10 лет проекту ИТЭР

топ 100 блогов tnenergy21.11.2016 21 ноября 2006 года семью представителями стран-партнеров было подписано международное соглашение об учереждении проекта ИТЭР.. Хотя идея проекта родилась на 21 год раньше - в 1985, именно эту дату можно считать началом продвижения ИТЭР, как реальности.

10 лет проекту ИТЭР

Семь участников - это Евросоюз, Япония, Россия, США, Китай, Индия и Южная Корея. Путь к соглашению был очень непрост, на пути к нему успела отвалится Канада, выйти и снова войти в проект США, проект пережил полное перепроектирование в конце 90х годов с целью удешевления. Наконец, начало 2000х ознаменовалось политической борьбой за право расположить у себя площадку проекта (впрочем, кроме престижа и локального всплеска инвестиций, страна-хост должна вложить львиную долю ресурсов).

В 2006 году оптимистичные подписанты рассказывали, что ИТЭР можно будет запустить через 10 лет - в конце 2016.Однако первый эта детального проектирования уже к 2008 году показал, что рассчитывать лучше на 2019-2020. Запредельная сложность машины затем многократно будет приводить к сдвижке сроков и росту цены.

10 лет проекту ИТЭР
Май 2008 года. Начало выравнивания "платформы ИТЭР".

В 2010 году, после корчевания, копки, бурения, сверления и выравнивания начинается реальное строительство зданий - правда для начала вспомогательных: большого красивого офиса для персонала международного агенства ИТЭР и здания для намотки полоидальных катушек

10 лет проекту ИТЭР
Непросто найти строительство крошечного 250-метрового здания для намотки полоидальных катушек ИТЭР на отведенной проекту территории.

К 2010 году раздача слонов в виде соглашений о поставках оборудования ИТЭР странами-участниками начинает приводить к первым реальным результатам - прежде всего в области производства сверхпроводников для магнитной системы. Эти сверхпроводники к сегодняшнему дню являются первой и серьезной победой проекта - например производство Nb3Sn в 2006 году было около 15 тонн в год, а для ИТЭР его понадобилось больше 120 тонн (что заставило создать новые заводы). С тех пор производственная часть проекта будет только ускорятся и выглядеть здоровее строительной.

Впрочем, в 2011 году проблемы продолжаются. В конце года впечатленный фукусимской аварией атомнадзор Франции ASN пристанавливает строительство (больше чем на год) и заставляет пересчитывать и перепроектировать антисейсмический конструктив ИТЭР - слава богу обошлось без сноса уже построенного.

10 лет проекту ИТЭР
Январь 2012 года - фундаментная плита комплекса зданий токамака и антисейсмические колонны с резиновыми амортизаторами

Лишь весной 2013 года возобновляется активность по строительству второй (основной) фундаментной плиты здания токамака. Причем перепроектирование выбивает дух не только из ядерных зданий комплекса но и из всего проекта вообще - сроки сдачи скользят темпом "один год в год". Строители месяцами ожидают чертежей от команды интеграции, команда не может согласовать интерфейсы с национальными агенствами.

10 лет проекту ИТЭР

Помнится, где-то на рубеже 2013/2014 я, увидев примерно вот эту картинку, что выше, удивился - на мой взгляд почти ничего не изменилось за полтора или два года, что прошли с предыдущего посещения сайта iter.org. Именно тогда я решил разобраться, почему так долго и что они там строят...

Впрочем, в августе 2014 года в комплексе зданий токамака наконец закончили фундамент - после 3 лет мучений можно было надеятся, что стройка пойдет поживее. Но нет.

10 лет проекту ИТЭР

Например, ниже в кадре прогресс за 5 месяцев (сентябрь-февраль)

10 лет проекту ИТЭР
Новые краны, жалкая четверть одной стены здания предварительной сборки и 50 метров стены в яме. Однако именно 2015 год станет переломным, когда стройка резко ускорится, а поток производственных новостей станет таким большим, что перестанет влезать в мой блог.

В 2016 году стройка наконец наберет заданный темп, который планировался 10 лет назад. А главное, ИТЭР перестанет быть только строительством
10 лет проекту ИТЭР

В этом году на площадке ИТЭР начата сборка элементов реактора - криостата и зимой начнется намотка блинов "боевой" катушки PF5 (пока мотают квалификационные). В следующем году начнется активный монтаж оборудования, труб, кабелей и т.п. А в 2019, если все и дальше будет хорошо - начнется сборка самого токамака.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
ПЧЕЛА И МУХА Пчела летит на мёд. Её интересует только мёд и ничто больше. Муха тоже летит на мёд, но по дороге ей встречаются испражнения и она сворачивает к ним, и в итоге зарывается в них на всю жизнь. Один человек стремится к ...
Блинский блин. Хотела сварить борщ. Открыла мясо, а оно пахнет.
Этой штуке примерно 4 тысячи лет. Я обещал ответить на вопрос, что это такое... Некоторые граждане догадались - это дымарь пасечника для окуривания пчел дымом. Точнее, его часть, поскольку деревянные и кожаные детали (меха) по понятным причинам не сохранились. А мы сегодня посмотрим еще ...
Самолёт Ан-2 был разработан и построен в Новосибирске, когда КБ Антонова находилось здесь. Потом оно было «подарено» украине. Но память осталась ...
Как купить авто за 1,9 с доходом 300 Приветствую. Налоговая вызвала на комиссию по легализации полученных доходов 2015-2018 гг. и даче пояснений по факту приобретения в 2018 дорогостоящего имущества (автомобиль). Ссылаются на подпункт 4 пункт 1 статьи 31 НК. Подскажите, пожалуйста, ...