10 ошибок западных партнеров в сфере помощи реформам в Украине в 2014 - 2019

топ 100 блогов trim_c25.11.2020

Часто западные люди считают, что они все понимают об Украине. Мол, она наделала уже столько ошибок, было столько травм в истории, как-то в Украине не получается, надо просто закатить глаза и сказать: "Знаете, просто Украина. It's just Ukraine" - и все понимают, почему ваш проект не удался . Но, может, западные страны что-то недоговаривают о своих попытках помочь. Я не исключаю, что львиная доля ошибок и проблем Украины - это "заслуга" самих украинцев, которые, как мы знаем - талантливый народ и, в частности, талантливо умеют друг друга обманывать и потом жаловаться на свою злую судьбу. Но мы все[западные страны] несколько приложились к ошибкам 2014-19 годов, и об этом я хочу рассказать.

Итак, в конце ноября 2016 года, в "золотую" пору украинских реформ, я был на торжестве в Украинском доме в Киеве (бывший музей Ленина), где выступали разные люди. Это была первая волна послемайданных реформаторов, и они выступали с короткими речами о том, что им не удалось и почему. Над ними было такое лого в духе Silicon Valley, где говорилось о реформах и факапах. И я подумал: "Ну если они могут почти на вершине своих достижений уже о таком думать, то может мы, как партнеры, должны также быть немного самокритичны".

Я предлагал это своим коллегам-послам несколько месяцев и даже лет, и что-то никто меня не поддержал. Поэтому это моя попытка самокритичного обзора того, как Запад старался поддерживать Украину, но не во всем это удалось.

Украина - очень сложная страна, которая едва сама себя понимает. Обвинять каких-то консультантов или руководителей программ из других стран, что они ее до конца не поняли - немного несправедливо, потому что это такая морская глубина, в которую можно нырять и нырять и не до конца все понять. Даже близкие соседи Украины, как некий Владимир Путин, аналитически просчитались и, устроив войну 2014-го года, получили совсем не тот результат, на который надеялись.

Даже ближайшие враги не полностью понимают Украину, а отдаленные друзья - и подавно. Так же, как и не понимают киевские элиты гражданского общества, которые побывали в самой гуще Майдана, видели свою победу и решили, что эта победа касалась всех граждан всей Украины. А оказывается, что это не так.

Касается и диаспоры, которая решила: "Ага, наконец те полностью восприняли нашу модель идентичности. Ура, все это уже "железобетонно". Оказывается, что и это не совсем так.

Украина в течение трех десятилетий прошла через три революции, если считать "Революцию на граните", 30-летие которой мы отмечали. Эта плюс "Оранжевая революция", плюс "евромайдан", или "Революция достоинства" в 2013-2014 году. Значит здесь что-то не так с самочувствием всей страны. И тут каждый пытается угадать.

Когда я приехал в Киев, мой новый коллега, посол Испании, большой украинофил, пробовал объяснить мне это так: "Знаете, коллега, вот украинцы - очень образованный народ, среди наиболее образованных". 73% молодежи в 2014 году были охвачены университетским или парауниверситетским образованием. Это очень высокий процент в мировом измерении, но в то же время большинство официально низкооплачиваемые и с очень высоким коэффициентом восприятия коррупции. Украина была тогда 142-й страной в мире по коррупции в списке из 198 стран. То есть слишком образованный народ, недооплаченный, с глубоким недоверием к государству, ккоторое воспринимается как инородное тело, которое сидит на шее.

Все это создавало механизм для этих постоянных революций, когда образованность Украины, неудовлетворенность Украины, и коррумпированность Украины создавали эту динамику - так считал мой коллега. Но при этом человеческий потенциал Украины также создавал большие возможности реформирования.

/позволю себе напомнить - автор говорит о восприятии ЗА РУБЕЖАМИ УКРАИНЫ и об ошибках сделанных зарубежными странами - В.Т./

№3 - Антикоррупция ПРЕВЫШЕ ВСЕГО! Важнее, чем верховенство права
С предыдущей проблемой связан подход "Антикоррупция превыше всего" - вместо более широкого понятия верховенства права. Конечно, это реакция на чаяния самых украинцев, которые, свергнув ненавистную многим из них власть, хотели справедливости и в некоторых случаях - мести. Чтобы после успешной революции пересмотреть всю 25-летнюю тогда историю независимой Украины и исправить все неправды за это время.

Одновременно международное сообщество, правительственные, неправительственные и международные организации создали целый антикоррупционный аппарат, который решил, что настал его "звездный час" и нужно построить в Украине антикоррупционные системы.

Но в Украине при относительно слабых институтах личные горизонтальные и вертикальные связи почти для всех являются обычным путем для решения вопросов. Итак, если вы взялись за большую антикоррупционную бескомпромиссную кампанию, то почти каждый в Украине подпадает под ее действие.

Коррупция в Украине - это не секторальная проблема, которую можно успешно решить, как, скажем, проблему торговли наркотиками в Новом Южном Уэльсе в Австралии, где создали независимую комиссию, она проверила порт и полицию, нашла тех, кто этим занимался, и выкорчевала большинство коррупции в той сфере.

В Украине, как говорил тогдашний секретарь Совета нацбезопасности о первом этапе мобилизации в украинской оборонной индустрии, "не было коррупции в системе, система сама была коррупцией, и мы ею пользовались, чтобы оборонку запустить в работу".

Провозглашая крестовый поход против коррупции, вы идете почти против всего политического класса этой страны. Я сразу имел определенные оговорки, потому что имел опыт, связанный с финансированием Международной комиссии против безнаказанности в Гватемале (CICIG). Это такая прокуратура, где главный прокурор был не из Гватемалы, и объективно рассматривала проблемы гватемальского общества. Им многое формально удалось. Ими руководили испанские и колумбийские прокуроры, и они начали уголовные дела против почти всех секторов гватемальского политической жизни.

И вот что интересно произошло. Начав борьбу с коррупцией, они способствовали избранию в 2015 году президентом Гватемалы комедианта без всякого политического опыта, которого звали Джимми Моралес. На антикоррупционной платформе.

После избрания президентом он вдруг нашел общий язык с разными игроками гватемальской экономической, олигархической и всякой другой жизни. И вот в сентябре 2019 года, после десяти лет финансирования этой комиссии не только Канадой, но и Америкой и ЕС, президент Моралес выбросил ее из Гватемалы с согласия обоих кандидатов, вышедших во второй тур на президентских выборах.

То есть все согласились, что им этот CICIG не нужен. Это свидетельство того, что такое фронтальное наступление на всех и вся раньше или позже захлебнется, и более уравновешенный и селективный подход, наверное, был бы более успешным.

Широкие реформы верховенства права - не столь зрелищные, как арестовать кого-то и разложить банкноты перед камерой, но могли бы дать лучшие результаты в долгосрочной перспективе. Но приведу пример, демонстрирующий проблему максимализма и чрезмерного фокусирования на Антикоррупции: дело нового Верховного Суда Украины.
Старый Верховный Суд ликвидировали, чтобы создать новый, при том ликвидировали еще один уровень судей, созданный во времена Януковича под управлением его юриста, Андрея Портнова.

А теперь он рассказывает, что Порошенко и его реформаторы ликвидировали его работу и набрали с помощью Соединенных Штатов, ЕС, Канады новых судей. Их набрали почти 200 - в Украине Верховный Суд должен выслушать каждую судебное дело, в котором будет подана апелляция. Это не так, как в Америке или Канаде, где Верховный Суд сам решает, слушать какое-то дело, которое имеет системное значение, важное для судебной практики.
В конце концов в Верховном суде на момент создания нового суда залегло 50 тыс. Дел.

На хлопський розум, хорошо бы выбрать судей, которые были бы новыми, прекрасными, высоконравственными - и это были бы политические решения. Но Украина является членом международных организаций, например Совета Европы, которая законодательно устанавливает правила игры в пределах Европы. И западные партнеры сказали: "Нет-нет, никакой политики": чтобы суды были независимыми, судей должны избирать другие судьи, ну и, может, еще несколько других людей, действительно независимых от политики.

НО! В Украине судейское сообщество включает элементы отчасти преступной шайки. Может звучит не слишком деликатно, но они имеют большие корпоративные интересы. И наивный европейский подход с применением общих правил в Украине в результате ограничил возможность обновления судейского корпуса.

Все-таки беспрецедентный открытый процесс отбора в Верховный Суд был, все собеседования были на Youtube, можно было смотреть прямую трансляцию. И Высшая квалификационная комиссия судей должна выслушать советы Общественного совета добродетели по каждому судье. Это журналисты и активисты, которые имели право давать свои замечания к процессу отбора.

Ни в одной другой стране мира сего, насколько я знаю, не было. Однако иногда Высшая квалификационная комиссия не соглашалась с выводами общественных активистов и говорила: "То, что вы предлагаете не является основополагающим, мы не могли бы отстоять такое решение в суде, а для ваших оговорок нет абсолютно железобетонного основания". Поэтому Общественный совет добросовестности и все эти очень активные люди начали войну против Высшей квалификационной комиссии и сказали, что новый Верховный Суд - коррумпированный, страшный, потому что приняли не все наши советы, более половины, но НЕ все.

И этот Верховный Суд, возглавляемый г-жой Данилевской, высококвалифицированным опытным лицом, был в общественном сознании отвергнуто, потому что там было 75-80%, а не 105% абсолютно новых и позитивных людей . Вот меняется президент, и из всех судов Украины почему-то надо перезапустить именно Верховный Суд. Как человек, который годами работал с этим проектом, я сказал: "Ждите, в Украине есть сотни и тысячи других судов, почему вы снова беретесь за созданный Верховный Суд?"

А тут оказывается, что нынешний заместитель председателя Верховной Рады и генпрокурор Украины были кандидатами, которые не прошли отбор в Верховный Суд. Очевидно, поэтому они считали, что этот процесс сфальсифицирован. И они объединились с "105-процентными" людьми из гражданского общества для попытки демонтажа этого нового суда. В силу различных обстоятельств это пока не удалось.

Я потом пытался объяснить активистам, что вас и ваши амбиции просто используют. Через год они разочаровались, и пишут: "О, нас обманули, мы не знали". Ну кто имел глаза, то мог видеть, что ослепленность максимализмом иногда вредит.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
ВНИМАНИЕ!!! ПОСЛЕ МОЕЙ ЖАЛОБЫ ПОСТ О ВЫБОРАХ ВОССТАНОВЛЕН НА МЭЙЛЕ! ГОЛОСУЕМ И ОСТАВЛЯЕМ КОММЕНТЫ. Дорогие друзья! Не знаю почему, но мою запись про выборы удалили как спам. Эту статью ждали многие, меня спрашивали и звонили. И вот себе сюрприз! Буду разбираться и писать письмо ...
В комментах подкинули ржаку с православнутой раши. Порядок ссылок важен: 1) МЧС и томская епархия подписали соглашение о сотрудничестве ..система гражданской обороны России отмечает 79 лет со дня своего основания. Этот праздник теперь ознаменован и другим событием. Сегодня главное у ...
Меня не заставят пограничники-таможенники платить налог? Не развернут ли с запчастью обратно, или вовсе конфискуют? Допустим, запчасть большая и спрятать её не ...
Закрыли садово-огородный сезон и заодно начали подготовку к зимнему. На Урале этот обряд выглядит вот так Кстати, не в курсе что это за чудо? ...
Полная версия опубликованной сегодня колонки на слоне. Почему лозунг «Путин – вор» не работает? Мем «Путин – голубой воришка» мне кажется удачным, а если на меня подаст в суд сторонник Путина, то шансов раскрутить этот мем будет еще ...