О Коловрате. Фильм, за который не стыдно.
zina_korzina — 08.12.2017Увы, единодушия — нет. Зрители тут же разделились на два непримиримых лагеря, что, кстати, очень хорошо — полемика рождает истину, а если фильм горячо обсуждают, стало быть в нём - что-то есть. Так, поборники аутентичности узрели крупное блюдо с варёной с картошкой и цилиндрические свечи, изобретённые на рубеже XIV и XV веков. Потом - зациклились на реплике эпизодической героини: «Каратели возвращаются!» При ближайшем рассмотрении картофель оказался репой, а что касается осветительных приборов, то пусть коптит, что угодно — фильм не об истории свечных заводиков. Безусловно, термин «каратели» прозвучал чересчур современно, ...а кольчужки - «не те» и дамские уборы — витиевато- шикарные (не как в жизни). Только это ли — главное? Начисто лишённый «подлинного» антуража, фильм «Александр Невский» значит для русского и советского патриотизма гораздо больше, чем десяток выверенных и при том — картонных поделок. Можно воссоздать «правильные» мечи, стремена, ...танки и получить на выходе уныло-тошнотворное зрелище, которое ничему не учит. А потому — ни для чего не нужно.
Разве, что для отчётности: вот, создали про войну, освоили бюджетец. Жаждете созерцать аутентичную дерюгу и такие же бархаты? Идите в исторический музей. Ройтесь в архиве. Читайте опусы таких же любителей заклёпок, плошек и подвесок. «Легенда о Коловрате» - прекрасный образец патриотического кинематографа, столь редкого в наши дни. Хочется, как в том анекдоте, спросить: «Вам — шашечки или ехать?» Если вам шашечки — тогда идите на сайт реконструкторов. К тому же, в самом названии - «легенда», а вовсе не «сценки из бытовой жизни». У каждого народа есть свой исторический эпос — о героях и битвах, о неземной, вечной любви и — разумеется, любви к Родине. Это должно подаваться благолепно и ярко. Через мощные, светоносные образы. Можно, конечно, всех обрядить в грязноватые онучи, дать в руки что-нибудь ржавое и — казать крупным планом всю заунывную скудость Средних веков. Да, что мы точно знаем о XIII столетии?
Далее критики высмеяли манерного Бату-хана, показавшегося им не то японской гейшей, не то — занятным трансвеститом из тайского борделя. Наиболее тупые и агрессивные выдвинули модно-обывательскую версию о монголах-гомосексуалистах, на что якобы намекнули авторы (это уже стало психическим заболеванием — искать «голубую Луну» в любом проявлении). Спецам по части исторического реализма надо бы знать, что у ордынской знати была в чести китайская мода — на тот момент изысканная и рафинированная. Китай - для Дальнего Востока — такой же центр вселенной, как Царьград — для европейца. Батый изображён, как носитель той популярной традиции — в шёлковом одеянии с драконами, в статусном боевом раскрасе и с китайской «петлей» из длинных волос. Актёр Александр Цой великолепен в этой непростой и — знаковой роли, поэтому те, кто сравнивают его героя с Ксерксом из голливудских «300 спартанцев», попросту не видели весь фильм, ограничившись трейлером да парой визгливых статеек...
|
</> |