10 золотых правил убедительности
fritzmorgen — 04.05.2015 — ОбществоВ честь майских праздников и в память о стране Советов продолжаю свою серию советов для блогеров. Напомню, что в первых двух частях я рассказывал про общую стратегию ведения сетевых дневников и про основные правила оформления текстов:
http://fritzmorgen.livejournal.com/770988.html
http://fritzmorgen.livejournal.com/775258.html
Сегодня речь пойдёт о том, как сделать свои тексты убедительными, в хорошем смысле этого слова.
Правило 1. Не перекладывайте свою работу на читателей
Вряд ли читатели будут сильно напрягаться, чтобы понять, что же конкретно вы хотели до них донести. Предполагайте по умолчанию, что ваши тексты будут читать с ленцой, без особого старания.
А то, знаете, некоторые авторы рассказывают в предисловиях к книгам, как их книги надо читать. Дескать, проснитесь в 8 утра, сделайте зарядку, неплотно позавтракайте. Положите слева от себя толковый словарь, а справа – тетрадь на 48 листов. Потом, вымыв руки, бережно откройте мою книгу и начинайте вдумчиво читать. Лезьте в словарь, как только встретите незнакомое слово. Не смейте пропускать ни одного абзаца. Тщательно конспектируйте прочитанное…
Как вы понимаете, подавляющее большинство читателей не будет выполнять никаких ваших инструкций. Читатель просто откроет вашу статью – в перерыве между вскипевшим чайником и телефонным звонком – и бегло, позёвывая, пробежит глазами пару абзацев. Заскучает или наткнётся на непонятное место – нажмёт Ctrl+W и переключится на разглядывание котиков.
Правило 2. Пишите доходчиво
Вычищайте ваши тексты от «мин», о которые читатель может споткнуться. Такими минами могут быть:
а) Слишком длинные предложения;
б) Непонятные слова;
в) Витиеватый ход мысли.
Как конкретно убирать эти «мины», думаю, очевидно. Длинные предложения разбивайте на несколько коротких. Сложные слова заменяйте простыми, русскими аналогами. Составляйте к каждому тексту план – как вы это делали в школе перед сочинениями – и придерживайтесь этого плана вместо того, чтобы закидывать в текст ваши мысли в хаотичном порядке. Оформляйте начало текста в газетном стиле – суть статьи выносите в заголовок, а самые важные детали – в первый абзац статьи.
Если вы читаете свой текст и у вас возникает сомнение – «а все ли поймут, что я хотел сказать вот здесь» – даже не сомневайтесь. Поймут не все. Перепишите сомнительное место более простыми словами: и если при этом придётся пожертвовать красотой слога, пожертвуйте ей без колебаний.
Правило 3. Структурируйте текст
Избегайте монотонности. Разбивайте длинный текст на пункты, вставляйте в текст картинки, прерывайте ваши рассуждения цитатами в рамочках или списками.
Текст должен выглядеть разнообразно – так как людям комфортнее всего, когда у них есть опорные точки, за которые может зацепиться глаз.
Кстати, то же самое относится и ко времени. Как ни странно это звучит, но люди любят, когда их время не нарезается одним куском, а делится на понятные сегменты – рабочий день и вечерний отдых, «до обеда» и «после обеда». Когда человек видит перед собой большой, ничем не заполненный отрезок времени, он начинает испытывать страдания. Неопределённость давит.
И, да, подобного рода лирические отступления тоже помогают правильно структурировать текст. Не пренебрегайте ими.
Правило 4. Ориентируйтесь на школьников
Считайте по умолчанию, что вы пишете для школьника старших классов – довольно смышлёного, но ничего не знающего о предмете вашей статьи. Не ленитесь хотя бы мельком объяснять важные для понимания вашей статьи вещи: даже если вам кажется, что «уж это-то знают все».
Пишете про гибнущий Детройт – расскажите, что эта автомобильная столица Америки была некогда процветающим городом, а потом стала столицей «Ржавого пояса», пришедшего в упадок индустриального региона США.
Пишете про АвтоВАЗ – сообщите, что это крупнейший автозавод Восточной Европы, который, впрочем, является всего лишь одним из более чем 20 автозаводов России.
Правило 5. Будьте оригинальны
Всячески старайтесь избегать шаблонов. Помните, в девяностых годах был анекдот про борца с властью и газетный киоск?
Диссидент подходит к киоску «Союзпечати»:
– Дайте, пожалуйста, «Правду».
– Советских газет нет.
– Почему?
– Советская власть кончилась.
Диссидент отходит на несколько метров, потом снова возвращается.
– Дайте «Правду», пожалуйста.
– Я же только что вам сказал, советских газет нет, советская власть кончилась. Сколько можно повторять?
– Ах, повторяйте, повторяйте!
Так вот, в каждой шутке есть доля шутки. Это всего лишь анекдот. Вы можете привлечь внимание аудитории, если напишете набор банальностей по горячей теме, однако если в вашем тексте не будет ничего, кроме этих банальностей, ваши читатели почувствуют себя обманутыми.
В вашем тексте непременно должно быть что-то новое для читателей – в противном случае этот текст будет им неинтересен.
Если вы не являетесь удачливым папарацци или болтливым инсайдером, статьи которых ценят за недоступную другим информацию, то вот вам нехитрый рецепт по извлечению из своей головы оригинальных мыслей.
Первую мысль, которая придёт вам в голову, отбрасывайте, это шаблонная мысль. Вторую мысль также отбрасывайте, это очевидная мысль. Третью мысль можете уже впечатывать в текст – она, вероятно, более-менее оригинальна.
Правило 6. Избегайте спорных тем
Возможно, вы обратили внимание, что я немного изменил анекдот про диссидента в нейтральную сторону. А знаете, почему?
Потому что оригинальный анекдот был немного разжигающим, а поднимать горячие темы я сегодня не хочу. У меня есть на это две веских причины.
Причина первая – горячие темы немедленно переключают на себя интерес значительной части читателей. Увидев высказывание на тему, например, легализации короткоствола, они немедленно забудут про мою статью и начнут обсуждать короткоствол.
Причина вторая – если я даже обтекаемо выскажусь по спорной теме «за» или «против», я немедленно настрою против себя тех, у кого по этой теме мнение противоположное. Ну а какой смысл на ровном месте настраивать против себя людей, до которых ты пытаешься донести свои мысли? Чем негативнее настроен читатель, тем меньше у вас шансов достучаться до его мозга.
В общем, не затрагивайте без необходимости острых тем. Так как расплачиваться за спровоцированную перебранку в комментариях вам придётся сильной потерей интереса читателей к главной теме вашей статьи.
Правило 7. Ссылайтесь на авторитетные источники
Джентльмены, конечно, верят друг другу на слово. Однако, как говорил покойный Кеннеди, искренность всегда нуждается в доказательстве.
Ваши аргументы будут гораздо более убедительны, если в их основу лягут ссылки на авторитетные источники.
Правило 8. Будьте нейтральны
Ничто так не снижает доверия к автору, как его предвзятость. Создание хорошей аналитической статьи похоже на шахматную партию с самим собой. Вы расставляете на доске фигуры, потом ищете по очереди лучшие ходы то за белых, то за чёрных – строго соблюдая при этом правила игры и не притворяясь, будто вы не замечаете некоторых сильных ходов.
Пишите так, как если бы вы были беспристрастным арбитром, который ставит себе задачей сначала досконально разобраться в ситуации, а уже только потом показать кому-нибудь красную карточку. Также пишите корректно, руководствуйтесь памяткой ватника:
http://fritzmorgen.livejournal.com/720403.html
И – повторю ещё раз – не жульничайте. Это Черчилль делал на полях своих речей пометки: «довод слаб, повысить голос». В устной речи такое и вправду у многих прокатывает. В письменной речи шансов обмануть читателей мало: любую попытку выдать чёрное за белое они немедленно заметят.
Будете разрешать себе врать по-мелочи под предлогом того, что «по сути-то я прав» – быстро лишитесь симпатий нейтрально настроенных читателей. Будете при этом ещё и врать сами себе – скатитесь на уровень уличного агитатора, и от ваших текстов начнут морщиться даже ваши убеждённые единомышленники.
Правило 9. Исправляйте свои ошибки
Искусственный интеллект пока что не изобретён, а животные читать пока что не умеют. Поэтому я предполагаю, что вы являетесь человеком и, следовательно, вам свойственно ошибаться.
Если вам в комментариях укажут на ошибку, не бросайтесь сразу же спорить. Вначале попытайтесь проверить – а вдруг ваш оппонент прав и вы действительно что-то упустили из виду. Если вы не будете слышать противную сторону, вам никогда не удастся достичь хорошего уровня убедительности.
Кстати, я регулярно слушаю либералов на «Эхе Москвы» – именно по той причине, что категорически не согласен с их позицией. Это даёт мне серьёзное преимущество в дискуссиях с либералами: ведь большая часть либералов изучать аргументы государственников не желает принципиально.
Правило 10. Учите матчасть
Это правило последнее по порядку, но не по значению. Изучайте всю доступную информацию по интересующей вас теме – и не ленитесь лично проверять основные цифры и факты. Хорошее владение темой имеет удивительное свойство перерастать в убедительность.
Впрочем, как метко высказался в своё время Максим Горький, доказывать человеку необходимость знания – это всё равно что убеждать его в полезности зрения.
Поэтому, пожалуй, я закончу на этой мажорной ноте свои наставления и, пользуясь случаем, порекомендую почаще читать наш «Руксперт» – в качестве хорошего источника сведений о состоянии дел в современной России:
http://ruxpert.ru/
|
</> |