120 лет со дня начала строительства Транссиба

топ 100 блогов periskop31.05.2011 Сегодня исполняется 120 лет с момента начала строительства Великого Сибирского Пути, который с прошествием времени стали называть Транссибом. Подготовительные работы начали чуть раньше, в марте, однако именно 19 (31) мая 1891 года наследник-цесаревич Николай Александрович по поручению своего отца, императора Всероссийского Александра III заложил первый камень в основание Владивостокского вокзала, а также символически засыпал тачку с породой в основание балластной призмы будущего пути в нынешнем владивостокском районе Первая Речка (а тогда - Куперовская Падь).
120 лет со дня начала строительства Транссиба
Именно то обстоятельство, что около 10-14 лет назад я очень плотно окунулся в проблематику и историю Транссибирской магистрали, создавая профильный сайт, предопределило моё общее отношение и к истории России в целом.

Вы прекрасно знаете, что я не люблю публику, огульно и всесторонне испражняющуюся на Советский Союз. Это, на мой взгляд - убогие и ущербные люди; в основном больные или пещерным западническим либерализмом, или узколобым этнонационализмом. Но точно также я не люблю и другой тенденции - безудержно срать на Россию имперскую, не признавая никаких оттенков, кроме чёрного. Да, у Империи были свои серьезные проблемы, и она в итоге не выдержала вызова и напряжения Первой Мировой. У неё было много архаических черт и признаков. Но нужно понимать и то, что при всех проблемах это был организм растущий и развивающийся: тогда не было тенденции нынешнего сжатия в пределах десяти мегаполисов и постепенного обезлюдения "экономически невыгодных" территорий. Страна осваивала Дальний Восток, Сибирь, активно шло переселенческое движение, миллионы людей ехали на Восток, основывались десятки новых городов и тысячи сёл.

И - самое главное - Империя также была способна на сверхпроекты, как и Советский Союз. Таким сверхпроектом для конца XIX века был Великий Сибирский путь, осознававшийся современниками как великая транспортная революция, "сжавшая" материк Евразия по доступности и скорости сквозного передвижения более чем в десять раз. Да, в процессе были и ошибки, растраты, были и авантюры - такие, как "китайское" сокращение пути и основание Харбина, шикарного подарка своим соседям. Однако всё равно итогом стал стальной геополитический каркас России, который и определил базовую конструкцию её евроазиатской территории на дальнюю перспективу. И затем достался наследнику - Советскому Союзу, который модифицировал Транссиб в ещё более мощную транспортную сущность, успешно выдержавшую Вторую Мировую.

Не было бы к тому моменту построено этой стратегической магистрали - тогда, скорей всего, в беспощадном вихре Второй Смуты (1917-1922) Россия Дальний Восток за Байкалом потеряла бы безвозвратно. Мне кажется, об этом забывать не стоит, презрительно игнорируя достижения своих предков. И можно также вспомнить печальную судьбу империи Османской, которая сильно затянула с формированием стратегического транспортного каркаса и в итоге потеряла контроль над 2/3 своих территорий, кроме исторической области Анатолия.

* * *
Для иллюстрации моего тезиса под катом - карта 1907 года с показанием переселенческих территорий, а также точек и узлов освоения Сибири и Дальнего Востока, по состоянию на тот момент. Посмотрите, окиньте взглядом, освежите в памяти - это полезно.


По клику откроется большая версия карты.
120 лет со дня начала строительства Транссиба

120 лет со дня начала строительства Транссиба

Ну и - с юбилеем! :-)

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Мраморный Каньон между Озером Пауэлл и Гранд Каньоном. Аэрофотосъемка. Комментарий автора: "Спешили добраться до аэродрома в Брайсе раньше метели, продолжавшейся затем 36 часов. Пришлось снимать на ходу, без остановок и повторов." автор Mike Reyfman, ...
Это реально всё. ...
Или во что обходятся события на Украине российской приграничной глубинке. Железная дорога прошла через Кантемировку в 1871 году, 145 лет назад и стала с тех пор существенной частью местной экономики. Ныне райцентр с таким известным всей России названием, остался фактически без железной ...
Я утром писала " Убийца Савченко возвращается в Киев. Щас что-то начнется :-) ". Так уже началось - она дала жару в аэропорту, срывая голос и чуть не рвя футболку на раздобревшем после годового голодания теле! Кстати, у нее, как видно из ролика уже тяжелая клаустрофобия: в самом нача ...
Поручили мне добрые люди подобрать маршрутизатор для офисной сети. Требования следующие: 1) Балансировка нагрузки между двумя каналами 2) Поддержка SSH 3) Нагрузка - сеть из 10-15 компьютеров 4) Бюджет до 30000 рублей. Оборудование, с которым работал я, ...