1612. ОТЕЦ РУССКОЙ ДЕМОКРАТИИ

История Смутного времени 1598 — 1613 годов не только очень интересна, но и всегда актуальна. В своём советском детстве я однажды участвовал в довольно популярном в то время «общественном суде» над Лжедмитрием I в качестве защитника последнего. Я оправдывал его следующими доводами: с точки зрения советской идеологии ничего преступного в самозванстве не было, поскольку никакой законной основы для власти не было бы и у настоящего, природного царевича. Самозванцем был, например, и Емельян Пугачев, которому это обстоятельство советскими историками в упрек не ставилось. Больше же никаких прегрешений он совершить не успел, так как его очень быстро убили.

Если же говорить серьёзно, то считается, что Смута была вызвана тем обстоятельством, что династия Рюриковичей пресеклась, и нужно было выбирать нового царя. Выбрали Годунова, в Литве появился самозванец, и всё завертелось. Однако этот тезис не выдерживает самой поверхностной критики. Каким образом пресеклась династия Рюриковичей, если ещё и 1914 году этих самых рюриковичей в России было, как собак нерезанных? Гагарины, Хилковы, Шаховские, Львовы и сегодня считаются потомками Рюрика. Рюриковичем был даже Курбский.
Действительно, на момент смерти бездетного царя Федора Иоанновича, других потомков мужского пола от Ивана Грозного не осталось. И от Василия Третьего, как ни странно, тоже. Но если говорить о потомстве Ивана III , то у него остались потомки и по мужской, и по женской линии. Скажем, князь Владимир Старицкий, казненный Иваном Грозным, был внуком Ивана III, и считался вполне законным претендентом на трон. В его пользу даже организовывались (или фабриковались, что не принципиально) боярские заговоры. Владимир Старицкий оставил потомков мужского пола, о которых, нам сегодня известно очень немногое. Но Старицкий родовой удел им был возвращен духовным завещанием Ивана Грозного, так что в числе русской знати они должны были оставаться. Что касается потомков Ивана III по женской линии, то среди них были, например, Шуйские.
Но даже если считать это родство слишком дальним для непосредственного наследования царского и великокняжеского престола, то всё равно не понятно, при чём здесь выборы царя Земским собором. Представьте, что умер бездетный миллионер, а ближайших родственников у него не осталось. Неужели судьбу его наследства будут решать горничная, дворецкий, конюх, шофёр и привратник поместья? А ведь именно в таком правовом статусе по отношению к царю и Земле русской и находились её жители.
Было бы понятно, если бы преемника Федору Иоанновичу определил московский митрополит Иов или церковный собор. Акты гражданского состояния велись церковью, церковные иерархи и определили бы ближайшего наследника по закону. Если же считать, что Русская земля является коллективной родовой вотчиной «династии Рюриковичей», то можно было бы ожидать съезда представителей этой династии. Не всех, конечно, но хотя бы потомков из числа потомков Александра Невского или его сына Даниила, первого князя Московского.
Но при чём здесь все эти «воеводы, дворяне, стольники,
стряпчие, жильцы, дьяки, дети боярские, головы стрелецкие, сотники
стрелецкие, всякие служилые люди, гости, торговые люди, черные
люди», которые согласно Соборному определению отправили своих
представителей выбирать себе царя?
Если же копнуть чуть глубже, то с некоторым удивлением мы выясняем,
что и Федор Иоаннович был выборным царём. Его избрал на царство
Земский собор 1584 года, хотя Федор и был вполне законным сыном и
наследником Ивана Грозного. А что же Иван Грозный? В 1576 году
состоялся Земский собор, которым с царства был сведен Симеон
Бекбулатович (избранный Земским собором 1575 года) и на престол
(вновь) возведен Иван Грозный.
Можно сказать, что в обоих этих случаях Соборы были чисто формальными. Но именно необходимость соблюсти эту форму выбора царя воеводами, дворянами, стольниками, стряпчими, жильцами, дьяками, детьми боярскими, головами стрелецкими, сотниками стрелецкими, всякими служилыми людьми, гостями, торговыми и, наконец, даже черными (!) людьми имело какое-то важное, основополагающее значение.
А сама процедура проведения Земских соборов ведет своё начало именно с грозного царя Ивана, который через соборы вводил опричнину, объявлял Ливонскую войну и урегулировал свои конфликты с боярской знатью Московского государства. И, наконец, в 1575 году обнулил свой прежний титул, на время передав его Симеону, а затем вернув его, как бы начав царствование с чистого листа.
И связано это было с принятием Иваном Грозным царского титула, о чём мы поговорим чуть позже.
|
</> |