших с севера через Архангельск и Вологду. В случае удачного стечения обстоятельств открывался путь на большевистскую Москву.
Кроме того, организаторы восстания учитывали и огромное количество боеприпасов на складах Ярославля и Рыбинска. Плюсом был и социальный состав города – преобладание предпринимателей и чиновников.
Руководителем выступления выступил полковник Александр Перхуров. Подготовил восстание «Союз защиты Родины и Свободы» под руководством Бориса Савинкова.
Временем начала восстания Перхуров назвал ночь 4 июля. Местом – Леонтьевское кладбище, недалеко от артиллерийского склада и станции Всполье.
Однако уже в самом начале всё пошло не так, как планировалось: в помощниках у полковника оказалось лишь 70 человек. Пришлось повременить.
Новый срок начала мятежа Перхуров назначил на 6 июля. На этот раз к нему примкнули 106 человек. Отступать было уже некуда, восстание началось. Довольно быстро мятежники овладели артиллерийским складом, получив оружие. Воссоединившись с бронедивизионом и отрядом конной милиции, они двинулись в центр города. Без особых проблем захватили железнодорожный мост через Волгу, Урочь, Тверицы, село Яковлевское. Именно на станции Урочь восставшие соорудили бронепоезд, который позволил им владеть железнодорожным мостом в течение нескольких последующих дней.
На этот раз казалось, что всё идёт по намеченному плану. Перхуров развернул свой штаб в бывшей гимназии Корсунской (ныне здание Главпочтамта на Богоявленской площади). Очень быстро, буквально в течение первых суток, восставшие по заранее составленным спискам разыскали и арестовали около двух сотен человек. С некоторыми из них расправились прямо на месте задержания. Например, в гостинице «Бристоль» был убит председатель губисполкома Нахимсон. Первый же день восстания не пережили также председатель исполкома Ярославского горсовета Закгейм, товарищ председателя Отдела управления Губисполкома Шмидт.
Однако многое изменилось в тот момент, когда против восставших выступил 1-й Советский полк. Благодаря ему красные заняли линию обороны от Туговой горы почти до Ярославской Большой мануфактуры. Более того, красные заняли станцию Всполье и артиллерийские склады. Уже к 12 июля вместе с другими отрядами общее количество красных возросло до двух тысяч человек. В их распоряжении оказались и территории от Коровников до Николо-Мокринских казарм, Любимская, Рождественская и Борисоглебская улицы, а также участок от Борисоглебской до железнодорожного моста через Волгу.
Впрочем, даже этих сил было недостаточно для быстрого и лёгкого взятия города. Пожалуй, это и сыграло определяющую роль в том, что под конец восстания город был едва ли не уничтожен. Более того, войска действовали разрозненно, неумело. Сразу три бронепоезда регулярно курсировали от станции Ярославль (Московский вокзал) через станции Всполье (Ярославль Главный) и Приволжье к мосту через Волгу, ведя обстрел города.
На Всполье орудия работали почти без передышки. Рядом со станцией располагалась часть бронепоезда «Победа или смерть», которым командовал матрос Ремезюк. С этого бронепоезда стреляли в основном из окрестностей станции и района железнодорожного моста через Которосль. Другая часть «Победы или смерти» вела стрельбу из района станции Приволжье и подступах к Волге.
Однако, стоит отметить, что все эти действия в целом не приносили красным желаемого результата. Зато приносили непоправимый урон городской застройке. Стреляли в основном трёхдюймовыми орудиями – именно они были обнаружены в вагонах на станции Всполье. Ещё одна батарея красных работала в районе станции Ярославль (Московский вокзал). Пушку поставили под виадук. У неё даже не было панорамы-прицела, что, конечно, не могло не сказаться на точности стрельбы. источник
01. Первый интернациональный китайский отряд перед отправкой на ярославский фронт. Петроград. 1918
02. Запись добровольцев в Красную армии в здании городского театра. Семен Нахимсон в фуражке. 1918
03. Здание ст.Всполье, где размещался ВРК в период восстания
04. Станция Всполье. Бронепоезд «Победа или смерть», которым командовал матрос Ремезюк
05. Колокольня храма Вознесения первой приняла удар на себя
06. Красные пулемётчики в дни восстания
07. Участники подавления Ярославского восстания
08. Церковь Петра и Павла, повреждённая артиллерией во время подавления восстания
09. Броневики у вокзала станции Всполье
10. Вид на Сретенскую церковь со стороны Казанской улицы
11. Вологодская застава в Тверицах
12. Главпочтамт и церковь Спаса на Городу после подавления восстания
13. Гостиный двор после подавления восстания
14. Богородицкая башня
15. Гостиный двор. Июль 1918
16. Торговые ряды, северное крыло
17. Торговые ряды у Спасо-Преображенского монастыря
18. Торговые пристройки Спасо-Преображенского монастыря
19. Спасо-Преображенский монастырь
20. Стены монастыря после подавления восстания
21. Разрушения на Даниловской улице
22. Разрушения на Которосльной набережной
23. Разрушения на Которосльной набережной
24. Разрушения церкви Петра и Павла сделанные во время подавления восстания
25. Звонница Спасо-Преображенского монастыря
26. Здание Духовной семинарии после восстания и церковь Николы Мокрого
27. Духовная семинария. Июль 1918
28. Духовная семинария. Июль 1918
29. Демидовский юридический лицей
30. Женщины, погибшие на Любимской улице. Июль 1918
|
</> |