100 лет Александру Матросову
maysuryan — 05.02.2024Владимир Памфилов (1904—1970). «Подвиг Александра Матросова». 1965
5 февраля исполняется 100 лет со дня рождения Героя Советского Союза Александра Матросова (5 февраля 1924, Екатеринослав, ныне Днепр — 27 февраля 1943, деревня Чернушки). Подвиг, как известно, состоял в том, что Матросов закрыл своим телом вражескую амбразуру, что дало его товарищам несколько необходимых секунд, чтобы её уничтожить.
На передовой Александр пробыл совсем недолго. Из его письма девушке накануне гибели:
«Вот и сейчас хочется поговорить с тобой обо всём, что чувствую, что переживаю. Да, Лида, и я видел, как умирали мои товарищи. А сегодня комбат рассказал случай, как погиб один генерал, погиб, стоя лицом на запад. Я люблю жизнь, хочу жить, но фронт такая штука, что вот живёшь-живёшь, и вдруг пуля или осколок ставят точку в конце твоей жизни. Но если мне суждено погибнуть, я хотел бы умереть так, как этот наш генерал: в бою и лицом на запад. Твой Сашок».
Александр Матросов
Александр Матросов играет в снежки. 1940—1941
Л. Панова. Подвиг А. Матросова. 1986
Советская открытка. «Александр Матросов»
Алексей Ковалёв (1915—2000). Лаковая палехская шкатулка «Александр Матросов». 1948
Александр Куркин (1916—2003). Лаковая палехская шкатулка «Александр Матросов». 1947
Александр Кузьмичёв (1936 г.р.). Панно декоративное «Александр Матросов». 1968
Весьма характерно менялось отношение к Матросову и его подвигу в советское и постсоветское время. А такое изменение было, причём ещё до крушения социализма и СССР. Отрывок из очерка Леонида Гуревича из журнала «Юность» за 1987 год:
«...Смеялись мальчишки во время финальной сцены из старого кинофильма «Александр Матросов», который показывали в пионерском лагере. Мы, подростки пятидесятых, ходившие на этот фильм много раз, не стесняясь друг друга, плакали вновь и вновь, видя, как Матросов бросает гранату на амбразуру дзота и не попадает. Мы верили тогда в жизнь на экране, хотя снята она была без особых режиссёрских и операторских ухищрений. Через тридцать лет мальчишки, такие же мальчишки, смеялись».
Плакат к художественному кинофильму «Рядовой Александр Матросов». 1947
Смеялись! В пионерском лагере! Ещё до перестройки или в самом её начале, когда на память Матросова никто ещё публично не покушался. Как это объяснить? Можно сколько угодно возмущаться «падением нравственности» и т.п., но это, на самом деле, ровным счётом ничего не объясняет. Реальное же объяснение довольно просто и печально. Чтобы понять его логику, можно провести параллель с отношением французов к подвигам... Жанны д'Арк. Во времена монархии французы боготворили Жанну и восхищались её мужеством, потому что почитание образа Жанны и её геройства приветствовалось правящим классом, дворянством, и вполне соответствовало его ценностям. Но постепенно поднялся новый класс, буржуазия, и чуть ли не первое, что сделал идеолог этой восходящей силы, Вольтер — с ног до головы язвительно осмеял «святую Жанну» (как именно осмеял, любителям его творчества и французской истории хорошо известно, я же умолчу, но замечу, что максимально неделикатным и неприличным образом). А вскоре французские революционеры уже жгли реликвии, оставшиеся от Жанны, как служительницы проклятого королевского трона...
Вот примерно то же самое, только наоборот, произошло и с образом Александра Матросова. В СССР начала 80-х исподволь начиналась ползучая буржуазная реставрация. Начинается она всегда, как писал ещё Антонио Грамши, «молекулярным» образом, в головах людей. Ценности буржуазии (через разные неформальные течения типа «стиляг», западные моды и буржуазный стиль потребления и поведения), как губка, впитывала молодёжь. А красноармеец Матросов для буржуазии вовсе не был героем, наоборот, он был лютым врагом, и его подвиг подлежал осмеянию и дискредитации. Отсюда и описанный выше смех в пионерском (!) лагере, и анекдоты о Матросове, вроде такого: «Кто такой Павлик Матросов? Это пионер-герой, который закрыл вражескую амбразуру телом своего отца». Или: «Загадка: сам не стреляет и другим не даёт? Отгадка: Александр Матросов!»... В ярко антисоветской и антикоммунистической фантастической книге Виктора Пелевина «Омон Ра» (1991) упоминалось «пехотное училище имени Александра Матросова», выпускные экзамены в котором сопровождались пулемётными очередями (чтобы сдать экзамен, курсанты должны были бросаться грудью на амбразуру).
Вот такие грустные дела. Увы, классовая механика истории столь же неумолима и беспощадна, как и обычная физическая механика. Но есть в ней и положительная сторона. После революции французы постепенно вернули Жанну д'Арк в список своих национальных героев. Конечно, то же будет и с именем Матросова. Да это и уже происходит. Современные молодые люди с недоумением спросят своих дедушек — тех поседевших и полысевших пионеров 80-х, которые тогда весело смеялись, — как они могли над ЭТИМ смеяться... И те в ответ будут только смущённо разводить руками и опускать голову...
Пример современного отношения к подвигу Матросова:
Лидия Куклис, Владимир Шумский. Александр Матросов. 2016
|
</> |