153. "Кино про кино": на мой взгляд - отличный фильм

Вы знаете - как в современном мире снимается кино? Ну, разумеется. Мы же все видели, скажем, дивный мульт Фёдора Хитрука "Фильм, фильм, фильм!", где весь кинопроцесс показан хоть и пародийно, но достоверно.
А сам Хитрук говорил: "Вся эта нервотрепка, безалаберность и несогласованность, весь этот бардак — это и есть наше кинематографическое счастье"
Свою версию кинематографического бардака снял в 2002 году известный еще в советское время режиссёр Виталий Рубинчик по сценарию выдающегося мастера Анатолия Гребнева. И называл фильм незамысловато, но точно: "Кино про кино".

Станислав Любшин и Фёдор Бондарчук в фильме "Кино про кино" (2002)
Вообще картина Рубинчика насыщена отсылками и ассоциациями, но я не буду про них говорить сейчас, поскольку не хочу пугать, да и, в целом, прелесть фильма еще и в том, что даже без ясного понимания этих ассоциаций зритель в состоянии отлично всё понять.
Ибо драматическая основа ясна, и авторы не пытаются никого специально путать, "кося" под модные веяния артхауса.
Молодой режиссёр Виталий (Валерий Николаев) снимает фильм "Держу удар". Тема модная - преступник, спасающая его девица лёгкого поведения, погони, драки и вот это вот всё.
Актёры утверждены, натура найдена - хорошая натура, рядом с бывшим Домом творчества кинематографистов, который ныне является гостиницей. Вместе с киногруппой приехал и сценарист (Евгений Стеблов). Режиссёр посмеивается - мол, наблюдать за нами приехал: а вдруг мы переиначим сценарий и снимем совсем не то.
Шутки шутками, однако так и оказалось - сценарий переиначили. Вот только делал это сам сценарист по просьбе продюсера Николая Жильцова (Фёдор Бондарчук).

Режиссёр Виталий (Валерий Николаев), кадр из фильма "Кино про кино" (2002)
Жильцов приехал посмотреть - как тут дела идут, а потом решил, что все эти бандиты и перестрелки все надоели до чёртиков, нужно всё менять. И пусть героиня будет "тургеневской девушкой", а еще пусть звучат стихи.
Например, "Белеет парус одинокий..." Ну да, моря тут нет, зато есть озеро. А еще есть пожилая актриса (Татьяна Лаврова), которая играет маму героя (Алексей Кортнев). Сын у неё приемный. Но он об этом не знает. Или знает? В общем, неизвестно - этот вопрос пока остается открытым. А, может, он и не приёмный, а родной, и она его бросила в младенчестве, а потом нашла.
И есть то ли бывший муж матери, то ли будущий... а по совместительству это и бывший муж самой актрисы (Станислав Любшин) - первый муж, а после еще пять было. Они давно не виделись. Оказалось - тёплые чувства друг к другу остались, еще бы прояснить - кто реально был виноват в их давнем разводе. И был ли кто-то виноват?
Ну да, конечно, без романтических историй не обходится, но вот какая штука - Рубинчик сумел снять так, что никакой пошлости нет! И теплая волна ностальгии по советскому кино заполняет по макушку - йолки, неужели же могут в наши дни снимать без пошлости? Почти невероятно!
Ну а режиссёр Виталий в грёзах видит великие кадры из шедевров Тарковского с Феллини, мечтает о фестивалях, вот только снова приедет продюсер и... что он предложит на этот раз?..
И можно было бы сказать - а-а-а, это вот сейчас так снимают кино, но нет. Во все времена заказывает тот, кто платит - в прошлом это было государство, теперь продюсеры, и я не просто так выше вспомнил Хитрука - ведь и у него "заказчик" внёс правки в сценарий, пусть и не настолько глобально как здесь.

Татьяна Лаврова в фильме "Кино про кино" (2002)
Да это, так-то, и не столь важно, поскольку фильм "Кино про кино" необыкновенно атмосферен - что-то здесь то ли от Чехова, то ли от Тургенева, да с приправой едкой сатиры и соусом из романтики, переходящей в прагматику и наоборот.
Ну а если вы хорошо знаете мировой кинематограф, то, сверх того, оцените и ассоциации.
И уж совершенно точно вы оцените Татьяну Лаврову. Она прекрасна и невероятно трогательна...
Ну и продюсер, как это ни странно, был прав.
|
</> |