12 января 1907 года родился Сергей Павлович Корольов
ru_politics — 12.01.2010 Собственноручно заполненная анкета С.П. Королевым при поступлении в Киевский политехнический институт.Газета "КП в Украине" 11.01.1997 поместила публикацию о Сергее Королеве. Ее автор "сокрушался" относительно того, что в родном Житомире конструктору поставили памятник "с режущей глаз фамилией" Корольов".
Неоспоримым доказательством в этом случае есть только документы. В книге "Слово о Королеве", которая в 1970-м вышла в издательстве "Молодь", мать Сергея - Мария Москаленко - в статье "Мой сын" вспоминает, что "по тогдашним общественным разделением мы принадлежали к козакам. И не только на бумаге. Когда-то на Запорожской Сечи числились в реестре славные козаки Фурсы, Москаленки и Лазаренки. Это мои деды и прадеды. Как истинные рыцари, они показывали свою храбрость и силу на поле боя и в походах, а вот дома всю власть отдавали женщинам. А в паспорте отца - Николая Яковлевича Москаленко - значилось "Козак города Нежина".
После окончания Нежинской гимназии я прибежала домой с аттестатом зрелости, а дома - праздничный стол, торжественность, и Павел Корольов, студент Нежинского института, почему-то уголки обтирает.
- Вот твой жених, Маруся, - говорит мать. Я так и открыла рот. Потом в слезы: Павел был низенький, худощавый, некрасивый, еще и желваки бегали по щекам. К нам ходили хорошие парни, топтал тропу и этот, но я на него внимания не обращала. Как он сумел подойти к матери до сих пор не пойму. Одним словом, она и слушать не хочет:
- Вот твой муж - и все!
Но то ли и мне передалась материнская характер, то уже наше свободолюбие сыграло свою роль, а может, суть в том, что я была на 11 лет моложе мужа, но однажды (жили мы тогда в Киеве) он пришел домой поздно и начал по привычке безобразничать, я сказала - достаточно. Надела пальто. Подхватила малого Сережу и сказала: "Прощай раз и навсегда!" И уехала в Нежин. Мать, человек решительный и гордая, одобрила мой шаг, приласкала меня.
На второй день, когда приехал Павел Королев, чтобы забрать меня обратно, отец сказал: "Знаешь, зятю ... Иди себе с Богом ... А то как возьму тебя за шиворот, тогда уж прости ..."
Уроки деда, бабки и отчима
Пока мама училась на Высших женских курсах в Киеве, Сережа жил у деда и бабы. Дед Николай рассказывал внуку легенды о козачестве, а бабушка прививала любовь к труду, волю, настойчивость. Сережа дедушка Николай Яковлевич Москаленко и по внешности, и по характеру был типичным украинским, родовым козаком города Нежина. Правда, от украинского козачества во времена детства Сергея только и осталось в Нежине, что Козачья управа на Козачьей улице, в которой все после окончания гимназии должны были брать справку о состоянии, без которой нельзя было поступить в высшее учебное заведение. Дедушка много рассказывал Сереже о козацкой древности и брал его с собой на кладбище, где стояли старинные дубовые кресты с надписями: "Здесь похоронен козак города Нежина ..."
Тем временем мать познакомилась в столицу со студентом Киевского политехнического института Григорием Баланиным, за которого вскоре вышла замуж. Вскоре Григорий закончил институт, получил назначение в Одессу. Супруги приняли и Сережу. Отчим стал ему другом на всю жизнь, всегда делился с парнем своими знаниями и жизненным опытом, помогал в учебе. Недаром Сергей так горько плакал над гробом отчима.
В Одессе для парня наступила счастливая пора знакомства с морем и людьми, которые ежедневно заполняли причалы. Серьезный не по годам Сергей быстро подружился со взрослыми. Крестьяне из-под Харькова или Чернигова, которые невольно подзабыли родное село и говор, любили слушать певучий украинский язык Сергея, просили его прочитать стихи из "Кобзаря", что он охотно делал.
Впоследствии Сергей Королев в личных анкетах в графе "национальность" непременно писал "украинец". В Киевском городском архиве хранится оригинал, а в музее Киевского политехнического института копия заявления о желании вступить в это учебное заведение. В архиве также есть анкета переучета студентов КПИ от 27 октября 1925 с фотографией Сергея Королева. В графе о национальности указано "украинец" (городской архив, дело № 879, студенческий билет КПИ № 1064).
Слово о Королеве: очерки .- К.: Молодь, 1970 .- 308 с., [16] арк. фотоилюстр. - (Август біогр. Сочинений «Жизнь знаменитых»; Вып. 10).
Сборник составили воспоминания людей, которые лично знали С.П. Королева и годами работали рядом с ним, а также его родных. Материалы размещены в последовательности, соответствующей жизненным вехами ученого. Это воспоминания матери Сергея Павловича М.М. Баланин-Москаленко, его дяди А. Лазаренко, воспоминания Г. Бурды об одесском периоде жизни будущего конструктора, а также студентов Киевского политехнического института, которые учились вместе с ним.
Рассказы журналистов о встречах с С.П. Королевым перед и после полетов космонавтов интересны еще и тем, что в них отражена их мнение о Сергея Павловича как о человеке, ученого, организатора и руководителя чрезвычайно важной отрасли. Завершает издание статья С.П. Королева «Шаги в будущее» о перспективах освоения космоса. Со страниц этих воспоминаний встает образ чрезвычайно волевой, мужественной и решительной человека, который никогда не знала покоя и целенаправленно шла к цели. И, одновременно, это была внимательный, чуткий и добрый человек, которая восхищалась и мечтала. Он понимал, как бурно развивается космонавтика и, как вспоминает Т. Титов, то в разговоре с космонавтами сказал: «Эх, ребята, и я мечтал полететь! Даже первая. Но все равно полечу. Не первым и не пятый конечно. А полечу ».
http://www.gazeta.lviv.ua/articles/2007/01/17/20900/
PS
«человек №2» в советской космонавтике — Валентин Глушко, на чьих двигателях взлетели и первый спутник, и первый космонавт, — тот и в лагере ГУЛАГа, и после всегда обязательно говорил о себе — «украинец». То же самое подчеркнуто в биографии Глушко, написанной его младшим сыном
ivanko333