100-летие "Фирмы Туполева"


В субботу вся авиационная общественность отмечала столетие со дня образования КБ Туполева. Я если честно забыл о предстоящей дате, а когда пошел вал постов по всем соцсетям, не стал прикидываться бдителем круглых дат и решил не запрыгивать на подножку уходящего дня :) Но пройти мимо события нельзя, поэтому сегодня пост про самолеты Туполева, точнее про гражданские машины - они мне ближе.
Наверно все знают постулат - что большинство гражданских самолетов Туполева родились из военных машин. Так например первый в СССР и второй в мире реактивный пассажирский самолет Ту-104 является родным братом бомбардировщика Ту-16. Разработка самолета Ту-104 началась в процессе создания Ту-16 в 1952 году, за два года до выхода постановления СМ СССР о его разработке. От Ту-16 позаимствовали компоновку кабины экипажа, крыло, оперение, шасси и пилотажно-навигационное оборудование. Новыми были фюзеляж и воздухозаборные устройства. Первый полет самолет с бортовым номером Л5400 совершил 17 июня 1955 года. Всего было выпущено 201 машина, которые находились в эксплуатации ГВФ до 1979 года. На фото ниже один из сохранившихся Ту-104Е на аэродроме "Смышляевка" в Самаре.


Еще одна машина созданная по той-же схеме - это самый мощный и скоростной турбовинтовой самолетом в мире Ту-114. Он был создан на основе стратегического бомбардировщика Ту-95, первый полет нового пассажирского самолета был совершен 15 ноября 1957 года экипажем летчика-испытателя А.П. Якимова.

У самолета был недолгий век, за 15 лет эксплуатации Ту-114 перевезли 6 млн. пассажиров совершив около 50.000 полетов. В 1976 году машины начали снимать с маршрутов, на замену пришел новый флагман - Ил-62. Всего было построено 31 машина, за время эксплуатации была одна авиакатастрофа - 17.02.1966 при взлете в сложных метеоусловиях самолет столкнулся с сугробом на обочине ВПП. В результате погиб 21 человек. На фото ниже борт Ульяновского музея гражданской авиации.

Следующая машина Ту-124 тоже создана по "хитрой" схеме - для ускорения разработки регионального самолета за основу взяли Ту-104 и уменьшили его. Ту-124 сохранил компоновку и геометрию его "старшего брата". 24 марта 1960 года он совершил первый полет. В этом же году, в Харькове выпустили первые серийные машины, а 20 октября 1962 года уже начались регулярные рейсы по маршруту Москва - Таллин. Одно из новшеств Ту-124 - он считается первым в мире пассажирским самолётом с турбореактивными двухконтурными двигателями (Д-20П). Ту-124 не стал долгожителем, уже в 1966 году, вместо него было запущено производство самолета Ту-134. В Аэрофлоте Ту-124 прекратили эксплуатировать в 1980 году, в ВВС в 1983 году. Всего было построено 166 самолетов.


Ту-134 по сути является глубокой модернизацией Ту-124, на первом этапе он даже носил индекс Ту-124А. Двигатели были перенесены из корня крыла в хвостовую часть фюзеляжа. Эта машина стала реальным долгожителем и сейчас ее можно увидеть практически ежедневно.

Причем в разных модификациях. Всего в период с 1966 по 1989 год было построено 854 самолета. (листайте фото)


"Стрела стратосферы" - самый скоростной пассажирский самолет в мире - Ту-144. Первый испытательный полёт совершил 31 декабря 1968 года, что стало первым в мире полётом сверхзвукового пассажирского самолёта. 5 июня 1969 года впервые в истории сверхзвуковой пассажирской авиации преодолел звуковой барьер. Самолет Ту-144 является самым скоростным пассажирским самолетом в мире, с максимальной скоростью полёта до 2430 км/ч. Всего была построена 21 машина (из них 16 летных экземпляров, 4 для наземных испытаний и один недостроенный). На фото самолет Ту-144 СССР-77108, на аэродроме Смышляевка.


3 октября 1968 года, первый опытный Ту-154 с бортовым номером СССР-85000, совершил первый полет, управлял машиной экипаж летчика-испытателя Сухова Ю.В. Так началась история самого массового реактивного пассажирского самолета в СССР - Ту-154, всего за годы серийного производства было изготовлено 1026 самолетов .

В гражданской авиации Ту-154 уже выведены из эксплуатации, крайние рейсы выполнялись в октябре 2020 АК"Алроса". Но в госавиации "Туполей" еще много.



Ту-204 создавался в 80-х годах как замена Ту-154 и для своего времени у него были неплохие перспективы. Но известные события в стране, свели всё к ограниченному выпуску и эксплуатации данного типа самолета. В 2010 году производство базового Ту-204-100 свернули. Всего с 1990 года произведено 86 самолетов. На базе 204-го создавался региональный самолет Ту-334, но он так и остался "самолетом-призраком".
Надеюсь "Фирма Туполева" еще внесет свой вклад в развитие отечественной авиации. С днем рождения! #авиация #самолеты

