Смерть Марата или Хорошая трава росла и в XVIII веке.
catherine_catty — 16.05.2011 Будучи в Тулузе, забежала в музей, где обнаружилась "Смерть Марата" Рока. Подумав, решила сделать небольшой пост. Тема-то была популярная, кто этого трибуна только не рисовал! Ну, конечно, самая известная картина - давидовская.Смерть Марата. 1793. Давид. Королевский музей изящных искусств. Брюссель.
Ну, об авторских копиях и вариантах я сейчас говорить не буду. Их столько понаделали, что сейчас каждый приличный музей изящных искусств в Европе имеет свою "Смерть Марата" à la David. Кому интересно - милости просим в хвост поста. Там я все найденные варианты выложила.
Шарлотта Корде, подающая письмо Марату 13 июля 1793 года. 1793. Неизвестный художник французской школы. Лувр.
Смерть Марата 13 июля 1793 года. 1794. Hauer. Ламбине.
Убийство Марата. Конец XVIII века. Л. Брион де Ла Тур. Ламбине.
Убийство Марата Шарлоттой Корде. 1793. Неизвестный художник фр. школы. Лувр.
Граверы не отставали от художников. Далеко не каждый гражданин мог позволить себе купить картину. Но эстампы продавались дешево, не удивительно, что они были очень популярны.
Смерть Марата. Нац. Библиотека Франции.
Смерть патриота Жана Поля Марата, члена Национального Конвента. Нац. Библиотека Франции.
Убийство Марата. XVIII в. Неизвестный художник. Карнавале.
Интересно, что по композиции следующий рисунок очень похож на этот. И поза Шарлотты, и собака, и человек с пикой, и карта на заднем плане. И при этом явно не копия. Оба художника рисовали по рассказам очевидцев?
Убийство Марата. Гравюра Берто по оригиналу Свебаш-Девонтена. Нац. Библиотека Франции.
Извините, немного обрезаны края, целиком в сканер не влезает.
Убийство Марата. Гравюра Оке. Нац. Библиотека Франции.
Убийство Марата. Неизв. художник. Эстамп. Нац. Библиотека Франции.
У художников, конечно, была разная степень мастерства и информированности. Большинство из них ни Марата, ни Корде в глаза не видели, так что особого портретного сходства ожидать не приходится. Композиция тоже варьировалась. Но хоть ванна на картине была и то слава богу. И авторы были вполне вменяемые люди. А сейчас показываю гравюру, которая прямо свидетельствует что с забористой травой и в XVIII веке все было в порядке.
Робеспьер, входящий в квартиру Марата. Гравюра неизвестный художника. Карнавале.
Извините, немного обрезаны края, целиком в сканер не влезает.
Дальше - тоже занятная вещица. Раньше я показывала картины и гравюры французские. И художники более-менее были в курсе дела. Но иностранцы тоже не сидели сложа руки. И то, что они с Маратом знакомы не были еще полбеды. Написано под картиной Марат - значит Марат. А что не похож ни полраза, то так художник увидел. Имеет полное право! Хуже было то, что зарубежные мастера никак не могли поверить в то, что джентльмен мог принимать даму, сидя в ванной. Это же на comme il faut! Похоже, особенно этим страдали авторы, работающие в Англии.
Смерть Марата. 1794. Гравюра Скьявонетти по рисунку Пеллегрини. Гравюра вышла в Англии. Нац. Библиотека Франции.
Смерть Марата. 1794. Гравюра Скьявонетти по рисунку Пеллегрини. Гравюра вышла в Англии. Нац. Библиотека Франции.
Вторая Жанна д`Арк или Убийство Марата Шарлоттой Корде из Кана в субботу 14 июля 1793 года. Гравюра Cruikshanka`а.
Интересно, что тут не только композиция не верна, но и дата: 14 июля вместо 13.
Немцы прикололись по-своему. Романтизм, сентиментализм, готические романы, страшные сказки... Трогательный скелет в правом углу видите?
Шарлотта Корде, убивающая якобинца Марата. Немецкий эстамп. Нац. Библиотека Франции.
Тема продолжала оставаться популярной и в XIX столетии.
Убийство Марата. Гравюра из книги Дюлора "Исторические эскизы основных событий Революции" (1823 г. издания)
Правда, лично мне кажется, что это еще гравюра XVIII века. Но следующие - точно XIX.
Гравюра из серии "55 сцен Революции, империи и Реставрации". XIX в. А.-Ф.-Э. Филиппо. Мальмезон.
Интересно, что "Революция" и "Реставрация" написаны с большой буквы, тогда как "империя" - с маленькой.
Шарлотта Корде. 1860. П. Ж. А. Бодри. Музей изящных искусств в Нанте.
Смерть Марата. 1865. Гр. Я.-А. Дюрель-Марка из книги Тьера.
Убийство Марата. 1880. Ж. Ж. Weerts. Музей искусства и промышленности Андре Дилижана в Рубе.
Смерть Марата. 1888. Ж. Рок. Музей августинов в Тулузе.
Даже за океаном, в Мексике, нарисовали Марата.
Смерть Марата. 1875. С. Ребуль.
А сейчас - в качестве бонуса для тех, кто добрался до конца - варианты давидовского полотна. Интересно, что картины, в принципе, один в один. А вот надписи на деревянной подставке различаются. А кое-где и вовсе отсутствуют.
Смерть Марата. 1793. Дж. Дж. Серанджелли по ор. Давида. Лувр.
Вспомним, что на оригинале было написано "Марату. Давид", а здесь - "Не сумев меня подкупить, они меня убили".
Убитый Марат. XVIII в. Мастерская Давида. Лувр.
Смерть Марата. Давид (возможно). Галерея Туркен (Париж).
Смерть Марата. Ок. 1793. Мастерская Давида. Музей изящных искусств в Реймсе.
Смерть Марата. Ок. 1793. Мастерская Давида. Музей изящных искусств в Дижоне.
Жан Поль Марат, убитый в ванне 13 июля 1793 года. XIX в. Ж.-М. Ланглуа по ор. Давида. Версаль.
P.S. Я не рассматривала варианты и коллажи XX и XXI века.
P.P.S. Картинки кликабельны.