12 марта 1914 г. вступила в строй русская электростанция "Электропередача"


12 марта 1914 г. введена в эксплуатацию русская электростанция "Электропередача" — первая в мире тепловая станция, работающая на торфяном топливе.
Строительством станции «Электропередача» были решены две задачи: была построена первая в стране районная электростанция, положившая начало созданию энергосистемы с радиусом не в 10, а в 100 км; одновременно это была первая в стране станция, работавшая на местном низкокалорийном топливе - торфе, почти не использовавшемся промышленностью. Следует отметить, что русская промышленность работала преимущественно на дальнепривозном топливе — донецком и английском угле и кавказской нефти. Перевозки топлива составляли 43% всего железнодорожного грузооборота, а дальность перевозки угля в 1912. году составляла 529 км. Местные угли и торф составляли в топливном балансе России менее 10%, хотя еще в 1880 году промышленность Московской губернии потребляла до 20% торфа. Выгодных для использования гидроэнергоресурсов вблизи Москвы не было.
Мощность станции в 1914 году составляла 15 МВт в трех агрегатах по 5 МВт, и оставалось место для четвертого турбогенератора; в котельной было установлено 11 котлов с параметрами пара 12—15 ата, 350° С. Две повысительные подстанции трансформировали генераторное напряжение 6,6 кв: одна — на 70 кв для передачи энергии к Измайловской подстанции (к Москве); другая — на 30 кв для электроснабжения прилегающего промышленного района и связи с фабричными электростанциями — Павловской, Глуховской, работавшими на нефти, и Ореховской станции, работавшей на торфе. Фабричные нефтяные станции были законсервированы. Схема распределительного устройства 6 кв была с двойной системой сборных шин при одном выключателе на цепь. Линия передачи 70 кв была присоединена к трансформаторам на обоих концах по блочной схеме — без выключателей на стороне 70 кв.
Линия 70 кв была выполнена на двухцепных высоких (18,6 м) металлических опорах, причем в первую очередь была подвешена только одна цепь. Линий 30 кв были выполнены также на металлических опорах. Изоляторы применялись первоначально штыревые, замененные затем подвесными, впервые в России применёнными здесь.
6 марта 1914 года губернская управа выдала свидетельство, разрешающее эксплуатацию станции и всех сооружений для питания села Зуева и города Павловский Посад. 12 марта 1914 года электростанция Электропередача дала первый ток. Первоначальная мощность составляла 10 000 кВт. В рабочем состоянии находились турбины ЭШЕР-Висс с генераторами Сименс-Шуккерт. 22 декабря был пущен третий турбогенератор.
Первоначально электричество использовали только для освещения. Общество обещало льготы предпринимателям для электрификации производства. В конце концов получить свет и силу от Электропередачи пожелали крестьяне большинства окрестных поселений, купцы и промышленники Павловского Посада. Основными потребителями станции были большедворская фабрика «К.И. Жиро с сыновьями» и шёлко-парчовая фабрика Заглодина в селе Рахманово. С 1915 года электрическая станция питала энергией Павловопосадский льнопрядильный комбинат, а с 1916 года — заводы Второва в селе Затишье, фабрику «Анисим Поляев с сыновьями» в Глухово и фабрику Морозова в местечке Крутое. Позже электростанция подала ток в Орехово-Зуево, а также обеспечила уличное освещение в Павловском Посаде.
Электростанция Электропередача стала научным центром русской энергетики, местом, где испытывали и внедряли новые технологии. Тут не только разрабатывались способы добычи торфа и сжигания его в топках энергетических котлов, но и исследовались возможности передачи электроэнергии на большие расстояния. До пуска этой электростанции в московском энергохозяйстве вообще не было воздушной высоковольтной сети.
К апрелю 1915 года в России разразился полномасштабный кризис – угольный, нефтяной, транспортный. Раушская электростанция в это время работала исключительно на нефтяном топливе, расходуя 13-18 тыс. пудов в сутки. Под нажимом военного ведомства и железных дорог Министерство торговли и промышленности дало указание московской городской управе не препятствовать приему электроэнергии от станции Электропередача в московскую городскую сеть. Ранее Московская городская управа возражала против получения тока от Электропередачи на том основании, что контракт с «Обществом электрического освещения 1886 года» от 23 сентября 1895 года запрещал покупку тока на стороне.

Измайловская электроподстанция, до сих пор принимающая ток от Электропередачи
13 августа 1915 года от Электропередачи, потянулись провода первых в России ЛЭП напряжением в 70 кВ. Эта линия связала электростанцию в Богородском уезде с Измайловской подстанцией в Москве, а через неё – со станцией Раушская. Так было положено начало созданию московской энергетической системы, ставшей впоследствии ядром Единой Энергетической Системы России.
Эффект от присоединения был огромный. С сентября 1915 года по январь 1917 года в Москву было отпущено 48 млн кВт часов, что уменьшило необходимость подвоза топлива по железной дороге в Москву на 2 600 нефтяных цистерн.

или
