135. Искусство "высокое" и не очень.

топ 100 блогов armagedon_tvp21.11.2021

В комментариях к моему посту, где я выложил видео про фанфикшен Мария высказалась, что есть «классика», и «все остальное», и заняла позицию выраженную словами Омара Хаяма «Уж лучше голодать, чем что попало есть, уж лучше будь один, чем вместе с кем попало». 

Соглашаясь, что такая позиция, часто бывает правильной,  я, в свою очередь,  заметил, что есть у искусства задачи, не только «самые высокие», и помимо мадонн Рафаэля, и шедевров Дали, должны быть и художники которые просто нарисуют вовремя декорации к новогоднему спектаклю, афишу к нему же, и распишут фарфоровый сервиз. 

И тут я вспомнил, что в один интересный период своей жизни жил, на одной «жилплощади» с художниками, причем один из них в тот момент писал «дипломную работу» в нашем Красноярском институте искусств  (сейчас им. Хворостовского), человек реально год пахал ( офисным работникам, такие темпы и не снились), чтобы в конце получилось полотно 4,5*2,2 м, сделал десятки эскизов набросков, и т.д. что заняло 1,5м вдоль 6 метровой стены его мастерской. При этом, человек несомненно талантливый он брался за очень многое, от мозаики до фресок, от резьбы по дереву до декораций. И конечно, в общении с коллегами эта тема «высокое искусство» (ради искусства и «шедевра») против «ремесла» (и работ «ради хлеба насущного») постоянно в разном виде всплывала. 

Жизнь тем не менее, показала, что шедевры чаще создают, ремесленники которые стремятся, делать все за что они берутся все более качественно, и потом выясняется, что они на пол-корпуса, а то и больше обогнали коллег, которые занимались «чистым искусством» и готовились к «шедевру эпохи». 

Сейчас в  юбилейный 10-ый год выхода первого фильма о «Гарри Потере» многие из блогеров подняли тему, о этом явлении, и о том что Дж. Роулинг на торжества посвященные этому событию не пригласили. Например уважаемый ANLAZZ в этом посте.  

Давайте посмотрим на литературу выходящую в последние 30 лет — и «высокую» и «не очень». На вскидку я сразу могу назвать 2 фамилии — Пелевин  и Лукьяненько, первый автор  романов в жанре «посмодерн» которые выходили регулярно и имели успех, и экранизации от «Жизни Насекомых», через  Ganeration "П", и далее до «S.N.U.F.F», Лукьяненко  же творил в жанрах фантастики и фэнтези. Произведения этих авторов были экранизированы, что говорит о признании и популярности. Третьим автором можно назвать Бориса Акунина  (произведения которого тоже были экранизированы), и пожалуй с «высоким» у нас всё. Можно посмотреть литературные премии, и «нашумевшие книги» вроде «Духless», но это будут уже не серии, и не вселенные. 

А вот если мы спустимся на уровень «прикладной», уровень новогодних утренников, газетных заметок, тематических фестивалей (того же «Игромира», или КРИНа, «Зиланткона» или «Нашествия», «Саянского кольца» и т.д. и т.п. ), то тут уже начинается интересное. Можно посмотреть «Титаник» или «Аватар», или очередную серию «Бондиады» — но никто по ним не пишет фанфиков, продолжений, не ставит мини-спектакли, или что-то серьёзное. А вот по вселенным «Звездных войн», «Доктора Кто», «СтарТрека», «Властелина колец» Дж. Толкиена, и популярным франшизам Игр (Варкарфт, Моровид, ФиналФэнтези, Фоллаут, Сталкер) и Анимэ (от Евангелиона, и Героев Галактики, до Блича и Тетради Смерти с ВанПисом) — вполне. Почему? 

У культуры помимо создания «образцов» стиля, языка, литературы. Есть более «приземленная задача». Может даже «игровая». Поставить человека перед сложным моральным выбором, и принятием после этого, последствий этого выбора. И мифы и сказки так, или иначе решали эту задачу. В них герой неопытный и уязвимый в начале, в процессе путешествия и испытаний, набирается опыта, обрастает друзьями, и в конце решает сложную задачу, казавшуюся невозможной в начале. 

При этом читателю (/слушателю/зрителю), нужен героя с которым себя можно идентифицировать. А в «Бондиане» это трудно. Но если в произведении много героев, и не всем им поставлены «черно-белые» оценки, то тут уже можно развивать вселенную, заполнять «белые пятна», указывать «профессору» на его неправоту. 

Культура и процессы в ней — нервная система общественного организма. И задача любого «художника» — творца, состоит в том чтобы выразить актуальные проблемы и конфликты в ... словах. (Самое лучшее), можно в словах и музыке (песне), словах и статичной картинке (плакат, демотиватор и т.п.), словах и видеоряде  — ролик/клип, словах сказанных со сцены. 

И тут мы подходим к ...«заговору молчания», со стороны взявших титулы «творцов», союзы «писателей», и прочая «столичная» узкая группа актеров, режиссеров, активно продвигают «одни» темы, и «обходят молчанием» другие. 

Поэтому и появляются провальные «Левиафаны» и «Трудно быть Богом»  от Германа. А между тем люди, устав ждать «милости свысока»,  сами создают «параллельную вселенную» культуры, где есть «Несвятые святые», и «Остров». Где есть Олег Медведев, вошедший своей песней «Солнце» в книгу «Спектр» С.Лукьяненько. Есть  работавший когда-то корреспондентом провинциальной А.Башлачев которого помнят, и до сих пор поют под гитару подростки на лавочках. Выходят литературные журналы типа «День и Ночь», и альманахи от университетов, с рассказами студентов и преподавателей. Ездят и читает свои Вера Полозкова, которую не увидишь ни, на одном из центральных каналов, но которую декламирует молодежь. Выступает на «Нашествии» Игорь Растеряев со своими «Комбайнерами» и «Ермаком», которого ни разу не пригласили, ни на один новогодний концерт центральные каналы. 

Официальная и «неофициальная» культуры в России плывут разными курсами, и очень мало пересекаются.   Тем не менее, лично мне ближе «подполье» ролевиков, бардов, графоманов, фрикрайтеров, и провинциальных «творцов», чем «членов союзов...» которых никто не читает, и которые никому не интересны. 

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Часто натыкаюсь на комментарии в сети под фотографиями до/после, особенно от парней - мол косметика и фотошоп - это обман, зло и, вообще, дьявол. А я вам докажу, что это не совсем там. До и после, за и против, боль и страдания - чего только не будет в этом посте! В сети полно п ...
El PeriodicoЯ официально заявляю, что мне стыдно за это. Черт, мне стыдно перед ...
Сразу, для особливо бдительных, оговорюсь, что я никакой не диетолог и ничего не ...
И снова здравствуйте. Зовут меня Ирина, мне 46 лет. Хочу вам сегодня показать и рассказать об одном своем дне, 10 марта. Этот день для нас был необычным, мы отмечали день рождения нашей подруги, ей исполнилось 47 лет. После сорока, мы перестали отмечать свои дни рождения за праздничным ...
А у дочери нашей царевны Будур, значится, очередной кавалер. Саша. Учится с царевной в одном классе, а по вечерам пишет ей в вибер - я по тебе скучаю! И вроде мило все, да и кавалер весь из себя на этот раз положительный. И не Отелло даже. Зато отличник, ходит в кружок математики, на ...