Вот уже не в первый раз

топ 100 блогов kizune16.02.2014 Начинаю писать телегу. Пишу, пишу, одно рассуждение цепляется за другое, телега растёт, растёт... А потом внезапно зеваю: чего там писать элементарные (для меня) вещи - всё же и так ясно! Окно новой записи закрывается - и я опять не написала пост в ЖЖ.

Не, не быть мне властителем дум. Скучно.

ЗЫЖ: А, в этот раз чего-то окно не закрыла, могу даже и показать недописанный пост. Но вряд ли кому-то это интересно, если даже мне самой не.

ЗЫЖЖ: Нашёлся отважный человек, так что впихиваю недописку сюда под кат, чтобы не растягивать ленту добрым людям.

Я сегодня полвечера проговаривала вслух вещи, которые мне самой кажутся вполне банальными и простыми - и никак не могла понять: то ли собеседник мне банально льстит (но, гос-споди, нафига мне льстить?!), то ли эти вещи банальны только для меня самой, а для кого-то и впрямь могут стать открытием. Удивительно это всё, честное слово.
Беда в том, что банальные рассуждения невероятно затягивают: так бы вещала и вещала, ан и собеседник уже растворился в собственных пространствах, и свои дела поднакопились, а некая недоговорённость всё-таки саднит. Ну и ладно, зачем ещё человеку дневничок, как не для банальностей.

Савва Игнатьевич, безусловно, был не прав: живёт человек для радости. Возьми за шкирку любого представителя нашего вида и пообещай ему, что в его жизни будет всё, чего только душа пожелает: и деньги, и власть, и секс, и слава, и мытые тарелки, и чистая совесть - а вот радости не будет совсем, скривится представитель и спросит: "А нахрена тогда такая жизнь?"

Другое дело, что ничего никогда не передёргивали так охотно и повсеместно, как этот простой тезис. Следом за вынужденной (а куда деваться-то?!) констатацией факта, что человек живёт для радости, ему, человеку этому, тут же принимались объяснять, от чего именно человек обязан испытывать радость. И вот тут все проповедники всех времён были едины: от служения. Конкретный объект служения мог варьироваться: родители, бог, церковь, сеньор, владелец, партия, государство, общество - ну, и формы оное служение могло принимать разные, от ударного труда на чужое благо до отдачи собственной неповторимой жизни. Или хотя бы изрядного куска этой жизни, занимаемого всяческой неинтересной тебе фигнёй.

Но человек - скотинка вредная, он радоваться по указке не умеет даже в мелочах. Можно его, конечно, путём всяческих физических издевательств, типа голодовок, лишения сна и отдыха и прочих безобразий в сочетании с постоянной агитационной накачкой ввести в состояние истерики, принимаемое помрачённым разумом за радость, но тут своя засада: не умеет человек в состоянии истерики долго жить - он либо в себя приходит либо просто кончается физически. Слишком короткий срок эксплуатации.

И именно из-за этой вот невозможности научить человека радоваться тому, чему он должен радоваться ради чужой выгоды, и появилось само это разделение на радость и совесть. И стали называть совесть (в девичестве - служение) главным в жизни. А на радость уж что останется.

Тут ещё важно помнить, что совесть - это служение, в принципе, абсолютно не нужным тебе людям. Потому что служение нужным (не путать с полезными!) - это любовь, и приносит такое служение чистейшую радость (ровнёхонько до тех пор, пока остаётся искренним и добровольным, а люди - нужными, но это уже отдельная тема).

Совсем без совести, разумеется, не проживёшь - даже и для радости. Хотя бы потому, что человек - существо стайное или стадное, кому уж какой термин ближе, без достаточно большого коллектива с разделением функций ему жить крайне некомфортно (а большинство и вовсе в одиночку загнутся). А для того, чтобы у людей была физическая возможность жить рядом, им приходится соблюдать кое-какие правила. Ну, не стану я жить рядом с тем, кто может меня убить, присвоить моё имущество или изнасиловать, и никаких сдерживающих факторов у него нет. Я лучше в лес уйду: там волк может ещё и не съесть, как повезёт. А вот если есть правила, запрещающие причинять мне прямой ущерб, и наказание за их нарушение (а нарушители, увы, тоже находятся), то ну его - этот лес с волками, чего мне там мучиться? Просто же, правда?

И вот по-хорошему, вся совесть должна бы сводиться именно к исполнению правил, позволяющих жить рядом с другими людьми. НЕ только простых, но и достаточно сложных, как во взаимоотношениях с государством. Тот самый общественный договор, ага. Мы поступаем так, так и так и ждём, что за это с нами будут обращаться эдак, эдак и эдак. Ты - им, они - тебе. А с чужими людьми только так взаимоотношения и строятся. Есть, конечно, ещё такая неоднозначная тема, как благотворительность, но это в основном взаимоотношения не с другими людьми, а с самим собой через других, которые обеими руками за.

Беда очень многих общественных договоров в том, что в них расписано слишком уж много пунктов, вовсе не обязательных для совместного существования. К примеру, государство в лице своих представителей мечтает о том, чтобы граждане его любили, даже не осознавая полнейшую идиотичность такого желания. Ребят, вы умеете любить бюрократическую структуру? По мне, так это извращение похлеще сексуальной тяги к статуям! В этом смысле даже желание какого-нибудь местечкового кимирсена всенародной любви к нему лично куда более реально и воплотимо - кимирсен, какой ни есть, всё же живой человек, а значит, хоть кто-то его полюбить может (правда, опять-таки, не всякий, не всякий). Но любить - государство?! Извините. Его можно ценить, как хорошо работающую машину, (когда оно хорошо работающая машина), с ним можно мириться, как с погодой (или не мириться и пытаться изменить - разными способами). А любить - никак. Но что-то меня слегка в сторону понесло.

Казалось бы, прогресс человечества должен проявлять себя в числе прочего и в постоянном сокращении пунктов общественного договора, пока не останется там только то, что действительно необходимо для комфортного тесного проживания. Ушли же во многих странах из этого договора сословная одежда, принадлежность к одной и той же религиозной конфессии, наследование профессии одним из сыновей, брачные узы до смерти одного из супругов - да мало ли что ещё.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Дворик исторического здания в самом центре города. Розовый домик мрачноватого назначения Лично я в таком ракурсе этих мест не видел ни ...
Я росла в Ленинграде 80-тых. По вечерам мой папа включал шипящий и булькающий приемник для ритуального прослушивания "вражеских голосов". Я помню, когда мне было лет 5 или 6, я, посмотрев программу "Время", в которой показывали голодных африканских детей, радостно воскликнула: "Как же ...
Илья Репин, Манифестация 17 октября 1905 года, 1907. Гражданская война ...
Мне тут еще одну историю рассказали. Как порезали на металл вполне себе работающий завод, который принадлежал западному инвестору - немцам. Тоже приехали, собрали работающих, выставили их за ворота, а потом пошли работать резаками... Во благо. Только вот - кому? Ладно уж, чего жалеть т ...
...