МИКРОКЛИМАТ В ТАНКЕ НА МАРШЕ
andrei_bt — 27.08.2017 Любопытный материал на все еще актуальную тему.Все замечают, что даже в ходе боев в различных точках мира советские и постсоветские танки в основном применяют с открытыми люками.
Даже на всевозможных показухах как биатлон и прочее.
Про одну из причин в статье из ВБТТ №2 за 1984.
С. М. ПЕРЕГОНЦЕВ, А. К. ЩЕДРИН
С целью изучения микроклимата в современных танках были проведены восемь 10-часовых маршей в режиме «По-боевому» в летних условиях средней полосы страны в дневное и ночное время. Исследования проводились на двух танках: Т-72
(№ 1) и Т-80 (№2). Определение показателей внутри и снаружи танков проводилось стандартными методами [1]. Показания приборов считывались водителем в отделении управления и наводчиком — в боевом отделении во время кратковременных остановок. Проводились измерения температуры тела и интенсивности потовыделения, а также расчеты средневзвешенной температуры I кожи и средневзвешенного теплового потока Ф от танкистов [1].
Субъективное тепловое состояние людей учитывалось по 7-балльной шкале: 1—очень холодно, 2 — холодно, 3 — прохладно, 4—комфортно, 5— тепло, 6—жарко, 7 — очень жарко.
Температура окружающей среды изменялась в течение суток от 13 до 24°С, составляя в среднем 19,4°С. Интенсивность суммарной солнечной радиации примерно равнялась 820 кал/(см2-мин). Скорость ветра была днем 0,1—0,9, ночью — 0,18— 0,8 м/с, а относительная влажность составляла в среднем за марш 75—78 %.
В этих условиях температура воздуха в отделении управления была 28,7 днем и 28,1 °С ночью; в боевом отделении соответственно 30,7 и 28,8 °С. Температура внутри машины на 8,7—11,3 °С превышала наружную.
Высокий уровень абсолютной влажности в танке обусловлен тем, что испаряющаяся влага с дыхательных путей и с поверхности кожи задерживается в машине. При этом образуются застойные зоны из-за низкой подвижности воздуха, поэтому тяжелый воздух, насыщенный влагой, скапливается в нижней части обитаемых отделений. Использование индивидуальных вентиляторов не снижает уровня абсолютной влажности, а лишь способствует равномерному ее распределению внутри танка.
В равных метеорологических условиях температура в танке № 1 была на 0,4—4,6 °С выше, чем в танке № 2. Уровни абсолютной влажности в обеих машинах были примерно одинаковыми. Температура тела водителей в ходе маршей поднималась до 37,8, у командира и наводчика — до37,9 °С, что свидетельствует о перегревании организма. Однако недопустимо высокой температуры тела (38,5 °С) не отмечалось, поэтому экипажи смогли выполнять работу в течение 10 ч. Теплопотери сухим способом (конвекция и радиация) у водителей составляли днем 40,0; ночью 26,8 Вт/м2. Уменьшение теплоотдачи сухими путями сопровождалось подъемом средневзвешенной температуры кожи. Если в комфортных условиях t=33 °С, то в наших исследованиях она была на 2°С выше. По-видимому, микроклимат в танке неблагоприятен для теплоотдачи сухим способом, при этом подключаются механизмы. потовыделения. За счет этих механизмов и обеспечивалось поддержание теплового равновесия организма танкистов с рабочей средой.
Теплопотери испарением у водителей на 8,6, а у остальных танкистов на 11,8 Вт/м2 превышали физиологический оптимум, о чем свидетельствуют и теплоощущения, выраженные в баллах. Результаты исследований показали, что поддержание нормальной [2] температуры воздуха в обоих танках за счет существующей системы вентиляции при температуре наружного воздуха 20 °С затруднительно. Уровни относительной влажности воздуха в обитаемых отделениях танков соответствовали МТТ СВ—81. Повышенные уровни абсолютной влажности воздуха указывают на недостаточную проветриваемость машин.
Вывод
Летние марши танков в режиме «По-боевому» показали напряженное тепловое состояние экипажей. Одним из эффективных путей улучшения микроклимата в танках может явиться оборудование их кондиционерами воздуха.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Методы оценки обитаемости
военно-технических объектов.— М.: Воениздат, 1977.
- Медико-технические требования к
обитаемости подвижных наземных объектов вооружения и военной
техники Сухопутных войск (МТТ СВ—81). — М.: Воениздат,
1983.
Поступила в редакцию 16.11.83.
|
</> |