120 лет со дня начала строительства Транссиба
periskop — 31.05.2011 Сегодня исполняется 120 лет с момента начала строительства Великого Сибирского Пути, который с прошествием времени стали называть Транссибом. Подготовительные работы начали чуть раньше, в марте, однако именно 19 (31) мая 1891 года наследник-цесаревич Николай Александрович по поручению своего отца, императора Всероссийского Александра III заложил первый камень в основание Владивостокского вокзала, а также символически засыпал тачку с породой в основание балластной призмы будущего пути в нынешнем владивостокском районе Первая Речка (а тогда - Куперовская Падь).Именно то обстоятельство, что около 10-14 лет назад я очень плотно окунулся в проблематику и историю Транссибирской магистрали, создавая профильный сайт, предопределило моё общее отношение и к истории России в целом.
Вы прекрасно знаете, что я не люблю публику, огульно и всесторонне испражняющуюся на Советский Союз. Это, на мой взгляд - убогие и ущербные люди; в основном больные или пещерным западническим либерализмом, или узколобым этнонационализмом. Но точно также я не люблю и другой тенденции - безудержно срать на Россию имперскую, не признавая никаких оттенков, кроме чёрного. Да, у Империи были свои серьезные проблемы, и она в итоге не выдержала вызова и напряжения Первой Мировой. У неё было много архаических черт и признаков. Но нужно понимать и то, что при всех проблемах это был организм растущий и развивающийся: тогда не было тенденции нынешнего сжатия в пределах десяти мегаполисов и постепенного обезлюдения "экономически невыгодных" территорий. Страна осваивала Дальний Восток, Сибирь, активно шло переселенческое движение, миллионы людей ехали на Восток, основывались десятки новых городов и тысячи сёл.
И - самое главное - Империя также была способна на сверхпроекты, как и Советский Союз. Таким сверхпроектом для конца XIX века был Великий Сибирский путь, осознававшийся современниками как великая транспортная революция, "сжавшая" материк Евразия по доступности и скорости сквозного передвижения более чем в десять раз. Да, в процессе были и ошибки, растраты, были и авантюры - такие, как "китайское" сокращение пути и основание Харбина, шикарного подарка своим соседям. Однако всё равно итогом стал стальной геополитический каркас России, который и определил базовую конструкцию её евроазиатской территории на дальнюю перспективу. И затем достался наследнику - Советскому Союзу, который модифицировал Транссиб в ещё более мощную транспортную сущность, успешно выдержавшую Вторую Мировую.
Не было бы к тому моменту построено этой стратегической магистрали - тогда, скорей всего, в беспощадном вихре Второй Смуты (1917-1922) Россия Дальний Восток за Байкалом потеряла бы безвозвратно. Мне кажется, об этом забывать не стоит, презрительно игнорируя достижения своих предков. И можно также вспомнить печальную судьбу империи Османской, которая сильно затянула с формированием стратегического транспортного каркаса и в итоге потеряла контроль над 2/3 своих территорий, кроме исторической области Анатолия.
* * *
Для иллюстрации моего тезиса под катом - карта 1907 года с показанием переселенческих территорий, а также точек и узлов освоения Сибири и Дальнего Востока, по состоянию на тот момент. Посмотрите, окиньте взглядом, освежите в памяти - это полезно.
По клику откроется большая версия карты.
Ну и - с юбилеем! :-)
|
</> |