19 ИЮНЯ - ДЕНЬ МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА. СМОТРЕТЬ НА МИР ОТКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИ

ПОМОГАЮТ ПАЦИЕНТАМ УСТЬ-ИЛИМСКИЕ ОФТАЛЬМОЛОГИ
ОПЕРАЦИЯ требовала ювелирной точности. Девочка поступила в больницу с осколком стекла в глазу. Офтальмологи-микрохирурги колдовали над ней несколько часов: нужно было аккуратно вытащить осколок, очистить рану и наложить шов. Вся эта работа шла под микроскопом - ведь и ранка, и осколок в несколько раз меньше булавочной головки... В коридоре в ожидании нервно ходили из угла в угол родители ребенка. Наконец, операция закончилась - зрение удалось сохранить.
ТАКИХ случаев у офтальмологов городской больницы № 2 Татьяны Размыслович и Жанны Винниковой сотни. Ведь люди, а в особенности дети, травмируют глаза в самых, казалось бы, неожиданных местах. Например, мальчик принимал ванну, капелька конденсата попала на лампу освещения, она лопнула. Мельчайший осколок впился в глаз. И если бы не оперативная помощь микрохирургов, то, возможно, малыш остался бы инвалидом.
Первая операция в Усть-Илимске у Татьяны Семеновны была еще более длительной и тонкой: тогда она устраняла из глаза рыбака крючок, который впился в глазное очень глубоко яблоко. Вытащить посторонний предмет, как можно меньше травмируя глаз - это работа, пожалуй, посложнее ювелирной.
- В Усть-Илимск мы приехали после интернатуры в 1998 году вдвоем с Таней, она в начале сентября, я - в конце. В это время в отделения докторов не было, посоветоваться было не с кем. Ко всем пациентам ходили парой, - смеется Жанна Вадимовна. - По каждому случаю нам надо было высказать друг другу свое мнение, посоветоваться, определиться с лечением. И, что интересно, старшие коллеги над нами не смеялись, относились с пониманием. В областной больнице, где мы проходили практику, травмы и болезни были тоже тяжелые, но там мы все делали под контролем. Врачи областной больницы словно стимулировали в нас желание постичь тонкости, секреты нашей профессии. Стремление узнать как можно больше не исчезло и в Усть-Илимске. Нам помогали замечательные врачи А.В. Семенова, Н.И. Полибина. Они предоставляли нам полную самостоятельность, и в то же время были всегда рядом.
В первые месяцы работы молодые специалисты, тщательно осмотрев больного, мчались в ординаторскую. И пока пациент недоумевал - куда исчезли врачи, девушки быстро открывали учебник и штудировали все по предполагаемому диагнозу. Затем приходили к совместному решению, как лечить. И только после этого возвращались к больному и подробно ему рассказывали, что с ним произошло, какой метод лечения подойдет лучше. Сегодня Татьяна Размыслович и Жанна Винникова уже не листают по каждому поводу медицинские книги, да и парой не ходят. Специализация у врачей разная. Жанна Вадимовна лечит детей, а Татьяна Семеновна - взрослых. Конечно, часто пересекются, особенно в операционной, тем не менее, каждая заняла в отделении свое место.
Коллеги, а точнее, уже давно подруги, со смехом вспоминают, как по приезду отпросились у главного врача больницы Владимира Рыбицкого на выездной прием в Эдучанку. Дескать, поселок большой, а людей на осмотр в город приезжает мало, может, им требуется лечение. Главврач дал добро.
- Мы погрузили в машину инструменты и поехали, - вспоминает Татьяна Семеновна. - На прием пришло человек сто, сельчане буквально ломились, мы только и успевали их принимать. Выскочить сквозь толпу даже на пять минут было невозможно. Обедать нас выводили через заднюю дверь кабинета. Был азарт, стремление постичь как можно больше в своей профессии. Страха не было. Опасения в каких-то конкретных случаях, конечно, были, например, что у больного возможны осложнения, частичная потеря зрения. Но все это было в разумных пределах.
Этот азарт сохранился у Татьяны Размыслович и Жанны Винниковой и по сей день. Сегодня в месяц через руки офтальмологов проходит около сотни пациентов.Учиться в такой профессии приходится постоянно. Практически ежегодно специалисты ездят повышать квалификацию, стараются быть в курсе всех новинок, происходящих в офтальмологии.
- Когда-то катаракту, глаукому оперировали в Иркутске, с 2003 года все больные идут к нам, - рассказывает Татьяна Размыслович. - Причем не только наши местные, часто приезжают из Игирмы, Железногорска, Братского района. Мы никому не отказываем в помощи.
Сегодня в отделении офтальмологии оперируют довольно сложные травмы, косоглазие, вживляют искусственный хрусталик, и порой возвращают зрение людям, давно потерявшим надежду увидеть мир в цвете. За последнее десятилетие в отделении появился хороший операционный микроскоп, щелевая лампа, рефкератометр. Сейчас медики мечтают о факоэмульсификаторе - аппарате, позволяющем лечить катаракту более прогрессивным и менее травматичным методом.
Заведующая отделением Надежда Ивановна Полибина вырастила дружный и сильный коллектив. Все медсестры аттестованы по высшей категории, делают довольно сложные процедуры, глазные инъекции, помогают микрохирургам при операциях. Среди них Галина Шувалова, Людмила Золотихина, Надежда Дутова, Ольга Анисимова, Татьяна Зарубина, Ольга Малахова, Татьяна Полевая, Татьяна Безкровная, Татьяна Соболь, Наталья Верещагина и другие.
По инициативе Н.И. Полибиной десять лет назад в городе появился специализированный детский сад для детей с плохим зрением.
- В области два подобных детсада, но они на грани закрытия, - говорит Жанна Винникова. – У нас все держится благодаря Надежде Ивановне. Сегодня там сократили медперсонал, урезали зарплату… Но сад живет, мы ездим туда, осматриваем детей, лечим, ведем до четвертого класса, пока формируется глаз. Каждый такой ребенок, а всего их 120, находится под врачебным контролем. В детсаду созданы все условия: процедурные, осмотр, соответствующая гимнастика для глаз, питание, скомпонованная учебная нагрузка и т.д. При необходимости мы убеждаем родителей и детей сделать операцию.
Очень многим ребятишкам сохранено и возвращено зрение, устранено косоглазие. В этом году ребенок, которому десять лет назад Жанна Вадимовна делала первую в своей жизни операцию, ушел служить в ВДВ, куда и мечтал попасть. По всем параметрам он признан здоровым и годным к службе в столь непростом роде войск. Это ли не результат?!
- Почему я стала окулистом? – рассказывает Татьяна Семеновна. – В детстве были небольшие проблемы со зрением. Попала к потрясающему врачу. Она вела себя со мной, как с другом: объяснила, как важно не бояться, лечиться. Эта женщина заложила во мне любовь к своей профессии. Уже тогда я мечтала в таком же белом халате принимать и лечить больных.
Сегодня у Татьяны Размыслович и Жанны Винниковой подрастают сыновья, и, глядя на родителей (а папы в семьях – тоже врачи), собираются поступать в медицинский. Все они болеют своей профессией. А это, видимо, не излечимо и передается по наследству.- Марина ТЯЖЕЛКОВА