"БОГ МАКМЫР" ИЛИ ИСТОРИЯ ОДНОГО ИДОЛОПОКЛОНСТВА))
smelding — 17.08.2011
Переко... гм. ассиметричное лицо недавно выуженного в
белорусских водах изваяния навело меня на воспоминания об истории,
в годы моей юности приключившейся в моих родных краях. Многие знают, что археологи непрочь вполсерьеза "поиграть" в язычество - устанавливают рядом с лагерем истукан, приносят ему "жертвы", устраивают "ритуалы". Иногда это приводит к довольно интересным результатам... но я сейчас хочу рассказать небольшую историю об одном таком "идолопоклонстве". Археологи редко нарекают истуканы именами реально почитавшихся Богов (что нельзя не признать весьма мудрой практикой). Конкретно наш "герой" носил имя "бога Макмыра".
Тут надо остановиться и объяснить, что значит Макмыр - читатели из далеких от моей "малой родины" краёв могут не знать этого страшного слова. Начать придётся издалека. У аборигенов наших мест, удмуртов, в ходу особый национальный напиток - "кумышка". Не стоит обманываться названием - общего у кумышки с кумысом не больше, чем у палицы с пальцем. Кумышка представляет из себя весьма низкокачественный самогон, полный сивушных масел. В своё время это качество сделало кумышку не просто национальным, а культовым напитком - из-за обилия сивушных масел кумышка была сильным галюциогеном. По словам писателя Василия Яна, посещавшего наши края, удмурт, напившийся кумышки, "наяву видит своих богов и разговаривает с ними". Обычно тихие (по собственному их определению - "русский медведь, татарин волк, удмурт - рябчик"), удмурты во время праздников с обильными возлияниями священной кумышкой, становились, по словам того же Яна, агрессивны и опасны.
Но то же самое богатство сивушных масел имело и другой эффект. Побывав в своем языческом раю, наутро после праздника удмурт заживо попадал в ад. Похмелье, наступающее после распития кумышки, русскими словами (а немало русских пробовало кумышку, испытав все связанные с этим "прелести", кроме, разве что, общения с удмуртскими божествами) не описывается совершенно. Люди, испытавшие это на себе, рассказывали мне, что слово "бодун" в этом отношении кажется безнадежно слабым, не описывающим и десятой доли тех ощущений, что испытывает переживщий распитие кумышки бедолага. Поэтому для похмелья, следующего по тяжести за "бодунищем", русские в наших краях позаимствовали удмуртское слово "Макмыр".
Итак, теперь вернёмся к нашим археологам. Раскапывая поселение Непомнюкакой археологической культуры где-то на границе Удмуртии и Кировской области, сутденты-археологи решили поставить возле лагеря идол и устроить в его честь культ.
Идол нарекли, как вы уже поняли - Макмыром. Лично я в этом деле не участвовал, но видел фотографии истукана. Это было дерево с обубленными ветками, воткнутое вершиной в землю. Кривой корень изображал нос, складка коры рядом с ним - перекошенный рот, над "носом" срубили два разновеликих корня, выкрасив торцы обрубков белым, в центр срезов поставили расфокусированные красные "зрачки", а снизу бельма подвели синим. стальные корни, торчащие во все стороны, призваны были изображать волосы новоявленного божества.
Короче говоря, при первом же взгляде на жуткую рожу становилось ясно: это - Он!
Макмыр.
Культ Макмыра с соответствующими песнями, плясками и, разумеется, обильными возлияниями (не знаю, употреблялась ли кумышка, врать не хочу), продолжался несколько дней. Потом в верховьях реки, на берегу которой встали станом древнекопатели, выпали осадки в небывалом с самого начала метеоизмерений в тех краях объеме. Выше по течению реки прорвало мельничную плотину.
Студенты, спавшие в палатках на берегу, успели проснуться, схватить, что попалось под руку, и взбежать на высокое место.
То, что под руку не попалось, в лучшем случае собирали по берегу на очень большом расстоянии вниз по течению, начиная с собственно палаток.
Худо-бедно собрав то немногое, что удалось, злые, мокрые и поеденные обильными удмуртскими комарами студни пришли в лагерь, ритуально выдернули Макмыра из земли, ритуально побили палками и ритуально выкинули в лес. На том история почитания "бога Макмыра" и завершилась.
Мораль сей истории подвели трое, каждый читатель может выбрать понравившуюся, на свой вкус.
Вывод рассказавшего мне сию историю В.В. Пузанова, моего научного руководителя, православного монархиста:"вот до чего доводит - поганым кумирам кланяться!".
Вывод мой: Местные боги обнаружили на своей территории самозванца и решили его проучить.
Вывод моей бывшей, которой я рассказал эту историю: "Наверно, они по утрам очень громко просили у своего бога "Водыыыы! Водыыыыы!!". Ну, тот и выдал. побольше, чтоб с гарантией.
Bigger — современные технологии для людей с ослабленным зрением
Садики в Омске никому уже не нужны
Интересные исторические факты о которых вы не слышали + Makoto
Про секреты
Мы с Украины. Знай наших!
Красавцы
"Натурщица" 1910-е гг. Николай Фешин (1881 - 1955)
Музей в Карлсхорсте

