Гениальный сифилитик
Любовь Гайдученко — 17.11.2011Я считаю Моцарта вершиной не только музыки, но и жизни вообще.
Моцарт - это величайшая загадка нашей цивилизации, отгадать которую
вряд ли возможно. Впрочем, вся жизнь человека состоит из
неразрешимых загадок и "вечных" вопросов. Но речь пойдёт на сей раз
не о Моцарте, а о другом величайшем музыкальном гении, который
творил с ним в одну эпоху и почти рядом географически, который
также прожил ничтожно короткую жизнь. Это Франц Шуберт. Как сказал
Ленин Горькому о бетховенской "Аппассионате": "Какая, батенька,
нечеловеческая музыка!" У Шуберта музыка действительно
нечеловеческая. Впрочем, большинство его песен вполне
"человеческие", их вполне могут слушать самые простые, не
искушённые в музыке люди. Но вот, например, его квартеты, трио или
квинтет "Forellen" - здесь уже просто присутствие божественного
непознаваемого начала... И всё это при том, что Шуберт был...
сифилитиком. Для меня, просвещённого человека ХХI века, это что-то
дико мерзкое и совершенно не совместимое с теми чувствами, которые
я испытываю, когда слушаю это чудо. Как же так? Зачем гению нужны
были проститутки? Неужели мало было сознания, что он не принадлежит
к этому грязному человечеству??? Неужели было обязательно
соприкасаться с моральными уродами, ведь лично мне с детства ясно,
что общение с людьми приводит только к травмам?.. Понятно, почему
человек напрочь был лишён того, что называется личной жизнью.
И закрадывается такая мысль - неужели гениальность начинается
тогда, когда человек лишается права на элементарное, тёплое, что
греет душу - любви к женщине или мужчине, общения с себе
подобными... Впрочем, таким не подобен никто, только такой же
гений, а два гения редко общаются между собой. Любой гений в своей
земной жизни проживает не на земле среди людей, а в своём
пространстве, которое находится где-то за пределами нормального
человеческого восприятия. Что там происходит, какие события - мы
можем судить только по "конечным продуктам", выдаваемым творцом в
наш мир. При этом 99 процентов человечества улавливает только
ничтожную часть творчества этих личностей, которые никогда не будут
адекватно восприняты косной интеллектуально массой, хоть и пытаются
изучать их творчество, а что касается композиторов - их всегда
можно послушать во множестве исполнений самых блестящих музыкантов
как нашего, так и прошлого времени. Но какие бы исследования и
трактаты мы ни писали, как только начинает звучать их музыка, все
наши домыслы разбиваются о несокрушимую тайну, которую они принесли
в наш странный мир...
|
</> |