10 ошибок Лужкова, ставших кошмаром для Москвы


Москвич Mag
Сегодня Москва прощается со своим бывшим мэром. В Храме Христа Спасителя отпевают Лужкова. Символично, что в последний путь Юрий Михайлович отправится через московские пробки, а проститься с ним люди придут в один из символов лужковской эпохи – железобетонный новодел "стало даже лучше, чем было".
Самое время вспомнить, что Лужков оставил Москве, чем запомнились 18 лет его правления. Заодно станет понятно, почему я не испытываю к покойнику никаких тёплых чувств.
под трамвай. Это возможно технически, а трамвайные пути уже идут под монорельсом. Замена позволит пускать туда более вместительные вагоны, которые уже есть у города и надёжность которых не вызывает вопросов. Кроме того, если продлить эстакаду через Дмитровское шоссе, то получится связать две разорванных трамвайных системы в одно целое – это даст новые маршруты для жителей двух разных округов Москвы. Часть станций и эстакад при этом предлагают сохранить: на эстакадах можно сделать прогулочные зоны и парки типа Хай-Лайна, а сами станции приспособить для туристических центров и бизнеса. В таком случае получится сохранить память об этом виде транспорта и создать новые достопримечательности.

"С точки зрения серьезных искусствоведов, а также законодательства об охране памятников, которое у нас пока что основано на научных представлениях, произошел акт вандализма. Подлинный памятник уничтожен — безвозвратно, непоправимо и, добавлю, триумфально. Всей академической России — историкам, искусствоведам, музейщикам — плюнули в лицо.
<...>
сегодня, в 2007 году, на полном серьезе построили императорскую резиденцию XVIII века и считают ее музеем. К безумию они двигались постепенно. Сначала они по фотографиям построили копию храма Христа Спасителя. Это стерло разницу между фальшивкой и подлинной вещью, поскольку копия стала национальной святыней. Потом они снесли гостиницу "Москва" и строят ее заново, считая той же "Москвой". Разница между настоящим и прошлым в существенной мере утратилась, однако сохранялось еще требование, чтобы в прошлом было что-то, что они строят в настоящем. А вот теперь они построили новый дворец XVIII века, которого в XVIII веке не было, и теперь считают его там бывшим".

"Военторг шикарно получился. И здесь есть подземный паркинг. На прежнем месте у входа – воины со щитами".
Юрий Лужков

Ровно то же самое произошло с гостиницей "Москва".

"Город должен быть комфортным для проживания. Несмотря на то что историческая застройка должна быть сохранена, если ничего не делать, то город превратится в мертвый. И примеры тому мы знаем. Та же Венеция, которой все восхищаются, выглядит ужасающе. То есть город-памятник, наверное, это не самое хорошее решение для города, который активно развивается.
Кстати говоря, похожее может случиться в Санкт-Петербурге. Присвоение городу статуса «город-памятник» может сделать его центр просто безжизненным. Может получиться как в Венеции – городе, который застыл в своем развитии. Я, честно говоря, с ужасом гляжу на Венецию, на эти жуткие облупившиеся дома – страшное зрелище на самом деле. С одной стороны, очень романтично ездить на гондоле среди этих домов, но с другой – я, как строитель, как гляну на углы..."
Снос Военторга и гостиницы "Москва" – лишь самые знаковые примеры. Я где-то читал, что за время правления Лужкова в Москве было снесено около 700 исторических зданий. Учесть все уничтоженные здания, я думаю, уже невозможно, но масштаб разрушений понятен.
Сегодня продолжается уничтожение настоящей, подлинной Москвы. Уже не в таких масштабах, но нет повода радоваться. Преемники Лужкова также не видят ценности подлинной истории, а думают об увеличении площадей и возможности разместить паркинг.
9. "Лужковский стиль"
Что такое "лужковский стиль"? Это стиль варваров. Его характеризует презрительное отношение к истории и культуре. На первое место выходят интересы хозяина, а роль архитектора зачастую совсем незначительна. Лужковский стиль – это архитектура денег и жадности, архитектура сверхприбылей.

Лужковская команда как стая саранчи налетела на город и начала его уничтожать, словно матросы, которые грабили Зимний дворец и мочились в вазы. Лужковская Москва насквозь фальшивая и нелепая. На месте исторических зданий появились пластиковые коробки бизнес-центров, в Москву-реку воткнули пугало Петра, а площади уничтожили, застроив их торгово-развлекательными центрами.


Лужковский стиль – он не только про архитектуру. Это отражение беспредела 90-х и демонстрация того, что один невежественный самодур может уничтожить город, если его вовремя не остановить.

10. Торговый самострой и реклама
Когда несколько лет назад в Москве случилась "ночь длинных ковшей", все недоумевали: как же так, откуда в столице столько торговых помещений, которые официально никому не принадлежат? И как строительство всего этого вообще согласовали? Всё это заслуга команды Лужкова. Каждый пятачок земли в городе должен был приносить бабло, с него должна была кормиться целая пирамида хозяев. Поэтому строить можно было что угодно и где угодно. А потом продавать, продавать, продавать...


То же и с рекламой. Если асфальт должен приносить прибыль, то почему так же не могут работать другие плоскости города? Например, стены и крыши домов? Или воздушное пространство над главными улицами? При Лужкове исторические здания напоминали прыщавых подростков:

Фото: Pastvu
А виды города были захвачены рекламными растяжками.

Но борьба с визуальным мусором ещё не завершена.

Здесь можно, конечно, списать всё на лихие 90-е, сказать, что везде так было... Да что там было – до сих пор в некоторых городах улицы завешаны рекламой! Но Москва – это не Россия. Мэр Москвы – это не мэр провинциального города. У первого есть политическая воля, возможность менять законодательство, возможность отказаться уродовать город. У второго, часто проблемы и с полномочиями, и с бюджетом. Москва должна была стать примером для России, должна была показать, как нужно работать с городской тканью. Вместо этого Москва показала, что нет ничего важнее сиюминутных заработков, а после нас – хоть потоп.
|
</> |