05.07 - Стивен Фрай, ЛЖЕЦ - отчёт
lit-club-il — 24.12.2024 У меня скопилось несколько задолженностей по отчётному периоду, попробую наверстать.Встречались 05/07/2024, в парке. Участников было немного, но встретились и пообщались с большим интересом. Тем более, что Кира принесла вкуснейшие блинчики - не английские, но тем хуже для англичан.
Были: Семён и Галя, Лариса , Женя Р, Кира, Жанна и Миша, Роза и я.
Конспекты, к сожалению, потерялись, поэтому публикую только то, что было прислано письменно. Остальные участники ещё могут прислать свои впечатления, я их с удовольствием добавлю в отчёт.
.
.
СЕМЁН: читать эту книгу мне не было интересно. Сюжет чрезвычайно запутан. Обилие интимных подробностей и упор на гомосексуализм – по-видимому попытка эпатажа. Глубоких философских размышлений в этом романе я тоже не нашел. Вероятно это сатира на какой-то слой британского общества, а может быть вообще не столько роман, сколько развернутый сценарий будущего фильма.
.
КИРА: "Лжец" - первый роман Стивена Фрая (1991 год), и он автобиографичен.
О чём же книжка? Об одарённом школьнике из английской частной школы-пансиона Андриане Хили, главным спасением от скуки которого становится ложь. Причём лжёт Адриан зачастую ради самой лжи, чтобы развлечься и привлечь к себе внимание. Нередко его ложь причиняет вред самому Хили, но иначе он уже не может. Он подделывает роман Диккенса, вызывая дикий ажиотаж в научных кругах и прилив инвестиций в родной колледж, он издаёт скандальную подпольную газету, оказывается замешан в шпионских играх, выдумывает погибшую в автокатастрофе мать, изводит своего одноклассника... Причём повествование разворачивается не в хронологическом порядке, а по степени изощрённости Андриана в искусстве лжи и серьезности последствий от его выдумок.
Поначалу Адриан был мне неприятен. Но так ли он плох на самом деле? Ведь врут все, и ложь окружающих зачастую диктуется намного более корыстными побуждениями, чем мотивы Хили. В конце концов Адриан и сам оказывается жертвой лжи.
Блестящая книжка. Прекрасный язык, увлекательный сюжет, утончённый цинизм и самоирония, и совершенно неожиданная концовка.
.
Мои впечатления: Очень неожиданный роман. Я вообще люблю английскую литературную традицию: и классическую, где все очень правильные и воспитанные и всё хорошо кончается, и современную, где хулиганский стёб непременно облечён в интеллигентную оболочку. Тут в принципе второй вариант, но с неожиданной трактовкой понятия любви. Фактически, для меня это некая фантастика (ну то есть то, что в моей жизни никогда не обсуждалось) , но при этом со всеми подробностями подростковых влюблённостей. Про нагромождение вранья тоже прекрасно, и тоже очень по-английски. Все врут всем и соревнуются, кто кого переврёт, так что в конце концов никому не приходится жаловаться. Прекрасно и очень изящно это всё обыграно. Конечно, если говорить о правдоподобии этих ситуаций, то эээ, ну это очень условно. Самый первый эпизод с убийством в музее и его финальное объяснение -- такое могло сработать в вакууме, где в принципе нет понятия "полицейское дознание", а в нашем мире - вряд ли. Но это не так важно :-)
Заодно прочитала ещё пару книг Фрая, тоже с удовольствием, но всё же "Лжец" самый лучший. В "Гиппопотаме" и особенно в "Как творить историю" всё же искажение реальности сильнее, чем я могу себе представить. А в "Теннисных мячиках"... всё это хорошо выстроено, но вызывает ужасную грусть. У этих ребят были все предпосылки прожить хорошую и обеспеченную жизнь, переживать из-за неразделённой любви или плохой погоды. А вместо этого - то, что у них получилось. И вся эта фигня про месть - она не радует и не даёт никакой сатисфакции. Если у тебя в детстве не было велосипеда, а к 60 годам ты купил себе "порш" -- то это никак не отменяет тот факт, что велосипеда всё-таки не было.
.
Следующая встреча - Хавьер Мариас, Белое сердце
|
</> |