Магнитогорский обыватель у Христа на ёлке

топ 100 блогов pagerok10.01.2014 Магнитогорский обыватель у Христа на ёлке danila_k85 написал отличный пост о том, как ходил вместе со мной встречать Рождество в храме Вознесения Господня. На мой взгляд, это одна из лучших его публикаций за последний год. Человек он достаточно верующий, от того и читается его "У Христа на ёлке" несколько непривычно - свободная форма повествования как-то наводит на мысль, что автор, мягко говоря, троллит. И затроллеными в результате оказываются все, кто хоть немного причастен был к этому празднику, в том числе и я.
Магнитогорский обыватель у Христа на ёлке
"Иисус клевый. Он всегда был на стиле, бородатый, длинные волосы, гонял в сандалях и халате, умел травить анекдоты так, что потом за ним шли целые толпы, куда он только скажет, на каждом изображении он кидает моднейшие распальцовки и вообще выглядит круто даже по нынешним меркам. Он тусовался по всему Израилю от одной вписки к другой, троллил фарисеев до того, как это стало мейнстримом, напоил свадьбу, обратив воду в винище, накормил рыбными сэндвичами публику, пришедшую послушать его стенд-ап, а про то, что нам теперь списан первородный грех, благодаря подвигу этого парня – я вообще молчу, это вне всяких обсуждений круто! Я каждый год праздную день рождения Иисуса, но в этот раз я решил пойти домой с визитом к моему кумиру, а именно – в Храм Вознесения Господня.

Рождество – отличная дата в череде посленовогодних каникул. Под благочестивым предлогом святого праздника у меня появился повод отдохнуть от пьянства, обжорства и прочих невоздержанностей (подумать только, я ищу предлог, чтоб не пьянствовать!).

В праздничном забытьи, я упустил момент, когда Московец благовествовал мне через ВКонтакт о том, что пойдет фотографировать Рождественское богослужение и возьмет меня с собой, но помню, что идея мне сразу понравилась. Мне ни разу не довелось побывать в Храме Вознесения, а пробел восполнить хотелось давно. Я хоть и верующий, но о том, что происходит внутри церкви не имею ни малейшего понятия. Что, вот так вот я запросто приду в церковь? А дальше? Что там делать? Куда вставать? Куда идти? Обязательно свечек надо купить или не надо? Как одеваться, как себя вести и прочее, прочее… Вон три девицы два года назад тоже не так оделись, не так себя повели, не то спели и только под новый год из тюрьмы вышли – вдруг я тоже чего не то сделаю и упекут меня! На рождественское же богослужение в Храм ломанется уйма народу, а я как-нибудь затеряюсь среди прихожан и не буду отсвечивать.

И вот, посреди ночи мы с Ильей двинули в сторону Храма, как два диких языческих волхва, чтобы познакомится с Царем Царей. Даров у нас не было – весь ладан и смирну я в праздники уговорил, а золота у нас отродясь не водилось. Чем ближе мы подходили к Храму, тем злее становился мороз. У ворот было припарковано несколько бобиков, пожарная машина, «скорая» и чей-то прикованный к стальным прутьям велосипед. Менты и дпс-ники в светоотражающих жилетках индевели на морозе и устало смотрели из амбразур поднятых воротников. Рядом с ними и во дворе Храма прохаживались снегобородые казаки в длинных тулупах. Тут же осторожно мялись, пытавшиеся закосить под юродивых, бичи. Они вполголоса, чтобы не слышали полицейские, спрашивали копеечку, но люди скорым шагом шли в храм, упорно не замечая попрошаек. Один такой спросил у меня пять рублей рядом с ледяным вертепом, сооруженном во дворе Храма.
-Дай… пять рублей, - говорит, - мне пожертвовать хочется, а это самое… нету, - Я заметил, что люди зачем-то складывают у вертепной композиции свечки. Свечек у моего просителя был целый ворох, видимо никто не давал замерзшему горемыке денег – все откупались свечками. Я хоть и жалостлив ко всякой твари, будь то бездомный котик, дворняжка или алкаш, но денег тоже не дал. Свечек, сам понимаешь, читатель, у меня с собой не было.

Каждый храм – это своего рода модель вселенной. Наверное, потому так очковал я входить в Вознесенский храм – куда уж мне, придурку, представать перед лицом целой вселенной! Только вдумайся, представь на секунду, читатель, что вся огромная вселенная, - земля, небо, звезды и Господь Бог, который все это соорудил, - вдруг обращают свой взор на тебя, ты как бы становишься центром внимания этой бесконечности, которую ни взглядом, ни даже разумом объять невозможно!

Во вселенной было довольно душно и специфически, по-церковному пахло, когда мы вошли. Народ войдя, шел кто в левую сторону собора, кто в правую – принцип, по которому они выбирали куда идти, для меня так и остался загадкой. Пойдя в любую из сторон прихожане все равно увязали в плотной толпе, над которой, как золотая лампочка, возвышалась митра епископа Иннокентия. Люди, преимущественно скверно-пахнущие старики, толкались, норовя протиснуться к кануннику и воткнуть в него свечку.

Зато воткнув свечку, они успокаивались, словно поставившийся наркоман и лица их делались сосредоточены, задумчивы и даже как-то благообразны. Всматриваясь исподтишка в лица людей (пялится в открытую на людей которые молятся, мне кажется неприличным – это, по-моему дело в высшей степени интимное) я отмечал про себя, что лица, которые бы на улице я счел угрюмыми, неприятными, серыми, преображались. Я не очень-то долюбливаю людей, я бы их с удовольствием бил по физиономиям, будь я посмелее, но глядя на физиономии молящихся, такого желания у меня не возникало. Вот мужик с длиннючей бородой, которого бы на улице я наверняка счел психом, крестится и вполголоса подпевает хору. Преобразилась и старуха рядом, о которой бы я на первый взгляд сказал, что она из тех, кто лается в трамвае с кондукторами из-за пяти копеек. Типичное быдло с комбината здесь не вызывало отвращения. Девицы, которых я, скорее всего, походя обозвал бы шлюхами, крестились и в платках уже выглядели чуть ли не образцами благочестия. Были, конечно, и какие-то хихикающие подростки, которых сюда силком притащили родители, были и постоянные шибко умные старушенции, ворчащие на лавке у входа точно также, как они сидят у подъезда (похоже, у них какая-то тут своя тусовка, потому что уж очень живо они обсуждали публику), но в целом собравшиеся в храме люди были мне неожиданно симпатичны.

Илюху поглотила толпа. Над головами молящихся то и дело выныривала его рука с фотоаппаратом. Я попытался протиснутся за ним, но люди плотно сомкнулись и не реагировали на мои «позвольте…», «можно я…», «извините…». Попытавшись протиснуться обратно к выходу, чтобы вдохнуть свежего воздуха (от горячего запаха свечей начинало подташнивать) я оказался в аналогичной ситуации – люди закупорили выход и прижали меня к спине какой-то девушки. Очень даже миловидной, как отметил я про себя позже… Люди прижали меня прямо к ней. Я усиленно старался не думать о ее ягодицах, плотно придавленных к моему паху. «Надеюсь, она не молится за упокой или делает еще что-нибудь такое сокровенное» - думал я про себя, обливаясь потом не то от духоты, не то от черт знает чего. Ох, Иисус, тебе было легко устоять перед искушением в пустыне, ты – Сын Божий, а представляешь, каково мне было сдерживать эрекцию? Мне – самому простому из смертных! Дьявол в пустыне искушал тебя какими-то глупостями – хлебом, какими-то царствами и предлагал сигануть с крыши, а у меня тут очаровательная юная девушка, да и физиология – куда ж от нее денешься! Там же не разум работает. Эрекция в храме, интересно, это грех или нет? В любом случае, даже если это и грех, его не случилось - Илюха появился во время. Тощий, как бритва он разрезал толпу и я, зацепившись за него ушел от своего искушения.

Если продолжать тему архитектурного символизма храма, то нам с Ильей было дано благословение снимать не только в храмовой части собора, но и подняться на клирос, где находился хор. То есть, это, конечно не рай, но своего рода преисподняя – точно. В преисподней висел пожарный гидрант, на вешалке громоздились пуховики и куртки певчих-ангелов, и было так свежо и прохладно, что мне сразу захотелось курить. По узкому лестничному пролету мы поднялись к певчим и здесь, сверху, собор выглядел еще величественней. Царящий внизу хаос обретал некую упорядоченность, мельтешение людей, казавшееся мне там внизу толкотней здесь делалось объяснимым, видно было, что люди движутся своеобразными потоками от одной иконы к другой, ставят свечи. Сама служба у алтаря хоть и оставалась для меня набором непонятных пассов, но все равно завораживала. Все это движение внизу происходило в золотых отсветах свечей, под ангельский хор, а с навершия иконостаса на нас всех, ничтожных, взирал распятый именинник Иисус.

Мне в тот вдохновенный момент подумалось, что если бы главным праздником в году для людей было рождество, а не Новый год, то может и в нашей культуре дела бы шли получше. Не подумайте чего, я не за то, чтобы сейчас же из всех динамиков начало играть радио «Радонеж», а нас всех штыками и дубинками загоняли в храмы, нарождающиеся на каждом углу, как красно-белые магазины. Именно инициатива, чтобы шла от людей. Чтобы им хотелось прийти в храм и стать частью вот этой вот красоты –эстетически это куда прекраснее, чем тот кал, который массово льется на нас в Новый год.

Я смотрю на шабаш юриев гальцевых, нагиевых, стасов михайловых и прочих чертей по Первому каналу, и мне стыдно за мой народ, который сейчас пожирает это вместе с оливье и крабовым салатом, запивая кислым шампанским и водкой. Или вот сейчас я смотрю на рождественскую службу в храме и мне кажется, что не так уж ужасны люди, если хотя бы раз в год они идут сюда. Западная культура на основе Рождества, а в том числе и на основе Божественной литургии создала уймищу произведений, как классической, так и современной поп- культуры. Даже посмотрите тех же Гриффинов с Симпсонами – без знания Евангелия и библии вам половина шуток будет непонятна (это если брать уж совсем популярную культуру), да и много чего еще в культуре было вдохновлено церковью. Даже большевики, упразднившие празднование Рождества и заменившие его празднованием Нового года, не смогли не взять его основные символические атрибуты – елку и звезду на ее вершине. Повторюсь, я не из тех, кто думает, будто в православии и духовных скрепах спасение России, но мы явно оскудеем душой, если будем отвергать это в своей культуре.
P.S. Вдоволь наснимавшись и насмотревшись мы с Илюхой двинули свои стопы домой, мимо ментов, побирушек по опустевшей улице Завенягина. Порядком замерзнув, я предложил зайти в «Чай Таун», где два гопника с дамами сосали пиво из пластиковых кубков. Я попросил у недружелюбной продавщицы 50 граммов коньяку и дольку лимона. В ту ночь это было моим причастием. Не знаю свершилось ли таинство евхаристии, воссоединился ли я тогда с Иисусом, но коньяк по 45 рублей – это вполне по-божески."

Мой фоторепортаж на эту же тему можно посмотреть здесь

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Почему писать — это так сложно?  Я постоянно задаю себе подобные вопросы и никогда не нахожу ответа. Обычно вдохновение приходит в самый неподходящий момент. Сейчас он настал. В эти дождливые, ветряные дни.  Дорогой читатель, прибывая в Европе ты просто не можешь пропустить ...
Сборная России по хоккею в матче группового раунда Молодёжного чемпионата мира разгромила команду Канады со счётом 6:0. Однако радость от победы "смазал" капитан канадской сборной, не сняв свой шлем во время исполнения российского гимна. Это вызвало недовольство наших ребят. На ...
Вчера мне в ВК написала девочка, которая тут меня читает, и откомментила пару старых моих фоток))  А я их так давно не видела, что сидела час пересматривала все старые альбомы))  И вот наткнулась на фотки с ретро вечеринки подружки)) Помню было ...
Почитал тут немного журнал свидомого Бориса. Баттхерта. В одном из псто , Борис задался вопросом о памятнике Русскому миру. И как бы он мог выглядеть, если его вдруг решат воздвигнуть. Память у украинствующих очень короткая, поэтому прийдется напомнить, что памятники Русскому миру уже дав ...
Соратник Порошенко подсчитал «убытки» раскольников Филарета от деятельности на Украине канонической УПЦ Соратник Петра Порошенко, нардеп от БПП Вадим Денисенко подсчитал «убыток» Украины от существования в ней канонической Украинской Православной Церкви. По выкладкам нардепа, УПЦ МП ...