рейтинг блогов

Мезмайские хроники. Часть третья - заключительная.

топ 100 блогов krasnodar10.11.2010Разное Мезмайские хроники. Часть третья - заключительная.

Как вы помните, в первой своей хронике про Мезмай, я рассказывал о скале Ленина и Орлиной полочке, во второй хронике речь шла о Гуамском ущелье. Сегодня представляю вашему вниманию третью, заключительную хронику о Гуамско-Мезмайской узкоколейке.
В 1980-е годы произошло сильное наводнение, в результате которого участок узкоколейной дороги Самурская — Гуамка был частично разрушен. И это привело к нестандартному результату — на карте России появилась новая узкоколейная железная дорога! Участок Гуамка — Мезмай, который когда-то был одним из перегонов восточной магистрали, лишившись соединения с «внешней» линией, сейчас представляет собой отдельную, полностью автономную железную дорогу.

Мезмайские хроники. Часть третья - заключительная.

Тем не менее, посёлок Мезмай не мог оставаться без железнодорожной связи с внешним миром. На автомобиле в Мезмай можно попасть лишь по узкой, труднопроезжей и опасной горной дороге. Автомобильное движение по ней нежелательно, данная дорога не рассматривается как полноценное средство сообщения с этим горным посёлком и соседней с ним станицей Темнолесская. Поэтому на участке Гуамка — Мезмай было сохранено движение поездов.

Мезмайские хроники. Часть третья - заключительная.

Поселок Гуамка имеет качественную автодорогу и автобусное сообщение с городом Апшеронск. Приезжая сюда на автобусе, желающие попасть в Мезмай пассажиры стали пересаживаться в поезд узкоколейной железной дороги. Протяженность железной дороги от Гуамки до Мезмая — 8 километров, линия проходит в основном по живописному ущелью, вдоль реки Курджипс.

Мезмайские хроники. Часть третья - заключительная.

По имеющимся данным, на протяжении 1990-х годов здесь, как и на Апшеронской узкоколейной железной дороге, работали тепловозы-автомотрисы ТУ8П. По состоянию на лето 1999 года, в расписании значилось две пары поездов в сутки, сообщением Гуамка — Мезмай 07:30 — 08:00, 19:00-19:30, Мезмай — Гуамка 10:00 — 10:30, 21:00 — 21:30.


Мезмайские хроники. Часть третья - заключительная.
Тепловоз ТУ8П. Автор: Romen P. | Фото сделано VII.2003

В 2002 году линия была сильно повреждена наводнением. Один из тепловозов упал в реку Курджипс ( я его к сожаление не сфотографировал), поднимать его никто не стал. До сих пор на пути стремительного бурлящего потока лежит этот печальный памятник.

Мезмайские хроники. Часть третья - заключительная.
Фото Сергея Дружинина.

Остальной подвижной состав вскоре оказался сожжён и выведен из строя. Посёлок Мезмай остался без нормальной связи с внешним миром. Его жители стали ходить в Гуамку пешком по недействующей узкоколейной железной дороге.


Мезмайские хроники. Часть третья - заключительная.

После многочисленных и некоторое время безуспешных попыток «достучаться» до региональной власти, наконец было принято решение о востановлении узкоколейной железной дороги Гуамка — Мезмай. Всю первую половину 2003 года продолжались восстановительные работы.

Мезмайские хроники. Часть третья - заключительная.

Восстанавливать железнодорожное полотно начали через месяц после наводнения. Работы вели весь световой день в любую погоду. Длина новой дороги — три с половиной километра. Но прежде, чем уложить рельсы и шпалы, здесь восстановили размытый берег реки. Железобетонные ограждения, по словам специалистов, впредь должны уберечь Гуамское ущелье от повреждений. Стоимость всех ремонтных работ в ущелье более 20 миллионов рублей. Закончить строительство здесь планировали в конце мая. Тогда же из Гуамки в Мезмай начнет ходит дрезина.

Мезмайские хроники. Часть третья - заключительная.

Восстановительные работы шли «со скрипом», намеченные сроки их окончания срывались. Тем не менее, заявлялось, что к августу 2003 года они практически завершены, «объект принимается госкомиссией». Писалось также и о том, что в Мезмай уже производится доставка продуктов по узкоколейной железной дороге, но регулярное пассажирское движение ещё не восстановлено — это, якобы, предполагалось сделать в ближайшее время.

Мезмайские хроники. Часть третья - заключительная.

Но выяснилось, что все заявления, сделанные в 2003 году «уважаемыми» средствами массовой информации, являлись ложью! На самом деле, было восстановлено лишь около 3 километров пути (в окрестностях посёлка Гуамка и в северной части Гуамского ущелья), а на остальных 5 километрах ремонт не начинался. Заказывать тепловоз-автомотрису на Камбарском машиностроительном заводе никто не собирался. На восстановленном участке в летнее время ездят частные съёмные дрезины — на них возят туристов. Единственный исправный «тяжёлый» подвижной состав - дрезина, сделанная с использованием узлов и агрегатов грузового автомобиля ГАЗ-53.

Мезмайские хроники. Часть третья - заключительная.
Автодрезина ГМД4 на базе ГАЗ-53 на ст. Шпалорез (пос. Отдаленный, Апшеронская УЖД) Фота не моя

Летом 2007 года, по информации от М. Лисовина, в Гуамском ущелье продолжались работы по восстановлению узкоколейной железной дороги. Со стороны Гуамки путь был отремонтирован от станции до ущелья. На последнем километре был уложен обновлённый путь (шпалы - полностью новые, рельсы - как старые, так и новые). Со стороны Мезмая был уложен новый путь до моста через реку Курджипс. В работах была задействована строительная техника, в том числе бульдозер и экскаватор.

Мезмайские хроники. Часть третья - заключительная.

По состоянию на лето 2008 года (информация от М. Лисовина), узкоколейная железная дорога Гуамка - Мезмай впервые за несколько лет являлась пригодной для сквозного проезда. Ни одного тепловоза по-прежнему не было. Движение по узкоколейной железной дороге в основном сводилось к катанию туристов от Гуамки на несколько километров по ущелью.

Мезмайские хроники. Часть третья - заключительная.

В течение первой половины 2009 года на узкоколейную железную дорогу поступил подвижной состав: тепловоз ТУ8-0427, ранее находившийся на узкоколейной железной дороге в Великом Бычкове (Украина, Закарпатская область), три пассажирских вагона и две четырёхосные платформы (происхождение не установлено, однако известно, что вагоны не новые, они взяты с какой-либо узкоколейной железной дороги).

Мезмайские хроники. Часть третья - заключительная.

По состоянию на лето 2009 года (информация от М. Лисовина), по узкоколейной железной дороге регулярно курсировал туристический поезд, состоящий из тепловоза ТУ8-0427 и двух пассажирских вагонов. Маршрут поезда: станция Гуамка - остановочный пункт у начала ущелья (на этом участке поезд следовал без пассажиров) - остановочный пункт у ресторана, построенного примерно в середине ущелья. В обратном направлении поезд следовал вагонами вперёд. Стоимость проезда в одну сторону составляла 50 рублей. Сквозное движение от Гуамки до Мезмая в 2009 году было невозможно - недавно отремонтированная насыпь успела просесть.

Текст частично взят отсюда: http://sbchf.narod.ru/14/guamka-mezmay.html

Оставить комментарий



Архив записей в блогах:
В рамках рабочего визита Кирсан Илюмжинов посетил Ливию в качестве президента ФИДЕ. Кирсанов смог предварительно договориться с Кадаффи об осеннем шахматном турнире в Триполи. Обе партии кирсанов играл черными. За белые играл сначало сам ...
Вчера знакомый спросил мнения о речи Парфёнова, сразу ставшей в своём роде знаменитой, на вручении премии, кажется, Листьева. О вот этой . Не вдаваясь сильно в содержание, не могу не сказать, что Парфёнов сходу, с места в карьер дискредетировал ...
Ну чоа... сдал автобус на сервис. Если всё будет норм, завтра заберу и охуевлю фоточками было/стало. Хохохо. На сервисе сказали, что я неисправим. Ну так то да. ...
В регулярно проходящих в рунете "псиносрачах" защитники бродячих собак утверждают, что нам нужно брать пример с Европы, где собак не убивают, а отлавливают и помещают в питомники. Вопрос в том, насколько их утверждения соответствуют ...
И снова Гамлет. Это действительно очень непросто. Видеть, "Какое чудесное создание человек! Как благороден разумом, безграничен талантом, прекрасен внешностью, как гибок в своих движениях! По своим поступкам он напоминает ангела, по творчеству - Бога. Краса мира! Совершенство всех созданий ...