Права человека и позиция В. Зорькина
Сообщество "Юридическая наука" — 22.02.2011 — Закон Теги: Собчак29 октября 2010 г. «Российская газета» опубликовала статью Председателя Конституционного Суда (КС) России В. Зорькина «Предел уступчивости». В ней утверждается право КС блокировать исполнение государством постановления Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ).
«Государства-участники подчеркивают, что вопросы, касающиеся прав человека, основных свобод, демократии и верховенства закона, носят международный характер. Они категорически и окончательно заявляют, что обязательства, принятые ими в области человеческого измерения ОБСЕ, не относятся к числу исключительно внутренних дел соответствующего государства».
Статус В. Зорькина даёт основание полагать, что он транслирует позицию высшего уровня руководства страны.
В статье В. Зорькин заявляет свою позицию: «Действий, которые ломают культурный, нравственный, религиозный код..., то таких "дирижеров" надо поправлять. Иногда самым решительным образом».
В качестве «дирижёра» в статье выступает международный правовой институт ЕСПЧ.
Ссылается на прецедент. «Федеральный конституционный суд Германии (ФКС), рассмотрев конституционную жалобу заявителя Гёргюлю, поданную уже после вынесения постановления ЕСПЧ, сформулировал необычно жесткую позицию в отношении мотивировки, юридической силы и исполнения в Германии постановлений ЕСПЧ.
Основной закон имеет целью интеграцию Германии в правовое сообщество мирных свободных государств, но он не предусматривает отказа от суверенитета, закрепленного в германской Конституции».
Делает вывод: «Как профессиональный юрист и как председатель Конституционного суда считаю, что России надо опираться на этот германский прецедент. Россия вправе выработать защитный механизм от таких решений.
Пределом нашей уступчивости является защита нашего суверенитета, наших национальных институтов и наших национальных интересов. К этому обязывает наша Конституция».
По В. Зорькину источником санкции права КС на освобождение государства от международных обязательств является культурный, нравственный и религиозный код России, выступающий источником национальных интересов. Но коды России это и опричнина Ивана Грозного, повторённый Сталиным, это культурный, нравственный (нравы) и религиозный код социального хищничества и мародёрства крепостничества, воспроизведённый современным симбиозом власти и капитала.
Государство от имени общей воли избирателей приняло на себя международное обязательство впредь не воспроизводить подобные коды России. Позиция В. Зорькина обозначает угрозу использования КС для нового их воплощения, в ней происходит подмена источников суверенитета. По преамбуле Конституции источником суверенитета Конституции выступает многонациональный народ России, по преамбуле Конституции Германии её источником выступает немецкий народ.
Германия. «Сознавая свою ответственность перед Богом и людьми, воодушевленный стремлением в качестве равноправного члена идущей по пути объединения Европы служить всеобщему миру немецкий народ, исходя из своей конституирующей власти, принял настоящий Основной закон».
Источником национального суверенитета немецкого народ является его этнический генетический материал. Через Конституцию он делегировал часть своих национальных прав процессу объединения Европы. Это и является источником прецедента конфликта между национальным институтом ФКС и наднациональным институтом ЕСПЧ.
Преамбула Конституции РФ: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённые общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, осознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации».
Не существует генетического маркера многонационального народа, нет понятия национальные интересы многонационального народа. Генетически многонациональный народ такая же виртуальная реальность, как и многонациональный европейский народ. КС поставлен не на защиту национального или государственного суверенитета, а на защите суверенитета права.
Психические стереотипы и менталитеты преамбулы Конституции относятся к филогенетическому опыту исторических поколений, включают и осознание себя частью мирового сообщества. По доминирующему религиозному сознанию – частью христианской цивилизации.
Сравнение преамбул Конституций Германии и России отражает их принадлежность к различным типам христианской цивилизации. Между КС и ЕСПЧ возможен конфликт как между правовыми институтами различных типов цивилизации.
В 2002 году мною была произведена регистрация авторских прав в отношении генетических конструкций обществ России и Западной Европы и США. Она ввела в юридический оборот аксиому естественного права:
- как генетическая природа человека является источником суверенитета человека, так и генетическая природа общества является источником суверенитета общества.
Позитивные исторические Коды России как типа христианской цивилизации являются источником филогенетических свойств уникальности, устойчивости и заданности на развитие общества России. Они несут естественное право общества России на суверенитет и на принцип максимум жизни.
Аксиома утверждает, если восстановление прав человека, нарушенных со стороны государства, затрагивает права суверенитета общества, то в силу Конституции КС должно обозначить предел допустимости нарушения прав общества.
Не культурный, нравственный и религиозный код выступает источником Конституционных прав КС, а естественное право суверенитета общества на защиту своих ресурсов качества жизни, в том числе от конфликта суверенитетов человека и государства.
КС не останавливает действие постановления ЕСПЧ, но на основе Конституции оно может его изменять в ту или иную сторону исходя из прав суверенитета общества.
Статья В. Зорькина ещё раз подтвердила наличия в культуре правового мышления высшего уровня руководства России юридического дефекта, получившего название «дефекта Собчака».
В работе Гегеля «Философия права» естественное право выступает в качестве объективной действительности. Если норма позитивного права противоречит естественному праву, то она становится неправом, а объективность естественного
права создаёт в среде общественных отношений нишу приоритета права над неправом. Этот эффект естественного права обозначен как «Код Гегеля».
Первый мэр С-Петербурга Собчак воплощал иную концепцию естественного права, изложенную Новгородцевым в работе «Вступление в философию права». В качестве источника естественного права она утверждает культы-традиции с сильной субъективной составляющей. Воплощение в правой практике идеи придавать культу-традиции значение источника естественного права получило название «дефекта Собчака».
С «дефектом Собчака» ранее столкнулся в своей судебной практике.
Участники строительства в городе жилья для военнослужащих заключили со мной лицензионный договор на освоение строительством моей экономической модели. После начала её освоения губернатор внедрил в строительный рынок коррупционную схему: областным законом перевёл право на выделение участков земли в города к своей администрации, но не издал регламентирующих документов о его применении чиновниками. Под своим руководством создал комиссию, которая и применяла его по своему усмотрению, зачастую придавая его действию обратную силу. Токая ситуация насторожила инвестора строительства – Управление минобороны России, деньги были из бюджета национального проекта. Губернатор на просьбу Управления не ликвидировал административные риски, и строительство было сорвано.
Явный умышленный срыв строительства нарушил мои права на свободу реализации интеллектуальной собственности и на авторское вознаграждение. Убедительность документов дали основание подать иск в суд на возмещение губернатором убытка.
Суд первой инстанции отказал в требованиях к губернатору, в том числе и по основанию, что губернатор не сторона лицензионного договора.
При подготовке кассации обратил внимание на факт - судья и губернатор по доверенности Президента России являются связанными лицами. Судей с другой доверенностью нет, что лишило меня права на справедливую судебную защиту. Лишён, в том числе, постановлением КС о признании законности процедуры назначения губернатора.
Культ-традиция в его понимании преамбулой Конституции может нести отрицательный культурный, этический и религиозный код. По гражданскому праву – соглашение противное основам нравственности, ничтожно.
Преамбула Конституции относится к неопределённому кругу лиц, норма гражданского права к конкретной ситуации. По смыслу этот разрыв закрывается присягами мэра, губернатора, Президента, следователя, прокурора, судьи. Массовое нарушение ими присяги привело к разгулу коррупции и социального хищничества.
Для борьбы с коррупцией и хищничеством КС должен закрыть этот разрыв признанием за преамбулой Конституцией роли источника нравственного суверенитета общества, признать за гражданином конституционное право обращаться в суд за защитой нравственных основ общества, данных в преамбуле Конституции.
В моей практике гражданские суды неоднократно признавали последствие моего авторского права на генетическую конструкцию общества – исключительное имущественное права на исполнение роли субъекта суверенитета общества.
Подтверждение КС этого права вводит принцип паритета суверенитетов человека, государства и общества в различные юридические ситуации, он позволяет ограничить риски использования международного правового института в политических целях.