Шарф Cipher
ru_knitting — 12.10.2010Вcё началось с того, что я решила вязать шапочку Habitat от любимого вяжущего мужчины Бруклина
Твида, а к ней шарф с каким-нибудь заковыристым араном. Связала
образец для шапки, параллельно роясь в закромах в поисках идеи для
шарфа. Мне приглянулся вот этот знаменитый узор, и я подобрала к
нему схему.
Чтобы проверить схему, а также прикинуть, как узор ляжет на нитки,
насколько подружится с Habitat и как это дело вообще выглядит в
реале, я связала образец. А там пошло-поехало, бабах - и уже
шапка отложена, а я сижу, вяжу длинный шарф, который впоследствии
обозвала Cipher (Сайфер).
1. Подробности. Ширина 16 см, длина 180 см. По
краям простой жгут, жемчужный узор и бисерная кромка (обе кромочные
провязаны лицевыми, нить обходит кромку). Узор довольно простой,
запоминается легко. Но опыт в вязании аранов нужен, особенно умение
обходиться без дополнительной спицы.
2. Ассоциации. Лирическое отступление, можно не
читать. Плетёные узоры прочно ассоциируются у
русскоязычных вязальщиц с Ирландией, конкретнее - с Аранскими
островами. Между тем, т.н. аранский
свитер был изобретён скорее всего только в XX столетии. Но даже
если предположить, что техника вязания переплетённых пасм
происходит из этого региона, мне кажется сильно натянутым называть
все современные плетёные орнаменты "аранами" или "ирландскими
узорами".
Орнамент из переплетённых лент встречается в искусстве многих стран
и народов. Помимо всем известных кельтских узоров, это орнаменты
викингов, русичей, византийцев, мавров, арабов, турков, индусов.
Переплетённые мотивы периодически встречаются в европейских
орнаментах Средневековья, Возрождения и барокко, хотя и не являются
в искусстве этих эпох доминирующим мотивом.
Да взять хотя бы узор, использованный в этом шарфе. Он не
слишком напоминает кельтский орнамент, который якобы лежит в
основе ирландского вязания. И вы меня убейте, но я не вижу в
этом мотиве ничего рыболовецкого, что позволило бы связать этот
cable pattern с "аранской традицией". Ни волн, ни сетей, ни
вспаханных полей, ни прочих символических мотивов, встречающихся
практически у всех народов со сходным образом жизни. Как мне
кажется, он гораздо ближе к арабскому и мавританскому орнаменту, по
крайней мере первая ассоциация была именно такой:
Отсюда и название Cipher. Это английское слово арабского
происхождения, в числе его значений - "шифр", "тайнопись",
"вензель".
Арабско-мавританская ассоциация возникла у меня в основном
благодаря сформированной лентами основной фигуре - ромбу со
скруглёнными боковыми сторонами и выпукло-вогнутыми линиями. Его
хорошо видно, если посмотреть на узор издалека расфокусированным
взглядом. Другие элементы - двойной ромб и вытянутая "рыбка"
подтвердили ассоциацию. Ещё один момент - в кельтском орнаменте
делается акцент на ритме переплетений, а в арабском - на
создаваемые лентами геометрические фируры.
Я к чему это всё веду - при создании схем новых плетёных узоров для
вязания не стоит вдохновляться исключительно кельтской
орнаментальной традицией, как это преимущественно происходит
сейчас. Если поискать вдохновение южнее и восточнее, можно найти
много неизбитых элементов, линий, переплетений, пропорций, ритмов,
способных породить византийские или, к примеру, индийские
"араны". Давайте не упираться исключительно в эту надуманную
"традицию", давайте искать новые интересные образы.
3. Пряжа. "Традиционные араны" ассоциируются с
несколько грубоватой, "деревенской" пряжей натурального белого,
серого или синего цвета. Используя более тонкие и мягкие пряжи,
другой колорит, меняя масштабность узоров и пластику полотна, мы
можем значительно расширить диапазон стилей и образов, создав
новые, современные араны - романтические, изысканные,
экстравагантные и т.д.
Но вот с узором для моего шарфа дело обстоит с точностью до
наоборот - он изначально создан для тонкой благородной пряжи,
ровной, упругой, с небольшим блеском, из натуральных волокон,
возможно, с включением шёлка. По меньшей мере это должна быть
качественная тонкая шерсть. Арабско-мавританские ассоциации
добавляют свои монетки на ту чашу весов, на которой лежит пряжа с
шёлком. Неплохо будет выглядеть этот мотив в пряже с небольшой
оттеночностью (нюансный меланж). Но вот попытка связать этот
орнамент из "аутентичной" рустикальной пряжи или из дешёвого акрила
приведёт к удручающему результату. Возникнет диссонанс между
образом, задаваемым нитками, и образом, диктуемым орнаментом.
Использованная мной пряжа "Меринго" (меринос/акрил 70/30, 150 м -
50 г) с натяжкой соответствует озвученным требованиям. Визуально ей
слегка не хватает блеска, и она слишком волосатая. Ну, и пользуясь
случаем, передаю большой привет и лучи небольшого, но
неприятного насморка сотрудникам фирмы "Камтекс" за узелки и
непропряды в каждом мотке. Использовано 200 г пряжи, спицы номер
2.
P.S. Обещанная схемка:
P.P.S. А шапку теперь придётся изобретать специально к этому шарфу.
Habitat сюда таки не вписывается, но я его всё равно свяжу - из
другой пряжи, и не себе, так хотя бы ребёнку. Уж очень он мне
нравится.
|
</> |
Вы как-то избежали этой проблемы? Поделитесь, пожалуйста.