11 августа 1918 — предположительная дата установки памятника Иуде Искариоту в
von_hoffmann — 11.08.2024"Люцифер был признан не вполне разделяющим идеи коммунизма, Каин - слишком легендарной личностью..."
В Свияжске, когда-то являвшемся общероссийской православной святыней, при советской власти не просто закрывали и разрушали церкви и монастыри. Здесь в 1918 году Лев Троцкий открыл памятник... Иуде Искариоту — «первому в истории бунтарю, первому революционному протестанту». Чуть позже на острове найдется место и контрреволюционным бунтарям — для них здесь появится филиал ГУЛАГа. Тюрьма для политзаключенных просуществует до 1953 года. Но и после этого Свияжск еще будет оставаться закрытым — из-за разместившейся в стенах бывшего монастыря психиатрической больницы.
Есть несколько версий о том, когда именно в Свияжске был воздвигнут единственный в мире памятник Иуде Искариоту, предавшему Иисуса Христа. Но все они сходятся в одном: это было именно в 1918 году, и памятник открывал наркомвоенмордел молодой Советской республики Лев Троцкий. Сверившись с историками, мы узнаем, что Троцкий прибыл в Свияжск 10 августа 1918 года, а покинул его 10 сентября. Зная характер "демона революции" и то, что в первые же часы пребывания Троцкого в Свияжске по его приказу был расстрелян настоятель Свияжского Успенского монастыря епископ Амвросий (Дудко), можно не сомневаться, что памятник Иуде Искариоту, гипсовую скульптуру которого Лев Давидович привез с собой, был установлен на следующий же день.
Многие считают, что это современная легенда. Так это или нет?
Единственным документальным свидетельством того, что памятник Иуде действительно был установлен в Свияжске, являются воспоминания об этом событии датского писателя Ханнига Келлера. Разные источники передают его воспоминания в изложении и пересказы эти несколько разнятся в деталях. Но зато совпадают в главном.
Открытие памятника прошло назавтра или через день после казни настоятеля обители, то есть 11 или 12 августа 1918 года. По этому случаю в городе состоялся парад двух полков Красной армии и команды бронепоезда, прибывших сюда вместе с Троцким. Председатель местного Совета произнес "пламенную" речь, после чего под звуки военного оркестра с гипсового истукана сдернули чехол, и взорам присутствующих предстала буро-красная фигура человека - больше натуральной величины - с обращенным к небу лицом, искаженным гримасой, судорожно срывающего с шеи веревку. По другой версии, никакой веревки на шее у гипсового Иуды не было, и он грозил небу поднятым вверх кулаком.
Почему же памятник был установлен именно Иуде, именно в Свияжске, в августе 1918 года и открывал его именно "Иудушка Троцкий", каковым прозвищем Ленин наградил тогдашнего редактора "Правды" еще в 1911 году?
К тому моменту Советская власть в России находилась на грани падения. Большевики потеряли Украину, Донбасс, казачьи области, Сибирь. На обе столицы и другие города, остававшиеся под их контролем, надвигался голод. 6 августа 1918 года белочехи и армия "Комуча" взяли Казань, и потеря Поволжья стала более чем реальной. Необходимы были неотложные и экстраординарные меры.
Именно поэтому оборону Поволжья возглавил лично наркомвоенмордел РСФСР Лев Троцкий, сделавший своей ставкой Свияжск. Перед отъездом состоялся его разговор с Лениным о создании заградотрядов. На слова Троцкого "Надо заставить сражаться. Если ждать, пока мужик расчухается, пожалуй, поздно будет" председатель Совнаркома ответил: "Как это правильно, только опасаюсь, что и заградотряды не проявят должной твердости. Добёр русский мужик, на решительные меры революционного террора его не хватает, но попытаться можно". Попытка, предпринятая в Свияжске, оказалась столь успешной, что вскоре эту практику применили на других фронтах.
Устрашение было решено подкрепить убеждением. План монументальной пропаганды был утвержден лично Лениным, и начать его реализацию также было решено в Свияжске. Иначе могло стать слишком поздно. Версия о том, что "кандидатуру" Иуды утвердили в местном Совете, наиболее расхожая, но и наименее убедительная. Цена вопроса была слишком высока, чтобы его решение можно было доверить простому "русскому мужику", который к тому же слишком "добёр". Без сомнений, выбор был сделан лично Лениным, скорее всего, при участии или даже по совету Троцкого.
В идеале изваяние должно было удовлетворять четырем условиям. Во-первых, это должен быть памятник революционеру. Во-вторых, прототип должен быть исторической личностью. В-третьих, он должен быть абсолютно узнаваемым для почти поголовно безграмотного населения России. И, наконец, памятник должен быть антирелигиозным. Кандидатура Иуды Искариота, "первого революционера" на земле, вполне отвечала всем заявленным требованиям. Правда, народ не оценил величия замысла вождей революции. Иуда Свияжский простоял недолго, всего две недели, а потом бесследно исчез.
Евгений АКСЕНОВ
Вечерняя Казань / № 113 (3055) / Культура / В городе, которого уже нет, было два Иуды
___
Говорят, что раньше колокольный звон спасал города от "моровых поветрий". Так в старину называли разного рода эпидемии. Но от "красной чумы" колокольный звон Свияжск не уберег.
Летом 1918 года революционная Москва была в шоке белочехи захватили Казань, где тогда комиссары сконцентрировали основную часть золотого запаса России. Вопрос быть или не быть власти большевиков стоял очень остро. И тогда в Свияжск отправили наркомвоенмора Троцкого. А вместе с ним литературный бронепоезд. Это не шутка. Он так и назывался: "Военно-передвижной фронтовой литературный поезд имени Ленина".
Первой жертвой "литературного поезда" в Свияжске стал настоятель Богородице-Успенского монастыря епископ Амвросий, которого зверски убили за отказ отдать хлебные запасы и церковные ценности. Буквально через два дня та же участь постигла священника Константина Долматова. Обвинение было абсурдным - ветхого старика казнили за то, что он якобы стрелял с колокольни Софийской церкви по красноармейцам из пулемета. Потом пришла очередь монашек из Предтеченского монастыря. Их расстреляли без всяких обвинений.
Но на этом "культурные мероприятия" в Свияжске не закончились. Поезд все же в какой-то степени оправдывал свое название. Кроме известного публициста Троцкого, на нем приехали несколько пролетарских писателей и первый в мире памятник Иуде Искариоту. Главное событие, ради которого так старательно уничтожали местное духовенство, было впереди.
Скажу сразу, что пассажиры поезда Всеволод Вишневский и Демьян Бедный не оставили об этом своих воспоминаний. Поостереглись. А вот малоизвестный датский писатель Галлинг Келлер не удержался. По его словам, "местный совдеп долго обсуждал, кому поставить статую. Люцифер был признан не вполне разделяющим идеи коммунизма, Каин - слишком легендарной личностью, поэтому и остановились на Иуде Искариотском как вполне исторической личности, представив его во весь рост с поднятым кулаком к небу".
Памятник Иуде простоял в Свияжске недолго. Потом его незаметно убрали, а на тот же постамент водрузили бюст Ленина. Что, выражаясь языком пролетарского вождя, было чертовски верно.
(Полностью: И.Труфанов "Ангелы и демона острова Свияжска"
"Российская газета" 28 сентября 2007 г. )
---
Об этом же пишут священники:
Митрополит Иоанн (Снычев) в книге "Самодержавие Духа" (СПб.,1995) напомнил современным читателям историю о том, как в Симбирской губернии, на родине Ульяновых, пришедшие к власти большевики решили установить памятник кому-нибудь из богоборцев. Поначалу их выбор пал на Люцифера. Но, поразмыслив и посчитав его фигуру несовместимой с материалистическим мировоззрением, они обратились к Каину. Однако и этот библейский антигерой был ими отвергнут из-за того, что его признали исторически недостоверным. В итоге в уездном городе Свияжске был поставлен памятник Иуде Искариоту – как первому революционеру, восставшему против Христа.
Руководитель Пресс-службы МП о.Владимир Вигилянский упоминал этот факт:
«Соблазн оправдать Иуду, характерный для всего ХХ века, завершается в наше время публикацией текста так называемого «Евангелия от Иуды» и созданием фильма. ХХ век — век глобального предательства: доносов детей на родителей, предательства Церкви, предательства Бога», — сказал священник. Он отметил, что «как в России пробовали реабилитировать предателя, поставив в 20-е годы рядом со Свияжским монастырем памятник Иуде, грозящим кулаком в небо, так и в во всем мире были попытки сделать из него героя».
«Еще швейцарский психолог Карл Юнг, говоря о таком феномене Иуды, расценил это как оправдание собственного предательства человека»..
Верить ли этой истории или списать на вымысел современных журналистов?
Но "Церковные ведомости" (издавались РПЦЗ в Сремски Карловцах) в 1923 г. (№ 23, 24) цитирует слова Келлера: «местный совдеп долго обсуждал, кому поставить статую. Люцифер был признан не вполне разделяющим идеи коммунизма, Каин - слишком легендарной личностью, поэтому и остановились на Иуде Искариотском - как вполне исторической личности, представив его во весь рост с поднятым кулаком к небу».
Келлер написал книгу:
Kehler Henningе. Der Rote Garten. — Berlin, 1921.
Скачать можно здесь https://archive.org/details/redgarden00kehl
Только там нет перевода на русский.
Второй подобный памятник Иуде Искариоту был предположительно поставлен большевиками в рамках пропагандистской программы в Тамбове.
В насмешку над верующими в Тамбове даже поставили памятник Иуде Искариоту.
Встречаются упоминания, что в городе Козлове (теперь Мичуринск) тоже какое-то время стоял памятник Иуде...
...Троцкий говорил, что мы открываем сегодня первый в мире памятник человеку, понявшему, что христианство – это лжерелигия, и нашедшему силы сбросить с себя ее цепи. Что, мол, по всему миру будут воздвигнуты памятники этому "человеку", то есть Иуде. Но памятник простоял недолго, ночью его разбили вдребезги горожане города Козлова. Мы до сего времени не знаем имен этих героев. Но их поступком можно только гордиться. В 1918 году в Тамбове на том же самом месте, где сегодня коммунистами поставлен тяжелый истукан "гению всего человечества", был сооружен памятник Карлу Марксу, но и его постигла такая же участь, что и памятник Иуде. Ночью он был разбит, а в отколотую его голову и остов налито дерьмо из близ расположенного сортира.
http://www.diary.ru/~ltv/p43156421.htm
"О. Фигурнова прокомментировала только упоминание Куприна о том, что в Советской России воздвигнуты памятники Иуде Искариоту, Хаму и Каину: "...достоверность весьма сомнительна, во всяком случае, в плане монументальной пропаганды сооружение подобных памятников не предусматривалось"."
http://nlo.magazine.ru/archive/143.html
"В дни православных праздников устраивались карнавалы безбожников, высмеивающие Бога, святых и церковные обряды. В Тамбове в насмешку над верующими был даже установлен памятник Иуде Искариоту, предавшему, согласно Евангелию, Христа".
http://artist44.narod.ru/ind52.htm
"За короткий срок, в основном в течение одного года, в разных городах России были установлены многочисленные памятники (Робеспьеру, Радищеву, Марксу и Энгельсу, Чернышевскому, Шевченко, Халтурину, Плеханову и др.) – чаще всего с использованием старых постаментов, где прежде стояли «цари и их слуги», – а также мемориальные доски с лозунгами и сюжетно-символическими рельефами. Наряду со скороспелыми поделками и даже курьезами (так в Свияжске на Волге по инициативе местных властей, «вне списка», был открыт памятник Иуде Искариоту) в русле плана возник целый ряд выдающихся работ, чьи авторы были искренне увлечены романтикой времени".
А вот что говорил реставратор С.Ямщиков:
С.ЯМЩИКОВ: Вы все помните эту чудовищную ленинскую монументальную пропаганду, и этот памятник, когда городили.. и Коненков попал в это дело с чудовищным Степаном Разиным, и когда даже был поставлен памятник Иуде – он входил в план ленинский…
- А он был поставлен?
С.ЯМЩИКОВ: Был поставлен памятник Иуде – я вам это ответственно говорю. Его быстро разрушили, но он был поставлен.
- На Лубянке где-нибудь?
С.ЯМЩИКОВ: Нет, он не в Москве, даже был поставлен.
Памятник Иуде... как борцу с христианством
30 июля 1918 года Ленин подписал постановление Совнаркома об установке в Советской России «памятников великих деятелей социализма, революции и проч.». В многозначительном «проч.» отразились идеологические приоритеты советского режима. Среди «великих» оказались неведомые подавляющему большинству россиян Бабёф, Лафарг, Вайян и т. д. Россию представляли в этом списке Стенька Разин, Радищев, декабристы, анархисты, народники, террористы-народовольцы и, естественно, марксисты. Параллельно были приняты решения об избавлении от «ненужных» памятников царям и деятелям царского режима. Так, в Петрограде были убраны четыре монумента Петра I, в Москве – памятники Александру II, генералу М. Д. Скобелеву и памятный знак в Кремле на месте гибели великого князя Сергея Александровича, в Костроме – монумент в честь 300-летия династии Романовых и т. д. “Ленинский план монументальной пропаганды” был дополнен Пролеткультом, который среди других установил в Тамбове памятник Иуде как “борцу с христианством”.
(с сайта "Хронос")
А вот отрывок из воспоминаний Н.Жевахова:
"Газета "Le Journal" сообщает: "Датский писатель Галлинг Келлер, возвратившийся из путешествия по России, рассказывает, что он присутствовал в Свияжске на открытии памятника Иуде Искариотскому. Местный совдеп долго обсуждал, кому поставить статую. Люцифер был признан не вполне разделяющим идеи коммунизма, Каин - слишком легендарной личностью, поэтому и остановились на Иуде Искариотском, как вполне исторической личности, представив его во весь рост с поднятым кулаком к небу". (Там же.)
"Из Москвы сообщают: ввиду приближающихся праздников Рождества Христова, центральный комитет РКП разослал во все культурные организации циркуляр с требованием немедленно приступить к планомерной и систематической антирелигиозной пропаганде. Главное внимание следует обратить, гласит циркуляр, на исследование и собирание соответственных материалов для пропаганды. Основным лозунгом и целью этой пропаганды должно быть изгнание религиозных начал из домашней жизни и замена их "пролетарской революционно-светской культурой". Пропаганда должна носить "эстетический характер". Антирелигиозная пропаганда будет происходить в закрытых помещениях." (Нов. Вр., 19 декабря, №796.)
Н.Жевахов "Воспоминания"
Как видим, есть упоминания даже не об одном памятнике Иуде...
И вот тут пишут:
Страна была в разрухе и голодала, а в это время - 12 апреля 1918 года Ленин подписывает декрет Совнаркома «О памятниках революции» - о снятии монументов в честь царей и установлении революционных памятников. Первый памятник Ленину открыл... сам Ленин в 1918 году в Подмосковье. Большинство памятников Ленину в России были поставлены в 1919 - 1920-м годах при его жизни и по его инициативе. По его распоряжению было поставлено четыре памятника Иуде-Предателю, один недалеко от Самары - в Свияжске. Представляете, что испытывали люди на местах, когда приходил состав, они извлекали из вагона заколоченный досками памятник Иуде с предписанием это установить. Все памятники отливались в Москве централизованно и развозились по местам, мнения народа никто не спрашивал.
А Демьян Бедный "по мотивам памятника" написал поэму "Новый завет без изъяна евангелиста Демьяна"
"Нечто вроде дневника
Любимого Иисусова ученика
И пламенного еврейского патриота
Иуды Искариота"
и дальше
«И узнали мы отсюда,
Что означенный апостол Иуда,
Облыжно прозванный предателем,
Был истинным “христовой церкви” создателем,
Что он, а не Петр и не Павел,
Иисуса всесветно прославил»
«Единственный честный человек
Среди этих буржуйских прихлебателей»
Время шло.. и уже другие стихи об этом памятнике появились...
Евгений САНИН
НЕЗАБЫТОЕ
До сих пор рассказывают люди,
Как в одном из русских городков
Открывали памятник Иуде
Под оркестр и множество хлопков.
Дикий взгляд... Рука с петлей на горле...
Рев толпы... Не ведала она
То, что этот памятник – о, горе! –
Ставила самой себе страна!..
Найдено здесь: https://vk.com/club216286676?w=wall-216286676_169773
или
|
</> |