рейтинг блогов

Как Енакиево не стало центром авиастроения

топ 100 блогов frankensstein11.05.2011 Теги: Янукович Ниже размещена статья, написанная мною для одного из донецких интернет-изданий. Рассказ о том, как те, кто называет себя "патриотами Донбасса" на самом деле относятся к вверенному региону. Если кто-то до сих пор считает, что я сгущаю краски и навожу напраслину на областные власти, просто почитайте и сами сопоставьте факты. Все сказанное в статье подтверждается фото и видео доказательствами.


Когда я впервые услышал об авиаконструкторе из Енакиева, то с трудом смог сдержать улыбку. Так уж получается, что многочисленные истории о провинциальных изобретателях на поверку зачастую оказываются чепухой, а сами изобретатели всевозможных «вечных двигателей» - людьми не совсем здоровыми. К тому же одно словосочетание «авиаконструктор из Енакиева» изрядно отдает абсурдом в современных реалиях.

Однако, сколь бы фантастично это не звучало, Енакиево действительно совсем недавно едва не стало центром украинского вертолетостроения. Именно в этом городе в 1993-м году был сконструирован первый вертолет независимой Украины – ВТ-1, созданный бригадой местных авиаконструкторов под руководством Владимира Яковенко. Сегодня это имя мало кому знакомо даже в Донецкой области, а в интернете о Яковенко можно найти лишь несколько эпизодических упоминаний, но если бы история повернулась иначе, вполне возможно, что Енакиево сегодня было бы совсем другим городом, а фамилия конструктора была бы не менее известной, нежели фамилии Антонова или Патона.

Как Енакиево не стало центром авиастроения


О Владимире Яковенко я узнал совершенно случайно, из попавшей мне в руки местной газеты. История заинтересовала, и я отправился в Енакиево, чтобы собрать на месте как можно больше информации. К сожалению, Владимир Тимофеевич Яковенко умер в 2009-м году, так и не запустив свое детище в серийное производство. Но мне удалось познакомиться с его коллегой Николаем Горчевым. Благодаря ему и стал возможен этот рассказ.

Как Енакиево не стало центром авиастроения


Николай Иванович – майор авиации в отставке, живет на окраине Енакиево, в поселке Юнком. Дом, где ему десять лет назад дали квартиру, представляет собой четырехэтажный огрызок недостроенной панельной девятиэтажки. Долгое время он стоял пустым, затем был все-таки достроен и отдан военным очередникам.

Как Енакиево не стало центром авиастроения


Лифты в доме при таком раскладе устанавливать конечно никто не стал, и лифтовую шахту законсервировали, установив железные двери.

Как Енакиево не стало центром авиастроения


Горчев работал с Владимиром Яковенко с 1993 по 2006 год. В команду вертолетчиков он пришел одним из первых. Когда Яковенко стал собирать специалистов-авиастроителей, вертолет, придуманный им, существовал только на чертежах, но уже через восемь месяцев после начала работы – поднялся в воздух. С названием долго не мудрствовали. Аппарат получил имя ВТ-1 (т.е. В(ертоле)Т-1), и под этим именем вошел в историю независимой Украины, как первая украинская разработка, покорившая небо. В начале 90-х стране было не до масштабных проектов, останавливались даже индустриальные гиганты, и тем удивительнее был успех бригады энтузиастов из Енакиева.

Над вертолетом работало около 10 человек. Собирали машину в помещении енакиевского ПТУ № 44, об аренде которого удалось договориться «по знакомству». Здание ПТУ для подобных опытов было, конечно, не приспособлено, и потому готовый аппарат пришлось извлекать через окна спортзала, предварительно демонтировав стеклопакеты. В феврале 1994 года ВТ-1 впервые полетел. Разумеется, это был легкий (400 кг), двухместный аппарат предельно простой конструкции – рассчитывать на большее в кустарных условиях было невозможно. Но для Енакиево начала 90-х и это было чудом.

Как Енакиево не стало центром авиастроения


Никакого дохода от своей деятельности авиаконструкторы не имели, и потому приходилось совмещать работу над вертолетом с заработками на стороне. Кто-то работал водителем, кто-то – токарем на одной из городских шахт, кто-то чинил автомобили в гаражах… Денег катастрофически не хватало, приходилось обращаться за помощью ко всем, кто мог оказать посильное содействие.
Первоначально обратились к властям города и области, но там Яковенко никто не захотел и слушать. Не помогло даже знакомство с космонавтом Береговым, который высоко ценил талант конструктора. Виктор Янукович, в 90-х занимавший пост губернатора Донецкой области, отчего-то не пожелал помочь своему земляку. Почему так произошло, сегодня можно спросить разве что у самого Виктора Федоровича, да он вряд ли ответит на этот вопрос.

Как Енакиево не стало центром авиастроения


Владимир Яковенко и Георгий Береговой (крайний слева)

Местные бизнесмены в 90-х также не горели желанием спонсировать наукоемкие, долгоокупаемые проекты. Тогда деньги делались куда проще и быстрее, дешевле было закопать в террикон пару-тройку человек и отжать какой-нибудь комбинат, чем раскручивать сомнительного изобретателя, и потому серьезных инвестиций в Донбассе Яковенко найти не удалось. В конце-концов, спонсировать его стала нефтегазовая компания из… Ивано-Франковска. Так уж случилось, что никому, кроме галичан енакиевские вертолеты оказались не нужны…

Средств поступало немного, хватало разве что на зарплату сотрудникам конструкторского бюро да кое-какие запчасти, но и этому были рады. Вскоре, вслед за первым вертолетом были созданы еще два – ВТ-2 и ВТ-3. Второй вертолет практически не отличался от первого, а вот третий имел уже принципиально иную конструкцию. Благодаря спонсорской помощи удалось за 35 тыс. долларов приобрести подержанный американский двигатель «Континенталь», а он позволял поднимать в воздух уже более тяжелый аппарат.
Третий вертолет получил второе имя «Тамарис» в честь супруги конструктора Тамары Яковенко.

Как Енакиево не стало центром авиастроения


Не очень качественная, но почти сюрреалистическая фотография. Енакиевский вертолет, взлетающий на фоне недостроенных многоэтажек микрорайона Фильтровальная.

Как Енакиево не стало центром авиастроения


В конце 90-х енакиевскими вертолетами заинтересовались американцы. На авиасалоне в Берлине Яковенко познакомился с Николаем Сикорским – сыном создателя вертолета Игоря Сикорского, продолжающим дело отца. Это знакомство сделало его известным в определенных кругах, и вскоре Яковенко предложили переехать в Соединенные Штаты. Однако на это предложение Владимир Тимофеевич ответил категорическим отказом. Свой вертолет он хотел производить только в Украине, и был уверен, что вот-вот получит признание и помощь у себя в стране.
Не сложилось.

Как Енакиево не стало центром авиастроения


Сикорский и Яковенко

Из 44-го ПТУ в конце-концов попросили. Пришлось переехать на окраину Енакиева – в микрорайон Фильтровальная, где удалось арендовать полузаброшенный мебельный магазин. Там конструкторы работали до самого распада КБ. После избрания мэром Енакиева нынешнего мэра Сергея Рухадзе в 2001 году, Владимир Яковенко попробовал в очередной раз обратиться к городским властям с предложением по организации в Енакиево вертолетного производства. Для этого он просил выделить часть территории заброшенного завода железобетонных напорных труб, где обещал трудоустроить 600 человек. Подобное высокотехнологичное производство могло бы в перспективе полностью преобразить Енакиево, и превратить его из грязной угольно-металлургической провинции в один из важнейших центров украинского машиностроения. Однако власти города отказались предоставлять конструктору промплощадку бесплатно, и предложили оплатить аренду. Запрошенных денег у Яковенко не было, и бизнес-план, разработанный Николаем Горчевым так и остался лишь на бумаге. Сегодня проект, за который американцы готовы были отдать миллионы, пылится в кладовке, как какая-нибудь негодная макулатура.

Как Енакиево не стало центром авиастроения


Обычно подобные расчеты хранятся в секретности, а для того, чтобы их добывать придумали такую штуку, как промышленный шпионаж. Но в Енакиево я снимаю эти документы на обычную "мыльницу" абсолютно свободно. Они бесполезны в стране януковичей...

Как Енакиево не стало центром авиастроения


Как Енакиево не стало центром авиастроения


А так выглядит сегодня тот самый завод ЖБНТ, который Яковенко предлагал приспособить под производство вертолетов. Чтобы написать эту статью, я отправился туда и совершил небольшую прогулку по его территории.

Как Енакиево не стало центром авиастроения


Как Енакиево не стало центром авиастроения


Как Енакиево не стало центром авиастроения


Как Енакиево не стало центром авиастроения


Из останков железобетонных цехов местные жители добывают арматуру. Разбивают кувалдами плиты, а начинку сдают в металлолом. Таким "бизнесом" в Донбассе привыкли заниматься с 90-х.

Как Енакиево не стало центром авиастроения


Как Енакиево не стало центром авиастроения


Этот чувак мог бы работать на этом заводе в качестве рабочего, но благодаря четким и слаженным действиям властей Донецкой области, вместо этого он разносит останки ЖБНТ на кусочки.

Как Енакиево не стало центром авиастроения


Удалось взять краткое интервью. По словам старателей, бизнес довольно выгодный, куда там вертолетам…



В этих цехах могли бы собирать летательные аппараты, но скоро они исчезнут с лица земли.

Как Енакиево не стало центром авиастроения


Покидая территорию завода, вблизи разваленной постройки наткнулся на таксиста, провалившегося колесом в канализационный люк. Мужик заехал на завод справить нужду. История в духе Задорнова.

Как Енакиево не стало центром авиастроения


Как Енакиево не стало центром авиастроения


Пришлось ненадолго отвлечься от вертолетов и заняться более земными делами.

Как Енакиево не стало центром авиастроения


WIN!

Как Енакиево не стало центром авиастроения


Скоро на месте завода построят огромный торговый комплекс. Инвестором, по слухам, выступает депутат Юрий Иванющенко. Все в Енакиево будет хорошо!

Как Енакиево не стало центром авиастроения


Проработав несколько лет, конструкторское бюро Яковенко не выдержало безденежья и развалилось. В один прекрасный день арендодатель попросил вертолетчиков съехать, и коллектив остался без помещения. Иванофранковские спонсоры предложили конструкторам переехать на работу в Западную Украину, часть людей согласилась на переезд, Яковенко и Горчев уезжать не захотели. Случился конфликт, в результате которого несколько инженеров покинули Енакиево, прихватив с собой некоторые модели и чертежи.

Вертолеты после потери помещения стало банально негде содержать, а коллектив остался без средств к существованию. В конце-концов, машины пришлось перевезти на Южмаш, в Днепропетровск, где пообещали помочь с инвестициями, но по какой-то причине так и не помогли. В 2006 году Владимир Яковенко перенес инфаркт и отошел от дел. Разработанный проект четвертого вертолета ВТ-4 так и не воплотился в жизнь. А в 2009-м году неординарный авиаконструктор скончался.

Внимание областных властей енакиевский самородок не привлек даже после своей смерти. Город, выбрасывающий миллионы долларов на «утепление» сталинок, прокладывание дорог для Януковича и показушное развешивание портретов Берегового, не смог выделить для Яковенко даже приличного места на кладбище. Гениальный человек похоронен у самого края, возле кучи глины и мусора, не нужный никому, кроме друзей и родственников.

Как Енакиево не стало центром авиастроения


Как Енакиево не стало центром авиастроения


А так выглядит могила известного в области криминального авторитета Григория Долидзе, убитого в 1998 году. Так получилось, что в Енакиево и при жизни и после смерти куда более комфортно быть криминальным авторитетом, чем авиаконструктором.

Как Енакиево не стало центром авиастроения


Николай Горчев с горечью говорит об утраченных возможностях. Сейчас он по собственному выражению «торгует спичками» на местном рынке. Летчик-испытатель Евгений Нечаев, поднимавший в воздух вертолеты Яковенко, теперь подрабатывает от случая к случаю на «кукурузниках» и опыляет фермерские поля. Собранные энтузиастами вертолеты были проданы после смерти конструктора, и о дальнейшей их судьбе уже ничего не узнать.



По мнению Николая Ивановича, вина за провал вертолетостроения в Донбассе лежит на областной власти. За долгие годы никто из так называемых «патриотов Донбасса» так и не удосужился помочь конструктору ни деньгами ни связями.



В 2010 году президент Украины Виктор Янукович за 12 миллионов евро приобрел вертолет AgustaWestland-139 итало-американского производства, на котором по сей день бороздит украинские небеса. А словосочетание «енакиевский вертолет» так и осталось оксюмороном, вызывающим у рядового гражданина лишь скептическую усмешку.

Оставить комментарий

вольдемар 22.02.2019 19:12

https://bit.ly/2XeDSF7
Автоматический заработок от 90.000 рублей в месяц
Гарантия возврата денег.
Dmitri Alifirenko 30.05.2022 19:50
Это был гений.
Посты по теме:
Украинское руководство и лично Виктор Янукович обязаны наказать фашиствующих молодчиков, виновных в избиении ветеранов ВОВ 9 Мая. Фашизм должен быть остановлен руководством Украины, если Янукович не хочет повторить ...
Украинское руководство и лично Виктор Янукович обязаны наказать фашиствующих молодчиков, виновных в избиении ветеранов ВОВ 9 Мая. Фашизм должен быть остановлен руководством Украины, если Янукович не хочет повторить ...
В Украине продвижение реформ в медицинской, образовательной и отрасли жилищно-коммунального хозяйства остается неудовлетворительным. Об этом заявил президент Украины Виктор Янукович. (Leave a comment)
Янукович поручил Генпрокуратуре создать рабочую группу по инцидентам 9 мая во Львове : Православие и мир.
Украинское руководство и лично Виктор Янукович обязаны наказать фашиствующих молодчиков, виновных в избиении ветеранов ВОВ 9 Мая. Фашизм должен быть остановлен руководством Украины, если Янукович не хочет повторить ...
Виктор Янукович также назвал неоценимым подвиг тех, кто поднял из руин города и села, заложил основы независимости Украины. «Эти люди и сегодня учат нас мудрости, выдержке, терпению и оптимизму», - подчеркнул он. ...
Президент Украины Виктор Янукович предлагает при рассмотрении проекта государственного бюджета на 2012 год выделить средства для закупки как минимум 2,5 тысячи школьных автобусов. По его словам, вопрос обеспечения ...
Архив записей в блогах:
Бессмысленно и беспощадно. В этом году у нас так себе с отпусками - у меня новая работа, а у мужа, похоже, намечается потоп и буря изменений на работе на лето - не разбежишься. Соответственно - существенную часть лета мы просто дома. И дети ... тоже дома. К бабушкам вывезем, по ...
. Оказывается (прочитал очередную порцию "О судьбе гуманизма в XXI столетии" Кургинян), что мир имеют погубить не какие-то анонимные гностическеи фашисты, а тайные, а подчас и явные, поклонники культа Кибелы. Вот целиком выдержка из Кургиняна. Если Эней, его отец Анхиз и весь ...
« Сегодня была пресс-конференция Барака Обамы с госпожой Меркель, и там были расставлены совершенно иные акценты, нежели они расставлялись еще какое-то время назад... Есть, действительно, какая-то другая нюансировка. Еще год-два назад мы слышали, что Россия — региональная держава и ...
Считаю, что запеканка-одно из самых простых, доступных и быстрых в приготовлении блюд. ...
Пробыли там всего 4 дня, чудесных дня))) Несмотря на то, что природа тут намного бледнее, чем на Севере (и, скорее всего еще и потому, что ноябрь - не самый яркий месяц))), своя удивительная прелесть есть тут во всем, местами - необычный для наших глаз монохром очень вдохновляет, ...
  • Default_profile_5_normal
    Alexander_2014: Януковичу интересно, когда наконец Азаров ответит на один вопрос: Президент Украины Виктор Янукович поручил прем... http://bit.ly/lpWfJI

  • __________1_normal
    oleksiyenko: http://t.co/XkVaPsR Янукович раскритиковал министра

  • 99709_normal
    teleremont: Янукович поручил Табачнику разработать новый законопроект об образовании http://tinyurl.com/3qw5vbq

  • 7news_normal
    7news_in_ua: Янукович: Украине катастрофически не хватает детских садов: Президент Виктор Янукович считает недостаточным коли... http://bit.ly/k4C54Z

  • V
    jurek99: Янукович призначив Р.Кузьміна першим заступником Голови АМКУ http://jeynews.com.ua/news/d0/56736

  • Favicon_normal
    stnews_info: http://tinyurl.com/66d3vgr Янукович дал новое поручение ГПУ...

  • Vvlogo_new_normal
    VVNEWSinfo: Янукович: разные тарифы ЖКХ в регионах – это недопустимо http://bit.ly/mFaWRk

  • Logo_normal
    obkomnetua: По мнению "Батькивщины", Янукович надругался над Тимошенко, потому что ее в Сумах сильно полюбили: Решение о зап... http://bit.ly/iqVaGt

  • 100px-lesser_coat_of_arms_of_ukraine
    UAPolitics: По мнению "Батькивщины", Янукович надругался над Тимошенко, потому что ее в Сумах сильно полюбили http://bit.ly/mcN6dd #ua

  • Default_profile_3_normal
    Xfancy047: В Госдуме РФ уверены, что на самом деле Янукович не может не любить и не уважать московских нацистов | ОБКОМ http://t.co/4AhmX6G

  • Getimage_normal
    Sylima: Янукович заявил, что вузам нужно дать больше автономии http://bit.ly/iBIy5l

  • Lipoxlop_upic_normal
    lypa_te_ua: Lypa.te.ua: Янукович відправив Табачника кататись шкільним автобусом http://lypa.te.ua/archives/15987

  • X_5eb21c9c_normal
    SergeyZinchyk: Янукович озвучит Prime Yalta Rally в эфире «Евроспорта»

  • Default_profile_1_normal
    _tausa_: Янукович начал опаздывать в стиле Ющенко http://t.co/FO5vQoL via @CommentsUA_P

  • Reformator_twitter_normal
    reformator_ua: Янукович считает необходимой дальнейшую оптимизацию школ http://bit.ly/li304c