рейтинг блогов

105 лет управляшкам!

топ 100 блогов fonzeppelin28.10.2022

Собственно, как мне напомнили коллеги — сегодня же знаменательная дата) Ровно 105 лет назад, 28 октября 1917 года, управляемое оружие было впервые успешно применено в боевых действиях.

105 лет управляшкам!

«Виновниками торжества» были немцы, а дебютантом — дистанционно управляемый взрывающийся катер Fernlekboot (FL-boat). Целью же атаки стал британский монитор «Эребус», занимавшийся обстрелом побережья. Катер, наводившийся командами с берега (для отслеживания ситуации использовался гидросамолет) успешно прорвался к монитору, и таранил его в центр корпуса. Взрыв 700-килограммового заряда катера вырвал солидный кусок из наружного потивоторпедного буля «Эребуса», но толщина буля спасла корабль: монитор остался на плаву и своим ходом ушел в гавань.

Расскажем же о них поподробнее:

FL-катера были разработаны фирмой «Сименс» по инициативе ее владельца Вильгельма фон Сименса. Причем сама по себе идея принадлежала еще его отцу Вернеру фон Сименсу, известному изобретателю и основателю концерна «Сименс». В XIX веке, Вернер фон Сименс предложил идею скоростного катера-торпеды, управляемого по телеграфному кабелю. В то время идея не привлекла особого внимания, но десятилетия спустя его сын заинтересовался проектом.

В 1906 году, фирма «Сименс» начала эксперименты с управляемыми по кабелю скоростными катерами. Опыты проводились на озере Мюриц под руководством шурина Вильгельма фон Сименса. Эксперименты привлекли интерес немецкого флота, и в 1913 году прототип Versuchsboot (буквально «опытный катер») был продемонстрирован адмиралтейству, успешно пройдя 12,5 миль на дистанционном управлении.

Интересно отметить, что в истории FL-катера, возможно, есть и «французский след». Существует предположение, что дизайн глиссирующего скоростного катера и его двигатель были скопирован Симменсом с приобретенного им в апреле 1914 французского гоночного катера, фаворита гонок в Монако. 

105 лет управляшкам!

В 1915 году, уже после начала Первой Мировой Войны, «Сименс» устроил демонстрацию нового прототипа катера у побережья Фландрии. Адмиралы были более чем довольны результатами, и распорядились заказать партию для обороны побережья.

Фирмой «Сименс» было разработано несколько модификаций FL-катеров, различавшихся размерами и типом моторов. Для серийного производства был выбран катер типа «М», длиной в 13 метров и оснащенный парой 300-сильных моторов «Майбах» (аналогичных используемым на флотских цеппелинах). Гладкие формы и избыточная мощность двигателей позволяли катерам развивать до 30 узлов.

105 лет управляшкам!

Управление катером осуществлялось командами по 20-км кабелю с береговой станции. При действиях вблизи побережья, движение катера отслеживали с наблюдательного поста на вышке. Вдали от берега, для наблюдения за катером использовали двухместный гидросамолет, который по-радио передавал на береговую станцию инструкции: куда направить катер. Такое «двухступенчатое» управление было связано с ограниченными возможностями радиосвязи того времени. 

Передаваемые по кабелю команды задавались акустическими тонами. На борту катера, поступающие сигналы усиливались вакуумной лампой типа «Аудион» (одним из первых в мире устройств, способных к усилению сигнала), и распознавались с помощью узкополосных акустических реле Брауна (использовавших угольные микрофоны для выделения определенного акустического тона. Реле в свою очередь приводили в действие исполнительные механизмы катера. Точный список команд неизвестен, но, по всей видимости, он включал «право руля», «лево руля», «руль прямо», «старт двигателя», «стоп двигателя», и «подрыв боевой части».

Часть системы управления FL-катера.
Часть системы управления FL-катера.

Вооружался катер 700-килограммовой фугасной боевой частью в носовой секции. Подрыв осуществлялся либо специальной командой по кабелю, либо с помощью контактного взрывателя, взводившегося механически через заданное число оборотов винта. На некоторых катерах был также предусмотрен механизм самоуничтожения — подрывавший катер, если терялся управляющий сигнал — но он работал ненадежно, и от него отказались.

Точное количество катеров-торпед фирмы «Сименс» неизвестно. По разным данным, было изготовлено от 15 до 18 единиц, большая часть источников называет 17. Такое расхождение может быть связано с тем, что в число FL-катеров входили и испытательные прототипы (катера FL-1, FL-2 и FL-3, имевшие отличную от серийных конструкцию), а также с тем, что осенью 1917 года ряд FL-катеров временно переоборудовали в вооруженные легкими 37-мм пушками пилотируемые Kanonenboote. Их предполагалось использовать для поддержки торпедных катеров против британских минных заградителей, но в итоге все, кроме одного (FL-18) переоборудовали обратно в радиоуправляемые. Несколько катеров были также израсходованы на учениях (FL-3), или потеряны из-за технических неисправностей (FL-5).

105 лет управляшкам!

Развертывание катеров началось в начале 1915 в Зебрюгге (оккупированная немцами Бельгия). Основной целью для них должны были стать британские мониторы, обстреливающие немецкие позиции во Фландрии, на северном фланге Западного Фронта. Мелководья и изобилие отмелей не позволяли немцам эффективно использовать здесь субмарины или крупные корабли, и предполагалось, что взрывающиеся катера станут хорошей альтернативой. Командовал катерами капитан Хельмут Кольц.

Первое боевое применение катеров состоялось на Рождество 1916 года. Воздушная разведка обнаружила британский монитор возле сетевых заграждений напротив Зебрюгге, и береговое командование решило нанести по нему удар. Дистанционно управляемый FL-катер вышел в море, благополучно прошел десять миль под наблюдением с гидросамолета... а затем потерял управление и начал носиться кругами.

Оказалось, что выходивший из гавани Зебрюгге немецкий миноносец случайно зацепил винтом и оборвал контрольный кабель. Попытки восстановить кабель успехом не увенчались, и во избежание захвата FL-катера англичанами, командир отдал приказ другому миноносцу потопить его артиллерией. Что и было выполнено.

105 лет управляшкам!

После этого фиаско, FL-катера оснастили прибором самоуничтожения, который должен был автоматически взрывать боевую часть при обрыве кабеля. Результатом стало еще более звучное фиаско в феврале 1917 — когда, при попытке выхода в море, механизм самоуничтожения сработал сам по себе, и катер взорвался на выходе из гавани. От греха подальше, от самоуничтожения отказались: теперь при потере контрольного сигнала, реле просто отключало зажигание двигателя, чтобы катер остановился.

Первого марта 1917, FL-катера попытались применить в наступательной операции, против волнолома в Ньюпорте (в удерживаемой бельгийцами части Бельгии). Управление катером при этом осуществляли не с берега, а с переоборудованного тральщика. И тут немцам тоже не улыбнулась удача — катер успешно вышел в атаку, врезался в волнолом... и не взорвался.

Командующий британского Дуврского Патруля сэр Реджинальд Бэкон отозвался об этой атаке так:

«Дебют нового оружия состоялся в типичной немецкой манере, то есть его существование было раскрыто бестолково и бесполезно. Мы впервые узнали об этих катерах, когда один из них врезался в пирс в Ньюпорте. Он не причинил никакого вреда, и достаточно деталей конструкции удалось отыскать, чтобы понять принцип его действия».

Помимо не самого удачного дебюта во Фландрии, два катера — FL-14 и FL-15 — послали на Балтику, для действий против русского флота. Катера базировались в Курляндии (Латвия) и тоже не добились особых успехов. FL-14 был потерян в январе 1917, когда его мотор загорелся во время учебного выхода. FL-18 был потерян при неясных обстоятельствах в апреле 1918, по некоторым данным — при попытке атаковать русский эсминец в Рижском Заливе. 

6 сентября 1917 года, один из оставшихся во Фландрии катеров попытался атаковать малый британский монитор M.24. Попытка, контролируемая с воздуха гидросамолетом, успехом не увенчалась: монитор подпустил катер поближе, и потопил его шестью залпами. 

14 (20?) сентября 1917, еще один FL-катер был то ли уничтожен британским флотом, то ли неудачно атаковал цель в море. Источники в этом плане очень неточны, и нет даже уверенности, что речь не идет о более поздних событиях с ошибочной датировкой.

Долгожданный успех, наконец, пришел 28 октября 1917 года, когда катер (предположительно, FL-12) атаковал и поразил у побережья Фландрии монитор «Эребус». Мощный взрыв убил двух и ранил пятнадцать британских моряков, и вырвал основательный кусок противоторпедного буля... но сам монитор практически не пострадал. Наполненный запаянными стальными трубами противоторпедный буль, имевший толщину в четыре метра, поглотил силу взрыва, так что сам «Эребус» отделался лишь вмятинами.

105 лет управляшкам!

3 ноября 1917, еще один катер (возможно, FL-4) попытался атаковать британский патруль у Зебрюгге, но был перехвачен и потоплен эсминцем HMS "North Star". Англичане отмечали, что самолет управления катера действовал в этот раз под мощным эскортом истребителей, так как британская авиация все активнее проявляла себя над морем.

В 1918 году, уцелевшие FL-катера были модернизированы. Развитие радиотехники позволило катеру принимать команды прямо с самолета, без промежуточного звена в виде кабеля с береговой станции. Катушки кабеля были с катеров демонтированы, и вместо них установлен приемник акустического радио. Диапазон доступных команд расширили, включив включение/выключение бортовых огней (для ночных операций) и постановку дымовой завесы. Кроме того, катера оснастили курсовым автопилотом на пневматическом гироскопе конструкции Аншуца: теперь катер мог автоматически поддерживать заданный курс в неспокойном море. 

В мае 1918, капитан Хольц отчитался, что первые «полностью радиофицированные» FL-катера (обозначенные как Тип B) готовы к боевому развертыванию. Немецкое командование относилось к ним с большим интересом, и планировало организовать дополнительное производство как управляемых по кабелю катеров (Тип А), так и радиоуправляемых (Тип B) для оборонительных и наступательных операций, соответственно. Однако, значительное число неудач в 1917 году потребовало дополнительных учений и испытаний. Выйти в бой FL-катерам больше так и не довелось. Не была завершена и разработка усовершенствованной, более скоростной модели катера, способной развивать до 40 узлов, хотя по имеющимся данным, в августе 1918 проводились ее испытания.

Предположительно, один катер (или его компоненты) были переданы для изучения флоту Австро-Венгрии — поскольку в австрийском музее имеется набор радиоуправления, соответствующий описанию использовавшихся для Fl-катера.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Skype — это дьявольски хитрая программа, написанная бесспорно талантливыми людьми via Крис ...
Многие "думающие граждане" мне сейчас напоминают индийцев, которые пришли с палками громить лабораторию Хавкина, тот встретил их в дверях, снял рубашку и вколол сыворотку себе. Это произвело на непрошенных гостей большое впечатление, и убивать его они передумали. И да, украинцы ...
Вам наверное доставляет огромное удовольствие обманывать простой русский народ, подобно вашим хозяевам из правительства. Вам не стыдно? Вы получаете от этого оргазм, суки, да? Нет вам веры. Нет веры совкам и русским патриотам, а знаете почему? ...
Лучший пост мушша за последние пару месяцев. Называется "мармот ловит кошку" *да, панель на посудомойку мы до сих пор не повесили. вначале нужно было уровень выровнять, а потом привыкли. ...
Кто этот «мужественный старик» с курительной трубкой и густой сединой? Только не говорите, что вы не узнали героя России, усилиями которого хвалёный украинский «контрнаступ» 2023 года обернулся пшиком. И которого в благодарность за это командировали в Африку — помогать её освобождению ...