1 декабря 1994 г. Авиаудар по трем аэродромам Чечни.

топ 100 блогов foto_history01.12.2014 1 декабря 1994 г. Авиаудар по трем аэродромам Чечни.


После поспешного ухода в 1992 г. российских войск из Чечни на ее аэродромах было оставлено 265 самолетов двух учебных авиаполков Армавирского ВВАУЛ Войск ПВО и учебного авиационного центра бывшего ДОСААФ СССР, которые потенциально могли использоваться в боевых действиях. Из них 260 машин являлись чешскими учебно-боевыми самолетами (149 - Л-29 "Дельфин" и 111 - Л-39 "Альбатрос"), каждый из которых мог нести два блока неуправляемых ракетных снарядов (НУРС) УБ-16 или до 250 кг бомбовой нагрузки. Остальными самолетами были три МиГ-17 и два МиГ-15. Чеченская авиация базировалась на трех аэродромах - Грозный-Северный, Ханкала и Калиновская. ПВО аэродромов обеспечивалась 8-10 ЗСУ-23-4 "Шилка", установками ЗУ-23 и пулеметами ДШК, приспособленными для стрельбы по воздушным целям.


1 декабря 1994 г. Авиаудар по трем аэродромам Чечни.

При подготовке к боевым действиям лидеры самопровозглашенной Чеченской Республики Ичкерия значительное внимание уделяли авиации и способам ее применения. Например, чеченцы изучили опыт Швеции, Швейцарии, Германии и других стран по использованию в качестве взлетно-посадочной полосы прямолинейных участков шоссе с твердым покрытием, для чего велась их активная подготовка. Придавалось значение и восстановлению самолетного парка. По данным федеральной разведки, к ноябрю 1994 г. из указанного количества чеченских самолетов в боеспособном состоянии находились не более 40%, или около 100 машин. Остальные машины использовались в качестве источника запчастей или были неисправны.

1 декабря 1994 г. Авиаудар по трем аэродромам Чечни.

Наличие и подготовка чеченского летного состава оставляла желать много лучшего. К началу боевых действий, по данным командующего ПВО Сухопутных войск РФ, Чечня насчитывала 41 подготовленного летчика, причем состав их был разнороден: большинство из них, предположительно, были либо призванными из запаса, либо пилотами гражданской авиации, либо летчиками, прошедшими начальную летную подготовку. Помимо них в Грозном находились 8-10 опытных летчиков-наемников, бывших офицеров Советской Армии, прибывших из различных стран СНГ.

Надо полагать, что именно они провели в строю эскадрилью самолетов Л-29 6 сентября 1994 г. во время военного парада по случаю Дня независимости. Помимо указанного летного состава в Турцию была направлена из Чечни группа курсантов (от 40 до 100 человек, по разным данным) для обучению летного дела, но к моменту начала боевых действий они еще не вернулись. Сам генерал Джохар Дудаев, бывший летчик дальней авиации, был явно не в счет.

1 декабря 1994 г. Авиаудар по трем аэродромам Чечни.


К 30 ноября по меньшей мере одна чеченская эскадрилья самолетов Л-29 "Альбатрос" (12 машин) находилась в состоянии боевой готовности.

По некоторым данным, согласно одному из планов Дудаева под кодовым обозначением "Лассо", в 1994 г. с помощью этих самолетов планировалось нанесение ударов по АЭС и химическим производствам на территории РФ.

РАЗВЕРТЫВАНИЕ

После того как штурм Грозного отрядами антидудаевской группировки 26 ноября 1994 г. закончился провалом, стало ясно, что наведение конституционного порядка в Чечне и военные операции по ликвидации "незаконных вооруженных формирований" (НВФ), а по сути своей - настоящей армии, может быть обеспечено только с помощью федеральных войск.

К вечеру 29 ноября на нескольких аэродромах Северо-Кавказского военного округа (СКВО) с большими трудностями удалось сосредоточить "оперативно-целесообразную и боеготовую авиационную группировку" численностью около 140 боевых самолетов, включая истребители-бомбардировщики Су-17М, фронтовые бомбардировщики Су-24М и штурмовики Су-25. Основу группировки составили подразделения 4-й воздушной армии (ныне - 4-я армия ВВС и ПВО). Позднее они были усилены частями разведывательной, бомбардировочной и дальней авиации (Ту-22М3) из других округов.

И без того непростой процесс создания группировки в данном случае осложнялся общим состоянием Военно-воздушных сил. По словам генерал-полковника авиации Петра Дейнекина, Главнокомандующего ВВС РФ в то время, отсутствие должного уровня финансирования не только не позволило вести работы по совершенствованию аэродромной сети, но и "создать необходимые запасы материальных средств: боеприпасов, горюче-смазочных материалов, запчастей и продовольствия. К началу операции они составили не более 50% от установленных норм". В ходе операции восполнение расходов этих средств в значительной степени осуществлялось не за счет промышленных поставок, а из запасов других авиаобъединений. Недостаток запчастей и агрегатов вызвал трудности с обеспечением исправности самолетного парка.

Недостаток материальной обеспеченности привел к тому, что значительная часть летного состава утратила навыки полетов в сложных метеоусловиях и применения авиационного оружия. А предстояла работа в крайне сложных, характерных для Северо-Кавказского региона метеоусловиях, особенно в осенне-зимний период (низкая облачность, обледенение самолетов и вертолетов в воздухе и аэродромов на земле, снегопады и туманы).

Одновременно с ВВС силами авиации СКВО на трех аэродромах (Моздок, Беслан и Кизляр) была создана группировка армейской авиации в составе 55 вертолетов (Ми-24, Ми-26, Ми-8 и специальное звено управления и связи на Ми-9). Летчиков для Ми-24 и Ми-8 собирали из трех полков. 50% командиров экипажей составляли летчики, прошедшие войну в Афганистане и имевшие подготовку по уровню 1-го класса, т.е. способные выполнять межаэродромные полеты при нижней кромке облачности 100 м и видимостью 1 км. Однако их годовой налет составлял всего 40-50 часов при норме 100-150 часов.

Переброску личного состава и боевой техники на аэродромы Моздок и Беслан выполняли самолеты военно-транспортной авиации (Ан-12, Ан-22, Ан-26, Ан-124 и Ил-76). В район конфликта было также направлено авиационное соединение войск МВД. На аэродроме Моздок первоначально базировалась практически вся авиация, и с него выполняли полеты почти все самолеты и вертолеты.

ПЕРВЫЕ УДАРЫ


Данные армейской и авиационной разведки показывали, что дудаевцы активно готовятся к боевым действиям - возводятся блокпосты, укрепрайоны, выдвигается на огневые позиции бронетанковая техника, на аэродромы подвозятся горючее и боеприпасы. Первыми самолетами, которые приступили к действиям, были фронтовые разведчики Су-24МР, обеспечившие в конце ноября воздушную разведку чеченских аэродромов и других военных объектов. С них велась аэрофотосъемка основных объектов.

1 декабря 1994 г. Авиаудар по трем аэродромам Чечни.

Хотя чеченская авиация располагала только возможностями по применению неуправляемого оружия, она представляла угрозу для авиабаз, военных объектов, а также федеральных войск при выдвижении в заданные районы. Было принято решение нанести упреждающий удар по чеченским аэродромам с целью уничтожения авиационной группировки Дудаева на земле. Первый удар был нанесен штурмовиками Су-25 рано утром 1 декабря 1994 г. по аэродромам Калиновская и Ханкала, где базировались боевые чеченские самолеты. Атака производилась с применением НУРС и авиационных бомб. В результате налета была уничтожена на земле вся боевая авиация Дудаева. Чеченская ПВО аэродромов была застигнута врасплох благодаря эффекту внезапности, не было потеряно ни одного из атакующих самолетов.

1 декабря 1994 г. Авиаудар по трем аэродромам Чечни.

Во второй половине дня налету подвергся аэропорт Грозный-Северный, где российской авиацией были уничтожены прочие чеченские самолеты, в том числе и личный самолет Дудаева, и несколько вертолетов. Утверждают, что удары наносились штурмовиками настолько прицельно, что практически не были повреждены взлетно-посадочные полосы, а здания аэровокзального комплекса и аэродромное оборудование получили минимальные повреждения. На этот раз по атакующим самолетам велся сильный зенитный огонь, но не было потеряно ни одной машины.



1 декабря 1994 г. Авиаудар по трем аэродромам Чечни.




1 декабря 1994 г. Авиаудар по трем аэродромам Чечни.

1 декабря 1994 г. Авиаудар по трем аэродромам Чечни.
1 декабря 1994 г. Авиаудар по трем аэродромам Чечни.


1 декабря 1994 г. Авиаудар по трем аэродромам Чечни.



1 декабря 1994 г. Авиаудар по трем аэродромам Чечни.

1 декабря 1994 г. Авиаудар по трем аэродромам Чечни.

1 декабря 1994 г. Авиаудар по трем аэродромам Чечни.


ИСТОЧНИК Вячеслав Кондратьев Грозное небо над Чечней


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Гулял с акитой и нашел созревшее авокадо. Принес его поссумам - самих не выгуливаю, так хоть дары с прогулок :)) Вот, Белка кушает авокадо: ...
Нередко бывает, что гениальный ум совершает открытие или делает изобретение, а кто-то потом использует его совершенно другим способом – не так, как задумывалось.  Нет пределов человеческой изобретательности!  Именно благодаря этим людям жизнь на земле становится проще, а ...
Очередные вибрации в сети: одна дама купила в китайском онлайн-магазине платье-копию наряда Джейми Александр, в котором она пришла на премьеру сиквела "Тора" в 2013 году. Кто запамятовал, тому вот фотка освежить: Ну, и понеслось: в китайских магазах продают подделки, опасносте, все ...
Вчера упал очередной спутник запущенный Россией. 25 лет разрушающей деятельности реформ в сферах жизни, образования сделали свое подлое дело. Обещанные горы достатка рынок нам не принес, зато угробил за этот период образование и ценности, такие например как ответственность и способн ...
В адрес нашей редакции поступила интересная картинка-инструкция: Как нам удалось выяснить – на ней изображена интересная конструкции нового пластикового йо-йо от AERO-YO – Shuriken 2.0. Из подробностей известно: это йойо-трансформер. Стандартно оно ...