10 лет.

Можно немного поразмышлять о 10 годах текущего царствования. А попутно попытаться подумать – что ждёт нас впереди.
Это – лично мои, совершенно диванные размышлизмы, и ни на какие сверхмудрости я не претендую.
Более того – пишу длинно и коряво, ибо вот что думаю – то и пишу, о чём сразу предупреждаю.
Как в любом теоретическом рассуждении я буду исходить из аксиомы: впереди нас ждёт неопределенно длительная полоса дуумвирата Путин-Медведев с очередностью Путин – 2 срока, Медведев – 1. Скорее всего, моё поколение, поколение 60-х, конца этого царствования не увидит, и потому «за горизонт» я заглядывать не собираюсь.
Что сделали.
В стране появились деньги. Причины этого понятны абсолютно всем, но от этого данный факт не меняется. Страна накачана деньгами, и эти деньги потихоньку протекают через пальцы властной элиты, опускаются и до нижних слоёв населения.
Материальное производство – практически на нуле. По крайней мере на Дальнем Востоке аграрии не выдерживают конкуренции с китайцами, а всё что производится самостоятельно – это буквально на днях организованная отвёрточная сборка авто силами 700 человек. Офуенное производство, скажу я вам. Всё остальное – от деревообработки до пожога древесного угля – рассчитано на экспорт.
С выручки за экспорт приобретаются всякие ништяки для народа – от китайских радиоприёмников до британских автомобилей, плюс создана структура обслуживания долгоиграющих ништяков (вроде тех же автомобилей). К собственно материальному производству ни спекуляция ништяками, ни сфера обслуживания ништяков не относится (оговорка - строительство - тоже НЕ СФЕРА ПРОИЗВОДСТВА, а обслуживание населения).
Войну в Чечне прекратили. Правда, прекратили, просто засыпав деньгами специально назначенный за порядок клан, но факт остаётся фактом - война на Северном Кавказе прекращена.
Государственное устройство и гражданское общество.
Время от времени властная элита демонстрирует благие порывы – то с коррупцией поборется, то за науку поратует, то солдатиков угостит. Что из этого получается – дело третье, но вот лично у меня нет никаких сомнений, что властная элита своей стране в целом желает сытого существования при условии что она сама останется в позолоченном шоколаде. Это – первое для неё, оно же – главное.
При всём том очевидно, что любые (и без того невеликие) усилия властной элиты по улучшению ситуации уходят в песок.
В этом – феномен нынешнего царствования.
Вопреки всем воплям об укреплении властной вертикали, её де-факто – практически нет. Более того, попытки настроить её через т.н. антидемократические методы – отмену выборов губернаторов и т.д. – привёл к совершенно противоположному результату. Губернаторы, понимая, что сейчас их положение полностью зависит от прихоти самодержца начали жить по принципу «хватай всё что к полу не приколочено». Ну а их охвостью и командовать этого не надо было. Похоже, как управленцы, наиболее эффективны посаженные из Москвы сатрапы – Боос, Кожемяко, тот же хрестоматийный Абрамович. Москва, если что-то и контролирует в регионах (особенно удалённых) – так только через личные связи. Если же посаженный из центра сатрап или «око государево» перекупается одной из местных элит, остальные местные элиты его с удовольствием сжирают, и даже лапок не выплёвывают (пример – в Благовещенске-на Амуре). Так что «внизу», под московским зонтиком можно сказать о развитии неофеодализма.
Здесь же – о милиции.
Конечно, все нулевые на месте МВД вырастала преступная организация, плохо контролируемая (а то и вообще не контролируемая) властной элитой. Похоже, это сейчас просто воспринимается как данность всем населением. Да, к милиции идут, когда нужна защита. Но идут именно как к более сильному бандиту среди всех остальных, у которого, к тому же и оружие легальное. Власть как бы дистанцировалась от неё, сказав – «Нам – бабло с трубы, а вы щипайте остальных». Ещё занятно – тем моим знакомым в мелком бизнесе знакомство со средне- или высокопоставленным милиционером гарантирует неплохую конкурентную фору. При этом оно даже не стоит значительных денег – достаточно откупаться ништяками.
Демократия.
Сохранение личного богатства властной элиты за рубежом требует от неё следования некоторым демократическим процедурам макияжного характера (для того же зарубежа сугубо) – мэров продолжают выбирать, выбирают ещё что-то (к стыду своему даже не скажу что, но на заборах иногда появляются ещё какие-то рожи с лозгунами). К этому же «макияжу перед Западом» я отнесу и какой-то экологический выпендрёж.
Внешняя политика.
Очевидно, что российская и западная властные элиты заключили между собой соглашение – «вы у себя там творите что хотите, только без воплей – но к нам не лезьте; а мы у вас ваши деньги не отнимем. Ну и не ссыте в нашу сторону слишком далеко, иначе какие-нибудь ништяки приостановим». Дело в том, что политика путинской России при внимательном рассмотрении – гораздо более прозападная нежели ельцинской. Достаточно не обращать внимания на антизападную риторику внутри страны (а вне её она никого не ебёт, прошу прощения на грубом слове) и проанализировать динамику подписания международных соглашений и следования протоколам.
Наука.
Её нет, или не будет в ближайшие двадцать лет. До её конца я, скорее всего, как раз доживу. Интересно, что не далее как вчера одна очень умная женщина мне уверенно так сказала «науку кормить будут, ибо это вопрос национальной безопасности». Помилуйте, вопрос национальной безопасности отлично решают водородные заряды, созданные при Хрущёве, а в качестве средств доставки можно использовать несколько автобусов с таджиками, которые их в пору ветров с Востока прикатят на границу с Украиной. И все, включая западные державы, это отлично понимают.
В остальном достижения властной элиты – неплохие. За политику не сажают, хотя могли бы. (Пример с Ходорковским не в счёт – вот уж оборзел так оборзел. Это не политика, а самозащита. Ибо нех.).
Да, ещё. В действиях нынешней власти лично я вижу всего одну очевидно скверную вещь – это попытку выращивания какого-то псевдогитлерюгенда. Причём именно в этой попытке отчётливо видна и беспомощность этой власти – удалась она наполовину, поэтому эффекта это не дало никакого, но воздух попортило.
Продолжение следует